Мы хотим рассмотреть жизнь человека в трех аспектах:
а) биологическом, б) психическом, в) духовном.
а) Биологический ход жизни.
Мы уже установили, что всякий живой организм хронотипически определен своим родом. Если предположить, что продолжительность жизни человека составляет около восьмидесяти лет, то в ходе человеческой жизни можно различить три фазы:
*период роста, в который происходит более созидание, нежели разрушение;
*период равновесия между созиданием и разрушением, и
*период инволюции, нарастающего разрушения.
Период роста, продолжающийся примерно до двадцати лет (у девушек он заканчивается несколько раньше, у юношей - немного позже), проходит не последовательно, а в трех фазах, в которых сменяются рост в длину и в ширину. Этот процесс я подробно описал в "Фазах развития ребенка", там указано на проблемы развития в детском возрасте. Здесь будет достаточно краткого обзора периодов развития:
(1)от рождения до первого вытягивания и смены зубов;
(2)от смены зубов до периода половой зрелости;
(3)от половой зрелости до взрослого состояния.
Периоды наполнения, в которые ребенок становится шире и тяжелее при замедленном росте в длину, сменяются фазами вытягивания, ускоренного роста в длину, в которые прежде всего растут конечности. Эти периоды роста расположены непосредственно перед готовностью к школе (сменой зубов) и непосредственно перед половой зрелостью. За ними следуют периоды роста в ширину.
Значительное влияние на величину тела, которой достигает человек, но не на ритм фаз развития, оказывает питание. Оно сказывается в различных критических фазах, которые являются разными для разных органов. Развитие мозга, например, происходит так, что в первые пять месяцев жизни число клеток в мозгу сильно возрастает, и только после этого увеличивается их размер. Дифференциация и рост следуют друг за другом, причем дифференциация является важнейшим шагом развития. Последствия недостаточного питания в этой (разе впоследствии нельзя будет исправить. Недоедание же в последующей фазе роста величины клеток еще может быть сбалансировано впоследствии.
Поэтому совершенно очевидно правильно, что грудному ребенку необходимо оптимальное кормление, так как недостаточное питание и болезни, если они наступают в этой фазе, часто имеют стойкие последствия. Для развивающихся стран это очень тяжелая проблема.
Показанная здесь очень схематическая кривая перелает среднюю продолжительность периодов созидания, равновесия и разрушения. Каждая система органов имеет, впрочем, свою собственную хронотипичесок) кривую. Каждый знает, что примерно с сорокового года жизни возникает потребность в очках при чтении, потому что затвердение линзы ведет к ослаблению аккомодации глаза. С ушами же дело обстоит иначе. Уже после 19 лет объем слышания уменьшается, самые высокие и самые низкие тона уже не воспринимаются. Один из моих сыновей выразил это так: "Ах, отец, тебе не нужен дорогой проигрыватель, ты же больше не слышишь высоких тонов. "
Объем слуха можно легко установить, результат называется аудиограммой. Если у кого-либо, например, в 35 лет аудиограмма сорокапятилетнего, то он (по крайней мере, в отношении ушей) рано состарился. Это может послужить поводом для обследования, чтобы выяснить, не старятся ли преждевременно другие системы органов. Характерным для периода старения является уменьшение эластичности тканей. Не только линза глаза, но и вся система легких становится менее подвижной; это замечают по тому, что могут выдохнуть меньше воздуха из полного объема легких или после быстрого бега дольше восстанавливается дыхание. Что, наконец, стенки сосудов теряют свою эластичность и даже могут дегенерировать, слишком хорошо известно. Такое ограничение функций у венечных сосудов сердца может стать опасным для жизни и послужить причиной сердечного инфаркта, при котором стенка артерии медленно дегенерирует и сосуд перекрывается.
У некоторых людей развитие идет с отклонением от средней кривой, они либо преждевременно стареют, либо дольше остаются молодыми и еще в глубокой старости сохраняют живость и работоспособность. Но и они пользуются при чтении очками в возрасте около сорока лет, и они устают быстрее, чем раньше. Позже будет рассмотрено, насколько психические и духовные функции проходят параллельно биологическим (разам развития. Как мы уже видели. Марта Мере рассматривает фазы жизни с точки зрения трудовой деятельности, социальных связей и отношения и ценностям. Эта схема во многом соответствует выбранной мной персоналистской точке зрения, различающей биологический, психологический и духовный аспекты. Отсюда вытекает следующий вопрос: проходит ли психологическая и затем духовная кривая линии жизни параллельно биологической? Следуют ли они биологической кривой или независимы от нее?в) Психический ход жизни.
Психическое развитие мышления, чувствования и воления проявляет в первой фазе роста вплоть до взрослого состояния отчетливо видимое развитие, сложную форму и постоянно изменяющееся содержание которого я описал в "Фазах развития ребенка". В каждой из трех фаз развития в периода роста "лейтмотивом" становится своя тема.
В возрасте грудного младенца и детсадовском дитя совершенно открыто всем впечатлениям и учится путем подражания своему окружению. Самое важное, что мы можем дать с собой в жизненный путь растущему человеку, это чувство уверенности, доверия, защищенности, чувство, что он желанен в этом мире, получая от людей любовь и тепло. Надежность и доверие возникают из твердого жизненного ритма и из последовательности в обращении с ребенком. Словом, ребенку должно быть сообщено основное чувство, что мир хорош. Фаза после первого вытяжения и смены зубов, то есть школьный возраст, характеризуется большею замкнутостью ребенка. Ребенок более интенсивно живет внутренней жизнью и познает в мышлении, чувствовании и волении свои собственные духовные способности. Он делает это в силу своей фантазии, он живет теперь как в маленьком саду за высокой стеной и строит там свой собственный мир, где он может уже совершить все то, на что он в реальной жизни пока не способен.
Эта детская фантазия является основой, на которой в будущей социальной и профессиональной жизни разовьются творческие способности. Кто в этой фазе не умел фантазировать и мечтать, у того в будущем будут отсутствовать непосредственность и разносторонность в отношениях с людьми. Чисто интеллектуально ориентированное преподавание убивает фантазию и готовит людей, которые в будущем будут одиноки и должны будут то и дело ощущать неспособность к подлинному контакту. То, что эта слабость контактов приняла у нас почти эпидемические масштабы, едва ли удивит, если взглянуть на концепцию преподавания в нашей основной школе. Художественное преподавание, творческая игра и рассказы родителей способствуют подвижности психических способностей и являются питательной почвой оригинальности и непосредственности. Во второй фазе ребенок должен прийти к убеждению, что мир полон радости и полон красоты. При этом красота имеет для ребенка совсем другое значение, чем для взрослого. Те чаще всего неспособны понять красоту отдельного маленького жука, листа или гальки.
В третьей фазе, половой зрелости и юности, происходит большой прорыв в реальную жизнь. Уже в период, предшествующий половой зрелости, детский мир, обнесенный забором, о котором я только что говорил, вскрывается, и молодой человек сталкивается с действительностью, часто враждебной. Следствием этого открытия детского мира является одиночество в период половой зрелости; чувство, что тебя никто не понимает, и тенденция поклонения более старшим. В фазе юности (для меня она начинается примерно в 16-17 лет) задача молодого человека найти свое отношение к миру (хотя бы временное).
Здесь начинаются, как я уже писал и "Фазах развития ребенка", поиск образа мира, интерес к религии и политические пристрастия, которые в этом возрасте часто имеют еще религиозный характер. И наконец, происходит выбор места учебы и профессии (по крайней мере, у молодых людей, которые могут развиваться нормально). Фактически здесь пробуждается поиск истины: как в действительности обстоит дело с "миром"?
Уже для Платона истинное, прекрасное и доброе относятся к основам человеческого бытия. Они должны иметь возможность разниться в молодости, чтобы позже перерасти в мудрость, мораль и творчество. Это развитие зависит не от внешней благотворительности, а от внутренней полноты.
Уже в 1945 году решили, что заставлять работать на производстве подростков в возрасте 14-15 лет - преступление. Не могут же эти дети миновать третью фазу, (разу взросления. То, что сегодня эта большая группа молодежи проходит "продолжающее" обучение (т.е. обучение, продолжающее школьную ступень - прим. ред.) является лишь первым шагом в правильном направлении. Каждый человек имеет право на доступ к общему образованию и воспитанию до своего восемнадцатилетия, с тем, чтобы в будущем иметь возможность как вполне развитый человек вносить вклад в общее дело.
В "Фазах развития ребенка" я указал на тесную связь между телесным и психическим развитием. В первые годы жизни эта взаимозависимость почти абсолютна. Малейшее расстройство пищеварения, грозящее ребенку заболевание тотчас же сказываются на поведении ребенка, он становится вялым и скучным. После периода полового созревания прямая зависимость психического развития от биологических процессов заметно уменьшается, хотя она в это время все еще сильнее, чем в более поздний период. А как дальше идет развитие? Ответ на этот вопрос и является центральным тезисом этой книги. Жизненно-душевный импульс следует биологическому ходу жизни, духовно-душевные же функции, напротив, все более отделяются от биологической линии жизни, они даже могут достичь кульминации в тот момент, когда биологические функции уже значительно уменьшились. Таким образом, можно провести для психического развития прямую линию, обозначенную хронотипически. В первые двадцать лет (понимаемые здесь как приблизительное значение) биологические и психические функции происходят в значительной степени параллельно, позже они все больше оказывают друг на друга, взаимное влияние (особенно в средней фазе жизни человек является совершенно очевидно психосоматическим единством). В сороковые же годы наступает момент, когда жизненно-душевные функции уменьшаются. Уменьшается жизненная жажда активности, действенного отношения к жизни. Стоит нее больше усилий сохранять ту же производительность труда, что и раньше. Ощущают угрозу со стороны приходящего на смену поколения, которое еще обладает жизненной силой. Позже я должен буду еще подробно остановиться на этом развитии. Только если в (разе детства были пробуждены духовно-душевные функции, они смогут заменить жизненно-душевные функции в тот момент, когда последние исчезают. Так в течение сороковых годов закладываются две типичных возможности дальнейшего развития (причем мыслимы всевозможные нюансы между двумя крайними вариантами): либо обходятся в самооценке тем, чего к этому времени достигли внешне - тогда вступают в кризис; либо получают чувство самооценки из факта, что можешь жить для других - в таком случае наступает новая, социальная фаза, в которую можно передать полученный опыт. Профессиональная жизнь в этот период характеризуется постепенным отходом от непосредственных требований работы, благодаря этому можно увидеть собственную деятельность в больших взаимосвязях. Люди, находящиеся на руководящих постах, отходят в этот период от такого стиля руководства, когда все организуют сами, и переходят к тому, чтобы наметить рамки, в которых другие могут развивать свои силы.
Поэтому последнюю фазу, следующую за началом сороковых годов, можно назвать социальной или руководящей фазой. Но такое развитие - как замечено -возможно, но не обязательно. Хотя и бессмысленно пытаться изобразить одной диаграммой такие сложные и качественно различные процессы, все-таки приведенная ниже схема дает нам определенные представления о проблеме.
с) Духовная биография
Духовное развитие человека совершается в начале жизни с осознания своего "Я", которое начинается в детском возрасте, затем переживается в школьном возрасте и завершается стремлением к реализации "Я"в юности. Осознание "Я" переживание "Я"и осуществление "Я" могут пройти в средней фазе жизни дальнейшее развитие, которое я хочу описать позднее. Внешне они выражаются в духовно-душевных устремлениях человека, в нахождении норм, в образе жизни согласно нормам и использовании их в человеческих отношениях, в работе и в отношении к труду; они проявляются также в способности находить область интересов и вне чистой необходимости, это значит подняться над чистой ситуацией реакции на раздражение, характеризующей жизненно-душевный импульс.
Кто уже в средней фазе жизни развил в себе интерес к искусству, науке, природе или социальной деятельности, тот почти незаметно пройдет большой поворот на своем жизненном пути после сорока лет. По ту сторону порога он сможет черпать все больше сил для жизни из духовного источника. Кто, однако, в средней фазе жизни гнался только за личным успехом, кто хотел все делать сам, исходил только из себя, отбрасывал в сторону все, что мешало карьере, или кто пассивно жил своей работой или жизненными обстоятельствами, тот вступает в кризис существования после сорокового года жизни и становится к середине пятидесятых трагической личностью, испытывающей грусть по старым добрым временам, чувствующей угрозу для себя во всем новом.
Печатью биологического ритма развития более всего отмечен период перед наступлением взрослости. Психическое развитие отчетливее всего проявляется в своем своеобразии в средней фазе жизни. Духовное развитие является решающим для последней фазы жизни.
ЮНОСТЬ
"Главное дело юности стать человеком"
/Коул и Холл, "Психология юности"
"Человек живет во всякую пору своей жизни. "
Гвардини, "Возраст жизни"/
Переходная фаза: юность (с 16/17 до 21-24).
В кризисный период созревания начинается пробуждение личности. Это пробуждение продолжается в следующей за этим фазе юности, оно является центральным пунктом, вокруг которого движется все остальное. Если этот процесс не удается, то личность остается зависящей от своего окружения, либо застывает в позе протеста против всего, что воспринимается как авторитет, характерной для периода полового созревания.
Поэтому важными вопросами этой фазы являются следующие: кто я? чего я хочу? что я могу? Именно потому, что на эти ключевые вопросы еще нет отпета, отчетливо выступает на передний план то, что Рюмке описывает как характеристику юности: временный характер - еще не определился и не нашел призвание - отсутствие иллюзий в отношении идей периода полового созревания. Задачами этого периода жизни являются среди других "связь между чувственной (биологической) сексуальностью и душевным эросом". В период полового созревания молодой человек осознал сексуальность, теперь в юности должна проснуться эротика, чтобы познать в следующей фазе жизни первое пробуждение "любви к другому лицу".
И Кюнкель подробно рассматривает значение, которое имеет душевный эрос для юных лет. Он говорит: душа загорается в "ты" - в мире "ты", открывающемся эросу и "мир вспыхивает, как только вспыхивает душа". Тем самым Кюнкель показывает, что в этой фазе жизни живут в значительной степени изнутри наружу. Для влюбленного изменяется весь мир. То, как переживают мир, зависит не от объективного значения реальности, а от субъективного опыта этой реальности. Кюнкель говорит в этой связи: "судьба приходит извне." Эрос показывает молодому человеку действительность в новом свете, только теперь он может выбрать свой собственный путь. Отсюда опасность юности, что сексуальность будет развиваться дальше, а эрос не просыпается.
Понятие эрос я употребляю здесь в том смысле, которое имело понятие "minne", любовь, в средние века. "Минне" была в период позднего средневековья фактором культуры. Миннезингеры воспевали чистые отношения между мужчиной и женщиной. "Минне" была почитанием идеала женственности мужчиной и почитанием идеала мужественности женщиной. Когда рыцарь во имя своей дамы отправлялся в бой или на турнир, сексуальность при этом не играла никакой роли.
"Минне" занимались, как занимаются искусством, музыкой, решающим был игровой элемент, и как всякая другая игра, эта тоже проходила по строгим правилам.
Пробуждение "минне" было для молодой женщины или для молодого человека потрясающим событием, но эта любовь еще не была персональной любовью. Только духовная любовь, рождающаяся из встречи и познания "Я" в другом человеке, дает внутреннюю уверенность, которая влечет за собой верность индивидуальности другого. В "Парцифале" Вольфрама фон Эшенбаха Парцифаль и Гавайи совершают много подвигов во имя любви, которые никоим образов не влияют на их отношения с Кондвирамур и Оргелузой. Эротический опыт ("минне") означал шаг в развитии психики, но еще не духа. Ниже я остановлюсь в главе о браке подробнее на различии между биологической сексуальностью, психическим эросом и духовной любовью. Здесь начало этого пути развития, "только теперь начинается великая человеческая драма".
Гвардини видит в юности продолжение кризиса созревания. Это начинается с пробуждения личности, с пути развития "к себе, отличающемуся от других".
В этой ситуации "сила страстей" ускоряет и интенсивирует развитие. В связи с отсутствием опыта и упорным сопротивлением реальности возникает дефицит чувства реальности, приводящий к тому, что любой приговор выносится безапелляционно и отвергается любой компромисс. Гвардини называет это "бесконечностью еще не испробованного начала. "Правильные идеи и взгляды должны были бы оказаться в состоянии изменить действительность. "Отсюда склонность к скоропалительным решениям в суждениях и поведении. И все это тем сильнее, чем неопределеннее личное бытие.
Переоценивается действенность великих идей, протеста против несправедливости, еще отсутствует "основная позиция терпимости" к действительности, где господствует посредственность и повседневность. Но та же самая неопытность в сопротивлении реальности может придать мужество в принятии жизненно важного решения, для осуществления которого понадобятся еще десятилетия. Уже выбор профессии всегда риск. Типичен подход Гиардини к проблеме, его поиск оценочной модели, владеющей той или иной фазой жизни, в то время как человек принимает свои решения в определенном направлении. Эту систему ценностей Гвардини называет "оценочной серединой".
В юности это означает, что молодой человек "принимает сам себя", это значит, что он учится принимать самого себя и нести ответственность за свой выбор и решения. Это ничто иное, как способность брать на себя индивидуальную и собственную ответственность. Но на пути к этому надо приобрести опыт, "каждый должен сам делать свои глупости", если только он готов учиться на них.
Гвардини настоятельно указывает на то, что каждая отдельная фаза жизни имеет в рамках всего развития свою особую задачу. Он упоминает слова Гете о том, что идут не только для того, чтобы прийти, а чтобы жить в пути. Эти слова особенно важны для оценки значения юности. Они находятся в очевидном противоречии с первым из двух девизов, которые я предпослал этой главе. Они рассматривают развитие с совершенно другой позиции. Книга Коула и Холла (Cole, Hall) "Психология юности" дает почти полный обзор всего, что имеют сказать о юности бихевиоризм и эмпиризм, и с этой точки зрения является весьма полезным справочником. Впрочем, юность рассматривается здесь как промежуточная фаза, в которую молодой человек должен решить ряд проблем, прежде чем он попадет в рай взрослого бытия.
При этом речь идет о следующих девяти пунктах:
(1)общая эмоциональная зрелость,
(2)пробуждение гетеросексуального интереса,
(3)общая социальная зрелость,
(4)эмансипация от родительского дома,
(5)интеллектуальная зрелость,
(6)выбор профессии,
(7)научиться обращаться со свободным временем,
(8)построить психологию жизни, основанную на поведении, базирующемся на совести и сознании долга,
(9) идентификация "Я", называемая также перцепцией "Я".
Таким образом, юность является временем, когда нужно упорно работать над неравноценными задачами, в результате чего возникает поведение, на основе которого можно называться взрослым. Это взрослое бытие и является очевидной целью юности. Словом, важнейшей задачей молодых людей является перестать быть молодыми.
После знакомства с этой особенно подробной и выдающейся книгой остается чувство, что юность должна быть ужасным временем. Пробирайся как можно скорее через гущу девяти задач - кажется, книга советует это - и попадешь в хваленую сказочную страну подлинного взрослого бытия, в действительную жизнь! Но юность -это настоящая фаза жизни, со специфическим своеобразием, с радостью и горем, означающим необходимое качество во всеобщности жизни. Это качество - "оценочная середина" Гвардини: иметь мужество в отношении самого себя и благодаря этому взять на себя задачу развития внутренней свободы. Для этого требуется здоровое развитие "Я". В "Фазах развития ребенка" я различил три ступени развития "Я": осознание "Я", возникающее на третьем году жизни; переживание "Я", начинающееся в школе и полностью развивающееся в период, предшествующий половой зрелости; и реализация "Я" в юности. При этом с каждым шагом развития одного аспекта его прежние формы приобретают новое содержание. Детское сознание "Я" вследствие полового созревания и начинающейся юности приобретает новое качество. Уже в период половою созревания отгороженный детский мир открылся вовне, действительный мир стал видимым для ребенка.
Теперь вопрос стоит так: каково мое место в мире? Каков этот мир в действительности? Какие силы действуют в нем? Каковы отношения власти или, выражаясь иначе, что значу я в мире?
Те же вопросы задаются переживанию "Я". Предшествующий половой зрелости аспект переживания "Я" выражался в интенсивном обращении ребенка к самому себе и к собственным переживаниям. С вопросом: что значу я в мире? - ребенок, хотя еще неуверенно, наощупь, обращается вовне. Дальше вопрос формулируется так: во что я могу верить? Что я делаю своим идеалом? Есть ли нечто более высокое, на что я могу ориентироваться, что может быть моей путеводной звездой? На ступени реализации "Я" находит в социальной реальности свое место между сверстниками и старшими (потому что младшие едва ли играют какую-то роль в это время, кроме того, что ребенок хочет убежать от своего собственного возраста.) Наряду с этим новым регулированием социальных отношений выступает выбор места учебы или профессии (по крайней мере там, где молодежь еще может выбирать и не должна уже теперь быть самостоятельной.)
Этот выбор профессии требует, собственно, соответствующей порции знания о себе и ровно столько же о мире; сегодня он особенно сложен, поскольку для постороннего реальность многих профессий совершенно необозрима и кроме того многие возможности образования неизвестны. Последствием является то, что многие молодые люди делают этот выбор наудачу. Факт, что многие студенты через некоторое время прерывают свою учебу или меняют направление обучения, свидетельствует о том, как трудно в 18 лет окончательно решиться на учебу. Точно так же трудно специализироваться на старшей ступени, то есть за два-три года до окончания школы, в какой-то определенной комбинации предметов, которые часто выбирают только на основании хороших или плохих оценок в период полового созревания.
Молодые люди, которые уже в 15 лет должны были бы начинать профессиональную жизнь, в особенной мере являются жертвами этой ситуации. Впрочем, сегодня, к счастью, можно изменить направление с помощью курсов переподготовки или производственного обучения. О том, что это даже является правилом, свидетельствует тот факт, что через десять лет после начала профессионального обучения в возрасте 14 или 15 лет лишь небольшой процент работающих остается в области, к которой они готовились.
В годы юности все имеет характер абсолюта, одновременно характер временного. Это странная и сама по себе противоречивая ситуация, но совершенно не беспокоящаяся самих молодых людей. Суждения и чувства абсолютны - во всяком случае, в данный момент! Каждый выбор "временно-абсолютен".
Учеба в университете и другие формы высшего образования удлиняют совершенно неестественным образом молодость до двадцатых годов; из-за этого нарушаются здоровое развитие первой фазы взрослого бытия, в ходе которого и должна быть достигнута известная степень личной ответственности. Требование о совместной ответственности за планирование учебы и ситуацию в университетах, которое сегодня выдвигается студентами, является совершенно здоровой реакцией на эту ненормально долгую зависимость. Но если это требование принимает абсолютный и догматический характер, то оно становится симптомом остановки в фазе юности.
Центральной проблемой молодого человека является, как говорилось, нахождение индивидуального собственного отношения к социальной реальности своей культуры и своего времени, в которой он вырастает. Как выглядит эта социальная реальность? Как она возникает? Ответ может быть только таким: любая социальная реальность есть дело рук человеческих.
Учение Шиллера о трех принципах, действующих в социальной сфере, может быть для нас путеводной нитью в этом вопросе. В стремлении к форме человек не свободен, связан законами ума и логики, фразой, условностями и рутиной. В стремлении к материальному он подчинен законам природы и физического существования, таким образом, и здесь он не свободен. Только и общении с другими людьми человек может создать собственное свободное существование, независимое от законов духа и природы.
Эта свобода в общении с другими, впрочем, давно уже подвергается угрозе со стороны унаследованной этики "ты должен, ты не должен" и догм "научно обоснованных" воззрений на человека и мир. С другой стороны, она ограничивается жесткой реальностью физического существования, в которой нужно зарабатывать деньги, чтобы жить, если не хочешь зависеть от других.
Между формой и материей может, однако, развиться то, что Шиллер называет "стремлением к игре"; его он считает высочайшей способностью человека. Имея дело с духом и материей, молодой человек находит свободное пространство, в котором он может выжить. Для него речь идет о том, чтобы, несмотря на ограничение физическими условиями, на ограничение духовными и культурными запретами, и несмотря на "неуязвимость" конкретной социальной ситуации, создать нечто личное и единственное в своем роде. В связи с этим вдруг свобода в обращении с человеком, природой и культурой кажется даже слишком большой. Каждый свободен "видеть" природу, с деньгами или без, или промчаться мимо, "встретиться с ближним" или не услышать его.
Эта свобода в создании собственного положения должна быть открыта и отработана в юности. Часто необычное развитие помогает нам извлечь явления из серого безразличия. Кто-то, кто начинает рисовать, хотя он считает, что совсем не умеет этого делать, вдруг видит мир по-новому и в неожиданном свете. Некто, изучающий в группе выразительный танец и движение, вдруг видит, как сам он и другие не свободны в своих движениях, и отваживается на освобождающий прыжок из сферы условного. Многие формы групповой терапии и терапии художественными занятиями основаны на том, что человеку дают возможность развивать его "стремление к игре" и тем самым восстанавливать душевное равновесие.
Что касается места, которое молодой человек хочет занимать в обществе, особенно важно, чтобы он мог рано начать готовиться и упражняться в творчески-социальной сфере, чтобы это новое искусство помогло ему выработать свой собственный взгляд на трудную ситуацию, в которую его привело государство всеобщего благосостояния.
Каждая культура передает следующему поколению свои положительные и отрицательные возможности. В более духовно ориентированных культурах, как, например, древнеиндийской, вся энергия и все вопросы были направлены на духовные проблемы; кто служил духу, тот награждался духом богатыми плодами. Кто же с усердием и выдержкой служит материи, как это делает наша западная культура, тому на долю должны выпасть в изобилии материальные блага, даже в таком изобилии, что он от него погибнет.
Мы уже находимся на прямом пути к этому. Молодой человек, который может видеть эту гонку свежим и беспристрастным взором, ищет в противоположности силу, которая может его удержать.
В этой ситуации для нынешнего молодого человека трудно найти собственное творческое отношение к вещам. Все социальные структуры выросли до необозримых масштабов. Это увеличение размеров приводит в социальной сфере в психическому душевному одиночеству и отчуждению. Эту проблему замечательно описал Блаунер (Blamier), он видит в отчуждении, одиночестве, безрассудстве и бессилии симптомы этого процесса и констатирует, что они редко появляются в трудовых отношениях, складывающихся на предприятиях с применением ручного труда и подобных (это, конечно, возможно и в бюро), но что чаще всего они возникают при механической работе среди многих людей и что они снова уменьшаются, когда маленькие группы получают очевидную личную ответственность и осязаемое место действия. Эти результаты легко перенести на ситуацию в университетах. Студент, который раньше на обозримых семинарах мог как "ученик" сотрудничать с профессором, должен теперь в потоке людей слушать лекцию. Откуда-то издалека он слушает, как незнакомец читает лекцию. Какими бы важными и героическими ни были попытки преподавать студентам на семинарах уже на первых семестрах, эти семинары не смогли бы стать подлинной альтернативой массовости из-за огромного числа участников. Это возможно лишь позже, когда около половины всех начинающих "испарится", как однажды заявил мне в дружеской беседе ректор одного университета.
Этот "испарение" многих тысяч молодых людей в каждом случае идет рука об руку с отчаянием и чувствами неполноценности и может надолго оставить следы в последующей жизни. Как студенческий психиатр я участвовал в "процессе испарения" на "другой стороне". Было бы важно, чтобы молодые люди лучше были готовы к этой срывающей планы ситуации, прежде чем начинать обучение.
Полную противоположность положению студентов представляет собой положение (обученных и необученных) молодых фабричных рабочих. Посреди периода полового созревания многие молодые люди включаются здесь в профессинальную жизнь. Тем самым они непосредственно попадают в общество взрослых, с взрослым рабочим временем и взрослым обращением. У них крадут молодость, открытие самого себя осуществляется шокирующим образом и в тот момент, когда "Я" еще недостаточно созрело, чтобы переработать этот процесс. Хотя экономическая независимость наступает здесь рано и вынужденно занимает важное и слишком высоко оцениваемое место, все же духовная несвобода при создании мировоззрения и оценке культурных и социальных ситуаций особенно велика.
Работа в сфере образования по продолжению профессиональной подготовки уже является шагом в нужном направлении, но это лишь часть дела, Я повторяю: каждый человек имеет право на общее образование и профессиональную подготовку до 18 лет. Почти само собой разумеется, что это образование не может выглядеть одинаково для всех молодых людей, даже для всех молодых людей в определенной отрасли, но оно должно иметь открытую и недогматическую концепцию, чтобы оно могло ориентироваться на возможности и потребности конкретных групп.
Не хочу заканчивать эту главу, не сказав о "студенческом мятеже конца шестидесятых годов". Для пояснения приведу только следующие наблюдения: борьба за демократизацию часто велась людьми, молодость которых уже была позади, но структура их характера была как у людей, чья молодость имела нарушения или проходила несовершенно. С этим были связаны ситуации развития и поведение, которые нужно было преодолеть: фанатический идеализм, который не считается с другими, в связи с этим склонность упрощать сложные вопросы и "психология козла отпущения". Действительное решение общественных проблем не может быть достигнуто господством масс, а лишь в том случае, если каждый в отдельности научится быть творческой личностью в конкретных человеческих ситуациях. Только тот, кто научился строить свои социальные отношения по-взрослому, может браться за проблемы структуры нашего общества с некоторой перспективой успеха.
В следующих главах будет показано, что это мучительный путь, при котором снова и снова возникают новые и ошеломляющие поворотные пункты. Так, имеется много форм взрослого бытия также и в биографии каждого отдельного человека. Справедливое общество должно предоставить всем этим различным формам взрослого бытия равноценные возможности существования.
Подводя итог, мы можем констатировать: центральная проблема юности: Кто я? Чего я хочу? Что я могу? Кто в этой фазе жизни не ставил перед собой этих вопросов -хотя бы в той форме, что он страдал, не зная ответа - тот не заложил основ для пробуждения психической стороны человеческого существования и подвергается опасности задержаться во время долгой фазы середины жизни в сфере инстинктивно-жизненного и вечно пребывать в позиции периода полового созревания. Его самооценка будет зависеть от мнения света или же будет противостоять «сему миру из-за собственной неуверенности.
Описание юности является так называемым идеально-типическим изображением. Может быть, есть читатели, которым оно покажется старомодным. Они скажут, что такими молодые люди были 50 лет тому назад, но сегодня они другие. За это время стали прогрессивнее, освободились от многих запретов. Сексуальность стала сферой, знакомой каждому молодому человеку, так называемый эрос, о котором здесь идет речь, является продуктом давно устаревшей буржуазной морали. Более старший юноша и молодой взрослый в возрасте около 20 лет живет сознательнее; представление, что кто-то лет в двадцать женат и имеет маленьких детей, ползающих у его ног, берет начало, как я покажу в следующей главе, из времен прошлого поколения. Сегодня молодые люди живут вместе вне брака, и дети пока не играют вообще никакой роли.
Считается, что все это совершенно ново. Но кто захочет увидеть эти проблемы в более широких исторических рамках, тот заметит, что и более сотни лет тому назад сексуальность была чем-то, о чем можно было говорить так же свободно и открыто, как снова хотят это делать сегодня, и что хотя сексуальные отношения в юные годы официально были запрещены, тайно они практиковались по строгим правилам, прежде всего для сельского населения.
Собственно говоря, было только одно столетие буржуазной морали, когда господствовало лицемерие и двойная мораль, и когда все было разрешено, если делалось тайно. Но даже двойная мораль (мужчине можно все, женщине - ничего) имела свой кодекс чести. Было само собой разумеющимся, что отношения воспринимались серьезно и были чем-то большим, чем только удовлетворение инстинкта с первым встречным. Бюргере – кое лицемерие сегодня пробивается снова. Молодые люди могут беспрепятственно жить вместе, при этом, конечно, предполагается, что они в известном смысле имеют серьезные намерения в отношении друг друга. Но это означает, что наряду с сексуальностью играет роль и эрос. Впрочем, это относится лишь к небольшой части европейского населения, а именно, к бюргерству. Для сельского населения и рабочей молодежи ничего не изменилось. Там всегда царила свобода в гораздо большей степени, с одним единственным правилом, что юноша не посмеет бросить девушку, ожидающую ребенка. Это совершенно понятно для времени, когда не знали достаточных противозачаточных средств.
Около 1925 года, будучи студентом, я жил у своего кузена, который служил сельским врачем. Однажды в воскресенье вечером доктора позвали к двери. Он возвратился, смеясь, и сказал: "Выйди на улицу, позабавишься. " Перед дверью стояла компания молодых людей, объявлявших деревне о свадьбе одной парочки. "Но они женятся не оттого, что должны! "восклицали они перед дверью каждого дома, что должно было означать, что это будет особенно благородная и необычная свадьба.
Такой же естественный подход к сексуальности я наблюдал во время моих частых контактов с рабочей молодежью в то время, когда бюргерская (и студенческая) молодежь жила еще по законам чопорности рубежа столетий. Друг с другом обходятся совершенно свободно, потом заключают прочный союз и женятся молодыми. Но сменяющие друг друга симпатии и антипатии также обычны, как и при романтической связи. Достаточно послушать разговоры упаковщиц у конвейера. Автоматически работая руками, они подтрунивают друг над другом: "Видела, как Герхард томно посмотрел на тебя вчера? Осторожно, милочка! "
Законы развития человека глубже, чем все явления моды, и некоторые современные достижения есть ничто иное, как возвращение давно известного. Но давно известное это развитие, охватывающее три аспекта человека - тело, душу и дух - даже если сегодня модно учитывать только физическое развитие.