Иные языки В.С. Немцев

Иные языки, практикуемые в харизматических церквах, отличаются от иных языков в Церкви раннего периода и являются ложными.

В День Пятидесятницы знамение говорения на иных языках было первым чудом, проявленным в жизни новообразованной христианской Церкви. Это явление имело важную цель — ознаменовать конец ветхозаветной эпохи и возвестить о начале евангельской эры, о периоде благодати. Господь дал иудеям ясный сверхъестественный знак, подтверждающий истинность рожденной Церкви и подтверждающий отмену Моисеева закона и установление Евангелия. Основная цель дара языков — дать иудеям знак, что Божье присутствие перешло от еврейской теократии к интернациональной Церкви Господа Иисуса Христа. Дар языков был дан временно с целью привести все народы в Церковь после разрушения преграды, стоявшей между иудеями и язычниками. Эти и другие пророческие дары, будучи знамениями, выполнили свое основное назначение и давно сошли со сцены времени.

Даже краткий экскурс в историю зарождения феномена современной глоссолалии, практикуемой в харизматически настроенных церквах, заставляет насторожиться вдумчивого исследователя Писания и задать вопрос: «А соответствует ли это движение библейским истинам?» Современное движение говорения на языках началось с конца 19 века. В 1892 году говорение на языках получили находившиеся на собрании в г. Либерти. Подобные события продолжились в 1900 году, когда американский методистский служитель Ч. Перхам основал библейскую школу в штате Канзас (г. Топека) с целью найти характерную черту крещения Духом Святым, чтобы оживить церковь. Одна из учениц этой школы Агнесс Озмаи в ночь с 31 декабря 1900 года на 1 января 1901 года после возложения рук своего учителя начала говорить языками. Другие также начали говорить на языках. Таких учеников было 12. На этом примере Перхам обосновал утверждение, что говорение на языках является признаком крещения Духом [214]. Позже, когда Перхам переехал в Лос-Анджелес, с ним познакомился американский студент африканского происхождения У.Д. Сеймур. Принято считать, что явление современной глоссолалии началось в 1906 году, когда в Лос-Анджелесе (Калифорния) в здании бывшей пустующей африканской методистской епископальной церкви по Азуса-стрит, 312 «ниспал огонь с неба» и собрание начало говорить языками. Эта черная группа стала быстро расти, пришлось переходить в другое помещение. Впоследствии это явление распространилось на всю территорию США и перекинулось на другие континенты.

Норвежский проповедник Т. Баррат в 1906 году находился в США и принял «мощное крещение духом». Вот что пишет об этом сам Баррат: «Я был исполнен светом и такой силой, что громко начал взывать на незнакомом языке. В соответствии с различными звуками и формами языка следует заключить, что я говорил на семи или восьми языках… Сила приходила так мгновенно и мощно, что я временами лежал на полу и непрерывно продолжал говорить языками. Я продолжал говорить языками, пением и молитвой почти не прерываясь до четырех часов утра. Казалось, что металлическая рука легла на мои челюсти. Мои челюсти и мой язык приводила в движение эта невидимая сила» [202].

Незадолго перед новым 1907 годом Баррат возвратился в Норвегию и там стал свидетелем явлений, подобных Лос-Анджелесским. В диком экстазе «крещенные Духом» бросались на пол, так что порой он буквально был завален лежащими людьми.

Весть о событиях в Норвегии донеслась в Германию к Э. Майеру, руководителю Пляжной миссии. Майер знакомится с Барратом и с двумя сестрами во Христе — Д. Грегерзен и А. Телле, которые умели говорить и петь на языках.

В июле 1907 года в Касселе при активном участии Э. Майера были собраны представители разных общин, где в течение почти месяца продолжались собрания с участием имеющих дар языков. В. Бюне пишет: «Чем дальше продолжались эти встречи, тем драматичнее и тревожнее развивались события… Между тем события в Доме Синего Креста приняли такой размах, что потребовалось вмешательство полиции, чтобы хотя кое-как сохранить порядок на улице перед залом собраний… Чем возбужденнее проходили собрания, тем громче ревела толпа на улице… Нельзя даже представить себе сколько поношений и хулы было произнесено тогда. В конце концов, полиция попросила устроителей прекратить собрания» [58].

Описание этих событий очевидцами свидетельствует о том, что в этих событиях действовал не Божий Дух:

«Случались и совсем неловкие ситуации. Например, одна женщина, падая, так разорвала блузку, что нижнее белье стало видно больше, чем саму блузку. Другая же упала столь неприличным образом, что пришлось позвать еще одну женщину и поправлять упавшей платье. Одна молодая девушка по побуждению духа стала раздеваться у себя в комнате в присутствии посторонних людей. Другая бросилась обнимать совершенно незнакомого мужчину… Один из главных ораторов «на языках», схватив в руку Библию, стал в экстазе колотить ею сидевшую впереди женщину, и та в испуге убежала… Какой-то пастор, упав на пол, стиснул зубы и пытался втягивать сквозь них воздух, издавая при этом как бы змеиное шипение. Впрочем, он и на самом деле извивался между стульями и людьми подобно змее» [215].

В 1908 году в Гамбурге состоялась первая конференция по «говорению на языках», в которой участвовали наряду с 50 представителями Германии братья из Англии, Голландии, Швейцарии, Швеции, а также участвовал Т. Баррат из Норвегии. Было одобрено новое движение, и началась компания по вербовке новых членов в ряды говорящих языками. Заслуживает внимания то определение, которое было дано на этой конференции «говорению на языках»:

«Говорение на языках, как подтверждают психиатры, может возникнуть при психических болезнях и, вероятно, также под воздействием бесов. Но все это доказывает лишь только то, что в мозгу существует некий руководящий центр, который управляет деятельностью подобного рода. Так почему бы и Божией силе не использовать его? Дар языков в определенной степени заложен в подсознании человека. Это и происходит при говорении на языках: Бог выводит наружу дремлющие в подсознании фразы» [215].

В среде христиан, настроенных критически, сначала было замешательство, а затем появились библейские оценки этому движению. Несколько инициативных братьев 15 сентября 1909 года в Берлине собрали международную встречу-обсуждение, на которой присутствовало около 60 человек. Была принята Берлинская декларация, в которой была дана оценка движению и выражался призыв сторониться этого движения как чуждого Евангелию. Эта декларация и сейчас играет важную роль в спорах со сторонниками харизматического движения и расценивается консервативными христианами как «охранный щит» чистоты учения, а противной стороной она рассматривается как «навлекший проклятие декрет». Позже сторонники харизматического движения в 1979 году в Берлине составили и распространили на Первом харизматическом конгрессе контрдекларацию, которую подписали 1200 участников и представители 12 народов. Харизматы считают, что этой Пасхальной Декларацией в 1979 году окончилось якобы начавшееся Берлинской декларацией 1909 года «вавилонское пленение», длившееся 70 лет. Незадолго до принятия этой контрдекларации один из лидеров нового движения в Европе В. Шпитцер писал о том, что он получил откровения на иных языках о предстоящей первой конференции по говорению на языках и о Пасхальной контрдекларации: «И вот, когда я пребывал в тиши уединения, Господь сказал мне: «Итогом конгресса должно стать то, чтобы эти мужи Божии от всех народов — католики, лютеране, методисты, баптисты, пятидесятники, меннониты, пресвитериане — собравшиеся вместе, приняли новую декларацию, записав в ней: «Святой Дух, мы склоняемся в смирении пред Тобой и просим простить нас за то, что мы недостаточно понимали и любили братьев, ибо у нас было неправильное понимание»» [58].

Берлинская декларация 1909 года по осуждению ложного движения и понимания Святого Духа была смелым и библейским ответом в защиту Писания и в защиту христианских церквей от обольщения. Это видно из некоторых ее фрагментов:

«1. После тщательного совместного исследования пред Господом обширных и достоверных материалов мы пришли к следующим выводам:

а) Движение находится в неразрывной связи с движениями в Лос-Анджелесе, Христиании, Гамбурге, Касселе, Гросальмерде.

б) Так называемое пятидесятническое движение исходит не свыше, а «снизу»; оно имеет много общих со спиритизмом проявлений. В нем задействованы бесы, которые хитро управляются сатаной. Они смешивают ложь и истину для того, чтобы соблазнить детей Божьих. Так называемые «одаренные духом» впоследствии во многих случаях оказывались одержимыми.

в) Личная верность и преданность отдельных братьев и сестер не может ввести в заблуждение и поколебать нашей уверенности в том, что это движение исходит «снизу», как не могут этого сделать исцеления, языки, пророчества и т.п., которые сопровождают это движение. Часто такие знамения уже были связаны с похожими движениями. Например, с ирвингианизмом, даже с «христианской наукой» и спиритизмом.

г) Дух этого движения производит мощные духовные и физические воздействия, но все же это — ложный дух. Он разоблачил себя. В собраниях и на этот раз имеют место ужасные явления: падения, гримасы, дрожание, крики, отвратительный громкий смех и т.п. Мы не беремся судить, какой процент этих проявлений бесовского, а какой истерического или психического происхождения, — Бог таких явлений не производит...

д) В пророчествах… заключается большая опасность. В них проявились не только явные противоречия, но то тут, то там они ставят братьев и всю работу в рабскую зависимость от таких «вестей». Способ передачи таких пророчеств роднит их с сообщениями спиритических медиумов. В большинстве случаев передатчиками являются женщины. По местам это приводило к тому, что…жены или даже молодые девушки занимали центральные руководящие позиции в общинах.

2. Признать подобное движение даром Божьим не представляется возможным… Неопытные братья и сестры такими «благословениями»… позволяют вводить себя в заблуждение. Однако эти благословения не изменяют ложного характера всего движения (2Кор.11:3; 4:14).

3. Церковь Божия в Германии имеет все основания для того, чтобы склониться в покаянной молитве за то, что это движение смогло найти место в ее среде… Недостаток библейского познания и основания, серьезного отношения к святости, бдительности, поверхностное понимание греха и благодати, обращения и возрождения, произвольное толкование Библии, жажда новых волнующих явлений, склонность к преувеличению, прежде всего — высокомерие — все это приготовило путь к новому движению…

6. Мы считаем, что была только одна Пятидесятница, описанная в Деяниях Апостолов. Мы верим в Духа Святого, Который пребудет в Церкви Иисуса навечно (Ин.14:6)… Мы не ожидаем новой Пятидесятницы. Мы ожидаем грядущего Господа.

Сим мы просим всех наших братьев и сестер ради Господа и Его дела, которое сатана желает испортить: сторонитесь этого движения! А те из вас, кто уже впал под власть этого духа, пусть отрекутся и попросят Бога о прощении и освобождении. Он уже многих освободил и желает воистину вооружить вас Духом» [58].

Итак, на пороге 20-го столетия возникло новое движение в церквах. На этом первом этапе (так называемая «первая волна Святого Духа») в пятидесятническое движение и в практику «крещения Духом» и говорению на языках сначала включились некоторые общины евангельских христиан, но потом многие пастыри и учителя подвергли критике это движение, что позволило части общин отвергнуть это движение. Верующим, принявшим эту волну, пришлось практиковать свои новые познания и опыт лишь в своей среде, которая была не так уж обширна.

На втором этапе движения (так называемая «вторая волна Святого Духа»), который начался с 1960 года, целью харизматического движения было не основание новых харизматических общин, а распространение харизматического опыта во всех уже существующих традиционных и свободных церквах. Деятелем, подготовившим путь харизматическому движению, стал пятидесятнический проповедник Давид де Плесси (1905–1986), который активно работал по донесению своего учения в ряды Всемирного Совета Церквей, в ряды католиков, пресвитериан и епископальных церквей. В 1964 году Плесси принял приглашение Ватикана приехать в Рим и участвовать во Втором Ватиканском соборе, где присутствовало 2200 епископов, 800 богословов, 3000 католических лидеров. В 1977 году состоялась конференция по харизматическому обновлению в Канзас-Сити, в которой принимало участие 45000 человек. Большую часть собравшихся (46%) составляли католики, в другую часть входили баптисты, представители епископальной церкви, лютеране, меннониты и пресвитериане. В своей речи Д. Плесси сказал: «Харизматическое движение только в том случае останется харизматическим, если будет состоять в экумении. Как только оно потеряет экуменический характер, тотчас же исчезнет его харизматическая сила» [216]. В 1982 году в Страсбурге состоялся харизматический конгресс под девизом «Пятидесятница над Европой», в котором приняло участие 20000 участников, из которых 65% были католики.

Возникновение харизматического движения и начало второй волны Святого Духа относят к событию 1960 года в большой епископальной церкви в Ван Нуисе (Калифорния), когда англиканский пастор Денис Беннет сообщил своему собранию, что он говорил языками. Событие это было подхвачено прессой и опубликовано по всей Америке. С этого момента движение распространилось на большие деноминации и на свободные организации протестантских христиан: с 1967 года — на католическую, а с 1971 года — на греко-православную Церковь.

В январе 1967 года католики и евангельские харизматики молились вместе о крещении Духом Святым и заговорили на языках. Один из получивших языки так свидетельствует об этом: «Я вошел в церковь. Прежде всего, меня охватил страх, но я все же вошел. Следующим событием было то, что я лежал на спине с распростертыми руками в виде креста. Я молился и имел какое-то странное чувство. Я не думал о словах, когда я их произносил. Было так, как будто я слышал кого-то другого… Моя радость была так велика, что я, лежа на полу, непрерывно смеялся» [202].

На этом этапе в 1960 году лютеранский пастор Лари Кристенсон переживает момент возникновения харизматии и способствует распространению харизматического движения в Германии. В 1975 году известный евангельский богослов и писатель Джон Стотт призвал к плодотворному диалогу с харизматическим движением.

На международных конгрессах папа Иоанн Павел II поддерживал движение харизматического обновления. В своей проповеди 15 мая 1987 года он сказал: «В этом году движению харизматического обновления в католической Церкви исполнилось 20 лет… Харизматическое обновление являет собой откровение этой жизненной силы в наши дни, ясное объяснение того, что «Дух говорит церквам» (Отк.2:7)» [217].

В 1991 году в периодической печати сообщалось, что за 25 лет своего существования харизматическое движение обновления внутри католической Церкви охватило от 6 до 10 млн. католиков по всему миру. С момента зарождения это движение благословляли различные папы. [218]. Говорение на языках стало составной частью католического харизматического движения обновления.

Мы видим, что на втором этапе харизматическое движение умножалось не за счет борьбы за истину, а за счет борьбы за свое влияние на все слои христианства. По этой причине оно стало столь многочисленным, но и в то же время весьма противоречивым в силу использования разных течений.

На третьем этапе движения (так называемая «третья волна Святого Духа»), известного как «пауэр-ивэнжелизм» и начавшегося в 80-х годах, основной целью харизматов было увлечь в свое движение фундаменталистов и консервативных евангельских христиан под предлогом движения за рост общин. В силу отсутствия у некоторых служителей евангельских церквей твердых библейских позиций это частично им удалось. Средства «мощной евангелизации», которые приводят в изумление многотысячные толпы, состоят из элементов и приемов, которые издавна практиковались в оккультизме, в языческих религиях и культах, в психологии, но никак не в Писании.

Третья волна связана с именами таких деятелей и лидеров, как Джон Уимбер, Петер Вагнер, Поль Йонги Чо, Р. Бонке, Роберт Шулер, Кеннет и Глория Коупленд, Кеннет Хайген и др. Эти учителя и лидеры сами существенно отклонились от Писания и увлекли в лабиринты заблуждений многие неутвержденные души и многие ненаученные церкви.

Третья волна берет свое начало, как и две предыдущие, в Калифорнии (США) и связана с деятельностью Джона Уимбера. В праздник Дня Матери 1981 года в одной из церквей, состоящей из 700 членов, по молитве одного молодого человека сотни людей вокруг задрожали, попадали и заговорили на языках. Из них исходила энергия, которую многие воспринимали как жар или электричество. Джон Уимбер искал объяснение этому в Библии, но не нашел. Вместо того, чтобы отринуть эти явления как ложные и не имеющие подтверждения в Писании, он успокоился, когда приятель пастора позвонил ему и сказал: «Не знаю, что это значит, но Бог повелел сказать тебе: “Это — от Меня, Джон”». Получив «языки», Уимбер начал активно обучать этому заблуждению пастырей, служителей и христиан из разных стран. Согласно его данным, он и его помощники обучили около 400–500 тысяч людей. На этом этапе в движении участвуют не только лидеры церквей, но и все христиане, ищущие знамений и подтверждения веры по плоти.

На этапе третьей волны к языкам добавляются чудеса и знамения, которые, по мнению лидеров этого движения, являются визитной карточкой Царства Божия. Уимбер так определяет понятие «пауэр-ивэнжелизм»: «Это такое возвещение Евангелия, которое и находится в пределах, доступных человеческому пониманию, и в то же время превышает их. Оно являет человеку доказательство Божьей мощи посредством знамений и чудес и делает величие Божие доступным его познанию» [219]. Уимбер также утверждает, что рост общины за счет одного только благовествования происходит довольно редко.

На этом этапе большая роль придается исцелениям болезней. Хотя болезни и не считаются следствием греха во всех случаях, но в большинстве случаев болезни объясняются грехом, а отсутствие исцеления объясняется маловерием. Поэтому не Слову Божьему, а исцелениям, и особенно массовым, отводится большая роль в евангелизации.

«Христиане первого столетия смотрели на болезнь как на дело сатаны, орудие его бесов и средство, которым зло правит миром… В Новом Завете болезнь рассматривается как последствие и результат греха и поэтому она является исконным злом и знамением господства сатаны»,— пишет Уимбер [220; 221].

«Болезни, недуги — нет в этом воли Божьей для Своего народа… Во времена Ветхого Завета не было воли Божьей на болезни детей Израилевых — они были Божьими слугами. Сегодня мы — дети Божьи. Если ни разу не было Его воли на то, чтобы слуги Его страдали от болезней, то не может быть Его воли на то, чтобы болели Его дети. Болезни, недуги не могут быть доказательством любви. А Бог есть любовь», — утверждает Кеннет Хайген [222].

«Говорение языками именно в молитвенном борении является огромной помощью. Молитвой на языках больные получают исцеление, христиане чувствуют крещение Духом или прилив новых сил, и даже в самых жесточайших случаях одержимости люди получают освобождение», — говорит Р. Улонска [Я-15].

Все эти заявления являются явным нарушением Слова Божьего. Мы наблюдаем в учении сторонников «пауэр-ивэнжелизма» явные отклонения от Слова Божьего в вопросе исцеления. Интересным является тот факт, что ни в Деяниях Апостолов, ни в Посланиях мы не находим ни одного примера чудесного исцеления христианина (члена церкви), но все случаи чудесного исцеления происходили с неверующими. Новозаветные благословения в Библии — это благословения духовные, сокровища на небесах (Мф.6:19-21), то, что приготовлено на небесах для будущих благ (Еф.1:3), а не для царствования сегодня на земле (1Кор.15:19), потому что на земле мы имеем еще тленное тело, и «мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим.8:23). На страницах Библии мы находим множество верных, благословенных мужей Божьих, имевших сильную веру, но имеющих немощи и болезни, которые не были связаны с их личным грехом или маловерием. Так, Епафродит «был болен при смерти» (Флп.2:25-27); Трофим был болен, и Павел не мог исцелить его и «оставил больного в Милите» (2Тим.4:20); в частых недугах был Тимофей, которого Апостол Павел не исцеляет, а советует ему употреблять «немного вина ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1Тим.5:23); сам Апостол Павел говорит, что он «изнемогал» (2Кор.11:29,30), «в немощи плоти благовествовал» (Гал.4:13,14) и был удручен ангелом сатаны, ему дано было «жало в плоть» (2Кор.12:7-10).

Болезни далеко не всегда являются следствием личного греха (Ин.9:3), но они могут быть предостерегающим воздействием (2Кор.12:7), мудрым методом воспитания и Божьей школой смирения (Иов.23:10; Иов.33:14,19; Иер.18:7-10; Иер.29:11-13). Болезни могут посылаться также и как наказание за грех, однако целью Бога при этом является исправление человека (1Кор.11:30-32; Иак.5:15,16).

В третьей волне движения харизматы и их сторонники прибегают к самым разным феноменам: «покой в Духе»; «святой хохот»; «освобождающее служение»; передача даров через возложение рук; позитивное мышление; визуализация (сны, видения) и четвертое измерение; созидательная сила изреченного слова; «огненные конференции». Они учат о благосостоянии и успехе в жизни верующих («евангелие благосостояния»). Знамениями необычной интенсивности и продолжительности стали странные явления под названием «благословение из Торонто», или «Торонтовское пробуждение», проявляющиеся в выкриках, истерическом смехе, прыганьях и танцах, длительных конвульсивных судорогах и дрожи. При этом у обладателей подобных явлений терялся самоконтроль:

«Один англиканский епископ, как повествует «The Sunday Telegraph», катался по полу и рычал, как лев. Повествуют даже об урчании и кукарекании. Один мужчина запел петухом, и тут же последовало истолкование: «Господь говорит: «Наступает новый день» (The Observer, 4/9/94)»» [210].

Посмотрим трезво на свидетельства о таком странном «благословении»:

«Многие лежали на полу, много смеха и плача… По меньшей мере один человек был настолько побежден Духом, что его пришлось отнести домой» [224].

А вот как описывают феномен «покой в Духе» сами харизматические лидеры:

«Об этом феномене, когда люди падают на пол и иногда лежат на спине или животе по нескольку часов, известно нам… Такое случается часто в наши дни. Большинство людей переживают при этом чувство покоя и совершенной невозмутимости по отношению к своим жизненным обстоятельствам… Бывает, что такое состояние длится от 12 до 48 часов. Говорят, что после таких случаев люди потом рассказывают, что в них произошла глубокая духовная перемена. Случаются ситуации драматические, когда в такой способ повергается наземь пастор или духовный руководитель. Был случай, например, когда один пастор на протяжении почти часа ритмически бился головой о пол. Изменения, которые наступают после таких переживаний, могут быть огромными. Кажется, что именно пасторы получают посредством таких переживаний новые полномочия и становятся более деятельными в служении» [221].

Комментарии здесь излишни, и любому здравому человеку ясно, какие силы производят такое действие, после которого люди падают на спину. Падение на спину (навзничь) известно из Библии, но известно как суд Божий (1Цар.4:18). Исаия повествует о таком суде над лжепророками, лжеучителями и над людьми, непослушными Богу и Его Слову:

Ис.28:11,13 «За то лепечущими устами и на чужом языке будут говорить к этому народу… И стало у них словом Господа: заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного, там немного, — так что они пойдут, и упадут навзничь, и разобьются, и попадут в сеть, и будут уловлены».

Человек, падающий на лицо, показывает смирение и благоговение перед Богом (Исх.34:8; Нав.7:10; Мф.17:6; Мк.10:17; Лк.5:12; Лк.17:16; Ин.11:32; 1Кор.14:25; Отк.1:17; Отк.7:11; Отк.11:16), прикрывает наготу свою. Жертвенник Господень не сооружался на возвышенности со ступеньками, чтобы не открывалась нагота (Исх.20:26). Падение человека на спину духовно означает открыть свою наготу. Это знамение суда в том, что прямо или косвенно открывается нагота человека, и это наказание подходит людям, отклонившимся от истинного пути. Единственное падение на спину, описанное в Новом Завете в Ин.18:6, также относится к суду, потому что это происходило с врагами Христа, желающими арестовать и казнить Его, а не с Его друзьями и последователями.

Практически все описанные или подобные им странные переживания связаны с говорением на языках. По некоторым данным, по всему миру число людей, которые в той или иной степени охвачены ложной глоссолалией или стремятся к ней, в середине 90-х годов достигало 370 млн. человек [218].

Часто наряду с языками проявляются и видения, и «святой хохот». Вот, что рассказывает пастор одной из баптистских общин Новой Зеландии М. Робертсон о «святом смехе», который он пережил на харизматической конференции на тему: «Чудеса, знамения и рост общины»:

«В первых рядах начали смеяться. Потом засмеялся кто-то в другом месте. Примерно за 10 минут эта радость во Святом Духе распространилась на весь зал и затем постепенно начала угасать. Утихли все смеявшиеся, кроме меня. Я просто никак не мог остановиться. В конце концов, я не смог устоять на ногах! Я упал сначала вперед, потом назад и, наконец, растянулся на полу и катался со стороны в сторону, держась за бока от смеха. Тем временем меня окружили зрители: я стал настоящим развлекательным зрелищем!.. Я хохотал на протяжении где-то минут сорока пяти. Когда же я, наконец, перестал хохотать, ко мне подошел мой коллега, и произнес, положив мне на голову руку: «Господь! Дай ему еще больше этого». И мне пришлось хохотать еще 45 минут. После этого я умолял его не произносить больше этого пожелания, так как от этого смеха у меня разболелись ребра» [225].

Уже само такое свидетельство говорит о том, что эти явления имеют явно не Божий источник. В Библии нигде нет описаний, чтобы в Храме и в синагогах во времена Ветхого Завета или же в церквах во времена Нового Завета так смеялись и так «радовались» Божьи люди.

В статье «Хохот останавливает проповедь — но Бог в действии», помещенной в журнале “Reveal Nov”, описывается то, как хохот прервал проповедь одного проповедника, рассказывающего историю Соломона: «В своей проповеди он не мог продвинуться дальше, кроме вводных слов: «История Соломона является самой трагичной во всей Библии». Многие из слушающих в собрании впали в радостный взрыв хохота… Не было никакой возможности остановить этот неожиданный смех. Те, которые были «освящены духом», были приглашены выйти вперед к трибуне. Едва только они вышли вперед, как они сразу же упали на пол в конвульсивном смехе» [210].

Когда читаешь такие свидетельства, то хочется обратиться к предупреждениям из Послания Иакова: «Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте: смех ваш да обратится в плач, и радость — в печаль» (Иак.4:9), а также к словам из Пр.14:13: «И при смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль».

Харизматы часто проводят «освобождающие служения», где они «изгоняют» бесов; проводят массовые евангелизации, очаровываясь цифрами; проводят «огненные конференции» и в своей гордости заявляют о спасении через них целых народов. Так, Р. Бонке признается: «Публику не интересуют зрелища, в которых задействована горстка людей. Большие массы народа впечатляют. Если люди не идут к нам толпами, то нам следует серьезно проверить себя» [226].

Пастор самой многочисленной церкви в мире Поль Йонги Чо в Сеуле (Южная Корея), которая насчитывала в 1989 году более 700 тыс. членов, свидетельствует, что говорение на языках — это речь Святого Духа, поэтому, когда он говорит на языках, то в своем сознании он переживает Его присутствие. Он молится на языках и во сне, и когда просыпается. В своих проповедях и книгах Чо больше всего уделяет внимания следующим моментам:

а) позитивное мышление, мотивация успеха (не говорить о грехе, о кресте, но говорить только о хорошем, о приятном);

б) созидательная сила изреченного слова (все то, о чем говорится, то и исполняется);

в) визуализация (сны, видения) и «четвертое измерение» (например, надо представить, как ты покидаешь свое тело, все глубже исчезая во Вселенной, и ты предстанешь в присутствии Творца). Такая техника хорошо знакома языческому миру и, представляя доступ в мир духов, может приводить к прямому общению с бесами.

Такую же позицию занимает и Роберт Шулер (США), который, по сути, на первое место ставит человека, а не Бога, и считает, что Иисус нес Свой крест, чтобы освятить чувство собственного достоинства. Он пишет: «Традиционное толкование слов Христа о том, чтобы мы брали свой крест на себя, необходимо срочно реформировать… Итак, возвещение мышления возможностями — это позитивное возвещение креста… Я уверен, что ничто из того, что делалось во имя Христа и под знамением христианства, не воздействовало так сокрушительно на человеческую личность, а потому и служило большим препятствием в евангелизации, как эта неуклюжая, бестактная и нехристианская стратегия, когда людям прежде всего пытаются объяснить, насколько они грешны и потеряны» [58]. Такое странное заявление Шулера отвергает суть возвещения Благой Вести, потому что если человек не грешен, то ему не в чем и раскаиваться, и если он не погибший в грехах, то ему не от чего и спасаться. Не случайно, когда Христос вышел на служение, Его первым призывом был призыв к покаянию и вере: «После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царства Божия и говоря: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк.1:14,15). И исполненный Духа Святого Апостол Петр призывал в День Пятидесятницы: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов» (Деян.2:38). И Апостол Павел призывает неверующих: «Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться; ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа» (Деян.17:30,31). По критериям Шулера, и Христос, и Апостолы применяли «неуклюжую и бестактную нехристианскую стратегию».

Проповедь легковесного христианства без креста противоречит Писанию (Мф.10:38; Мф.16:24-27; Мк.8:34; Лк.9:23; Лк.14:27; Гал.6:12), потому что наш Господь говорит: «И кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником» (Лк.14:27).

Харизматы учат, что членам общины необходимо употреблять силы своего четвертого измерения, чтобы уметь зрительно представить успех. Исходя из того, что материю можно превратить в энергию, они ложно считают, что они могут и энергию превратить в материю. И если мысли и дух — это энергия, то при помощи определенной техники сознания должна быть возможность и материализации энергии. Пастор Чо утверждает, что познание четвертого измерения, связанное с силой представления, ему было дано через особое Божье откровение. Он учит, что если кому-то было дано видение, то его необходимо «высидеть», развить в подсознании, чтобы оно исполнилось, развивать из мысленного зародыша реальность чуда.

Насаждается также представление о том, что силой произнесенного слова можно творить чудеса, что силой произнесенного слова можно явить присутствие Христово и силу Иисуса. В конечном итоге все направлено на то, чтобы процветать уже сегодня здесь, на земле, и уже сегодня, до наступления Царства Божьего жить, как в Царствии Божьем. Чо утверждает, что бедность — это проклятие сатаны; что Бог желает, чтобы весь народ Его имел успех и здоровье в той же мере, в какой преуспевают души их (при этом он неверно толкует 3Ин.1,2); что если верующие духовно, телесно и материально живут в изобилии, то в этом — воля Божья.

«Огненная конференция», которая проводилась в Африке в г. Хараре (Зимбабве) в 1986 году и которую назвали «второй Пятидесятницей», показала, насколько далеко заходят амбиции и воображение харизматов. Вот что сообщил Коупленд: «Мы приближаемся к одному из самых великих периодов спасения Божия. Нам видится спасение целого континента. Я пережил на этой огненной конференции такое, чему мне еще никогда не приходилось быть свидетелем» [227].

Но нельзя такие странные явления, как шоу на собраниях, смех, рычание, катание по полу, бессмысленное говорение на языках считать признаками истинного пробуждения, скорее наоборот, это свидетельствует о заблуждении и обольщении (2Фес.2:9-11; Мф.24:4,5; 2Пет.3:17). Библия всюду подчеркивает, что Дух Святой вызывает самоконтроль, и духи пророческие послушны пророкам, потому что Бог не есть Бог неустройства (1Кор.14:32,33).

В среде харизматов акцент делается не на достижении святости в жизни, а на языках, исцелении, изгнании бесов, на утверждении власти словом повеления, запрета и т.д. Вот что пишет Глория Коупленд: «Через Слово ты уверенно будешь знать, что твое исцеление — это неизменная воля Божия… Когда ты получаешь Слово об исцелении, сатана попытается навязать тебе болезнь, чтобы соблазнить тебя и забрать у тебя Слово, посаженное в твоем сердце. Он попытается навязать тебе болезнь, но не сможет сделать это, если противостанешь ему… Вся та власть и господство, которые Церковь не устанавливает активно, находятся под влиянием сатаны, не потому, что это воля Божья, но потому что человек изначально предоставил сатане господство над собой… В невежестве Слова Божия Церковь позволила сатане украсть свою власть и, в большей части, контролировать землю… Иисус представил Церкви право пользования Его имя со всей полнотой власти этого имени. Предоставив право, Он дал официальное одобрение или законную власть; право действовать; наделил силой… В Его имени верующие не ограничены естественными законами… Будут изгонять бесов... Будут говорить новыми языками: были удалены естественные ограничения речи… Будут брать змей, и если что смертоносное выпьют, не повредит им… Возложат руки на больных, и они будут здоровы» [228].

Странные явления, подобные харизматическим, не являются доказательством присутствия в этом случае именно Божьей силы. Такие явления возникали и под действием бесовской силы. Так, например, кроме чудес, которые Моисей творил Божьей силой, мы читаем о тех же чудесах, которые совершали мудрецы фараона и чародеи бесовской силой (Исх.7:10,11; Исх.7:20-22; Исх.8:6-7): «И призвал фараон мудрецов и чародеев; и эти волхвы Египетские сделали то же своими чарами» (Исх.7:11). Сверхъестественные явления часто имеют место и в оккультных областях. Журнал евангельских новостей Германии «Idea» давал верную оценку по поводу выступления харизмата-чудотворца Бэнни Хинна: «Эти феномены, а точнее сверхъестественные исцеления и падения людей, не являются специфически христианскими. Этот феномен имеет место в других культурах, религиях, а также в оккультных областях» [229].

Такие оккультные проявления и их опасности для души человека исследованы во многих трудах [230–236].

Исцеления, в которых «целитель» выступает как магический посредник, весьма опасны с духовной точки зрения, потому что не всякое исцеление — от Бога. Кроме того, многих людей вводит в заблуждение то, что далеко не всегда говорится правда и не всегда представляется истинная картина, чтобы «успех духовного пробуждения» выглядел более внушительным. При тщательном исследовании оказывается, что далеко не всегда есть исцеления, о которых так много говорят. А. Зайбель приводит следующее исследование: «После компании исцеления доктора Прайса из Ванкувера было рекламировано 350 случаев исцеления. Собрались разные христиане, чтобы проверить истину этого утверждения. Результаты были таковы: в 39 случаях пациенты умерли от болезни, от которой якобы были исцелены; в течение шести месяцев пять пациентов стали психически больными; 301 человек, как выяснилось позже, не получил никакой пользы, о чем многие откровенно признавались; в пяти случаях свидетельствуют действительно об исцелении, но эти люди страдали от психосоматических недугов, нуждаясь в психиатрическом лечении [210].

Существует также большое сходство в методах действий между харизматическими проявлениями и движением «Нью эйдж». «Нью эйдж» объединяет все мистические учения и религии (индуизм, буддизм, современные культы) в одно целое, пропагандируя по сути современное язычество, самовозвеличение и себялюбие, отрицая объективную истину и превознося терпимость ко всему в силу якобы относительности нравственных принципов и относительности истины. Учение о греховности человека рассматривается как вредное, вызывающее негативное самоотношение. Процесс уподобления божеству представляется как процесс приобретения все лучшей кармы посредством перевоплощений, вопреки ясному указанию Библии только на одну жизнь человека перед Божьим судом (Евр.9:27). А поскольку нет различия между Творцом и творением, то нет и данного Богом абсолютного нравственного закона.

Целью движения является создание единого всемирного правительства, изменение экономической системы. Указывается также на необходимость защиты природы как «части нашего сознания». Основной принцип этого учения: «Все сущее едино». В труде «Движение “Новый век”» У. Макдауэлл так характеризует это движение: «Внешние проявления философии «Нового века» можно охарактеризовать как в высшей степени позитивистский романтизм, в котором многие сторонники секуляризации общества находят несбыточную надежду стать боголюдьми, повелителями Вселенной» [237].

При этом многие «учителя» неверно трактуют такие библейские тексты, как Пс.81:6 и Ин.10:34, где сказано: «Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы»» (Пс.81:6). Этот псалом был адресован судьям Израиля, которые проявляли нечестность и лицеприятие на судах (Пс.81:2). Они назывались «богами» не потому, что были действительно Божественными, а потому, что представляли Бога, когда судили людей. В еврейском языке слово «боги» (элохим) буквально означает «могущественные», и оно могло применяться к таким важным особам, как судьи. Если прочитать стих из Пс.81:6 в контексте, то становится ясно, что эти несправедливые судьи были всего лишь грешными людьми, а не божествами («Но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей» — Пс.81:7), и судили они несправедливо, чтобы угодить знатным особам и получить выгоду, а потому и умрут, как грешные люди.

Иисус цитирует Пс.81:6, чтобы показать, что Бог использовал слово «боги», чтобы показать, что в Израиле были люди, являющиеся посланниками Божьими. Через этих людей Бог говорил с израильским народом. Они представляли Бога в Его власти и суде и были наделены определенными полномочиями, которыми пользовались неправильно. И если несправедливые судьи назывались в Ветхом Завете «богами», то насколько же было больше прав у Христа утверждать, что Он — Сын Божий (Ин.10:35-38). Этот аргумент и привел Господь в споре с иудеями, которые должны были знать Писание. Для многих ложных учителей характерно искажать Писание, а особенно для учителей «Нью эйдж». Господь предупреждал о дьяволе как об отце лжи: «…Ибо нет в нем истины; когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин.8:44).

Единственная мировая закономерность, допускаемая учением «Нового века», есть закономерность, деспотически навязанная силой. Некоторые руководители харизматического движения открыто заявляют о своей поддержке создания «Нового мирового порядка». Лидер русских харизматов А. Ледяев в своей статье «Новый мировой порядок» прямо говорит, что поручение Христа о благовестии содержит призыв к установлению нового порядка. Ледяев пишет: «Иисус заплатил цену, а Церкви поручил оплаченный товар перевести на территорию Царства Божьего… Божьи пророки и священники — представители небесной власти. Политические вожди — представители земной власти. Небо всегда управляло землей, а священство — царями. Этот Божий порядок, который Бог восстановит и утвердит в последнее время… Возрождение общества немыслимо без возрожденного правительства… Вторжение и экспансия — вот главная стратегия Церкви последнего времени. Вторжение и экспансия — рельсы, по которым Церковь 21-го века будет двигаться и утверждать Царство Божье по всему лицу земли. Реки пророческого помазания потекут в президентские кабинеты. Бог даст Церкви слово и специальное послание для начальствующих и властей. Цари должны слышать Божий голос.… Пробуждение «сверху» — вот ключевой стратегический вопрос Церкви последнего времени… Исполнение Великого Поручения есть не что иное, как фундамент христианского геополитического пространства, в котором Бог утвердит новый мировой порядок» [77].

Такой «новый мировой порядок» может наступить, но это будет уже принятие «иного благовестия» (2Кор.11:4), это будет подготовка к принятию антихриста, который будет обещать и мир, и процветание, и порядок (1Фес.5:3; 2Фес.2:7-12), это будет опьянение вином духовного блудодеяния из вавилонской чаши (Отк.17:2). Движение «Нью эйдж» имеет подобную философию и ставит своей целью создать на земле царство мира, справедливости и процветания. При такой постановке вопроса на определенном этапе жизни Христос окажется ненужным и будет отброшен вместе с христианским истинами теми правителями, которые никогда не знали Его. Уже сегодня Европа показывает свое истинное лицо и отказывается от основных христианских ценностей.

Идея нового мирового порядка все более и более насаждается в умы людей в последнее время. Так, вольно или невольно, готовится почва для принятия антихриста. В своей книге «Глобализация. На пути к всемирному завоеванию» Гари Ках так описывает эту мировую тенденцию: «Я давно понял, что политические и экономические попытки создания единого мирового управления в своей основе покоятся на сети организаций религиозного происхождения, ставших известными под названием движения «Нью эйдж»…

Концепция «Нью эйдж» состоит в том, что Бог — это божественная, или жизненная сила, протекает через все живое: растения, животных и человеческих существ. В связи с этим они приходят к логическому выводу, что, следовательно, все мы являемся богами или, по крайней мере, частью Бога. Вследствие этого убеждения большинство пантеистов автоматически поддерживают концепцию единого мирового правления, так как мировое единство имеет существенное значение для беспрепятственного протекания божественной силы. Объединенное человечество, вероятно, совершит «квантовый прыжок» к более высокому уровню существования. В итоге все люди неожиданно получат мистические способности совершать то, что прежде сделать никогда не могли. Наступит Новая эра просвещения — Новый Мировой Порядок… Я обнаружил, что наиболее активными последователями «Нью эйдж» являются те, кто был глубоко вовлечен в оккультизм и считают восточных религиозных лидеров ведущими авторитетами по этому вопросу. Таким образом, индийские йоги и другие пропагандисты оккультизма смогли привлечь к себе многих последователей на Западе. Однако самыми уважаемыми духовными руководителями последователи «Нью эйдж» считают тибетских монахов, живущих по заповедям духовного учителя Далай Ламы. Многие известные личности Теософского общества, такие как Алис Бейли и Елена Блаватская, чьи труды оказывают сильнейшее влияние на современное движение «Нью эйдж», некоторое время обучались под руководством этого оккультного мастера с Тибета… Многие люди, привлеченные внешними проявлениями движения «Нью эйдж», не понимают, что улавливаются оккультными идеями. В итоге эти обольщенные, как правило, обнаруживают, что исповедуют оккультизм, однако к тому времени они уже становятся настолько зависимыми от своей новой веры и практики, что чаще всего не желают все изменить и возвратиться назад. Оккультизм затягивает и ведет к зависимости в той же или, может быть, даже большей степени, чем наркотики, способные помрачить сознание… Наивно думать, что можно манипулировать оккультными силами, да еще при этом без вреда добиться для себя «положительных перемен». Если человек решается на такое, то именно он будет находиться под манипуляциями, а не мир духов… Возможно, самым привлекательным и опасным аспектом оккультизма является его способность изменять сознание человека… Мало кто понимает, что, входя в измененное состояние сознания, он тем самым позволяет сатане воздействовать на свое мышление. Не исключено, что такие «эксперименты» разрушают наш защитный механизм… Поэтому не удивительно, что человек, вовлеченный в оккультные упражнения, не отличает добро от зла и легко поддается словам духа (или гипнотизера)… Не существует доброго оккультизма или доброй (белой) магии. Оккультизм в любой форме является делом сатаны» [238].

Последователи «Нью эйдж» ссылаются на так называемое излияние духа Водолея, наделяющего людей особыми эзотерическими силами и дарами. Это движение особенно поощряет пассивность и путешествия-сновидения, утверждая, что «отсутствие мысли является идеальным случаем». Еще в 1921 году один из масонов С.М. Ворд писал: «Ныне знак рыб потерял свое высокое положение, и приближается новый знак. Это Водолей — знак совершенного человека. Под его правлением мы сможем увидеть великое пробуждение духовного начала, возвышение человека до уровня божества и, вместе с тем, снижение божества до уровня человека. Это означает новое управление, новые религиозные взгляды» [239]. Эти идеи подхватывает «Нью эйдж», играя на невежестве многих людей и на поисках и стремлении многих к таинственному.

Поразительно, как сегодня многие искренние люди, стремящиеся ко Христу, улавливаются в сети лукавого и, будучи обмануты, незримо становятся на путь удаления от Христа! Незнание Библии, отключение активного состояния воли и сознания, хождение по чувствам и субъективному опыту, поиск знамений, сопровождаемый сильным желанием подтвердить свое единство с Богом, хитрая тактика сатаны, выступающего под видом ангела света и подражающего Божественным проявлениям, неумеренная ревность в получении даров от Бога — все это приводит к тому, что человек может неосознанно попасть в сети обольщения и уверенно считать, что искренне и правильно служит Богу. Это и есть самый коварный обман лукавого. Вот почему Господь дает предупреждение Своим ученикам: «А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте» (Мк.13:37).

Харизматы последней волны берут на себя очень много функций и приписывают себе те возможности, которых они не имеют. Так, например, Р. Боннке провозгласил такой клич: «Мы разорим ад и населим небо!» [226]. Он также заявлял: «Мы обреем дьявола наголо», а также: «Вся Африка получит спасение в Крови Иисуса», или «Я стоял там и говорил как командующий во Святом Духе, как рупор Всемогущего Бога». Харизматы часто используют фразу: «Так говорит Господь», несмотря на то, что такой формулировки в Новом Завете не существует, потому что Бог говорит нам сегодня через Слово Божье. Нельзя принимать слова людей, которые могут ошибаться, за Слово Бога. Если фундамент Церкви был построен однажды на основании Апостолов и пророков, и тайна Христова о Церкви была однажды возвещена (Еф.2:20; Еф.3:5), то второй раз заложить фундамент невозможно, как невозможно и открыть второй раз тайну, потому что Бог все сказал нам в Своем Слове. Харизматы верят, что Дух Святой прямо говорит из человека, как из соответствующего канала, отсюда и выражение «так говорит Господь!»; отсюда и обвинение бодрствующих и несогласных с ними христиан в хулении Духа. А это обвинение противоречит Писанию, потому что Писание призывает испытывать духов (1Ин.4:1), и потому что только Бог видит сердце человека, и только Ему присуще полное знание (1Кор.4:5).

Итак, экскурс в историю харизматического движения показывает, что говорение на языках и другие феномены проявления «крещения Духом» требуют правильной оценки, и оценки со стороны Писания, а не с позиции человеческих переживаний и симпатий к тому или иному учению.

Мы остановимся подробно на явлении современной глоссолалии. Слово «глоссолалия» образовано из двух греческих слов: glossa — язык (glwssa — [1100]); lalein — говорить (lalein — [2980]). Отметим сразу, что современными глоссолалиями мы будем называть нынешний феномен говорения на языках, который проявляется у последователей харизматического движения. Отметим также сразу свою позицию, что современная глоссолалия отличается от новозаветного дара говорения на языках. Современная глоссолалия — это практика необычного ритуально-религиозного речевого поведения людей, это бессмысленная, но фонетически структурированная человеческая речь, которая не относится ни к одному из человеческих языков и как система не может быть классифицирована как язык. Традиционно глоссолалия отождествляется с иными языками, упомянутыми в Новом Завете как дар Духа Святого, однако на самом деле она не тождественна им.

Утверждение о том, что современные глоссолалии (или иные языки, практикуемые в харизматических церквах), отличаются от иных языков в Церкви раннего периода и являются ложными, является принципиально важным с позиции сохранения Церкви последнего времени от заблуждений. Поэтому мы рассмотрим это утверждение подробно и докажем на основании Священного Писания и исследований ученых.

В качестве доказательства того, что современные глоссолалии, практикуемые в харизматических церквах, отличаются от дара языков, полученных от Духа Святого Апостолами и некоторыми членами ранней Церкви, можно привести следующие аргументы:

А. Языки, данные в День Пятидесятницы Духом Святым, были реальными иностранными языками, в то время как бессмысленная и экстатическая речь или бессвязный трансовый лепет харизматов не относится к языкам вообще.

Б. Языки, которые описаны в Деян.2, и языки, о которых говорится в 1Кор.12-14 и других текстах Писания, являются одними и теми же иностранными языками и не имеют ничего общего с современными харизматическими языками.

В. Истинный дар языков соответствовал определенным целям в ранней Церкви, которые отличаются от целей использования современной глоссолалии; и после написания Нового Завета и завершения канона Библии этот дар уже не имеет оснований для проявления.

Г. Практика применения харизматами языков противоречит истинам Писания, т.е. противоречит Духу Святому как Духу истины. Современные глоссолалии приводят к неугодным для Бога плодам.

Д. Лингвистический анализ и научные исследования доказывают, что современные глоссолалии не являются языками и проявляются в состоянии транса; а истолкование современных харизматических языков не является однозначным.

Е. Проявление феномена, подобного современным глоссолалиям, наблюдается не только в христианской среде, но и в языческих культах, в нехристианских религиях, в еретических группах в анимистических обществах.

Ж. Аргументы харизматов о тождественности современных глоссолалий новозаветным языкам, а также толкование харизматическими учителями отдельных текстов Писания в отрыве от контекста являются неверными и не выдерживают библейской критики.

Рассмотрим эти утверждения более подробно.

А. Языки, данные в День Пятидесятницы Духом Святым, были реальными иностранными языками, в то время как бессмысленная и экстатическая речь или бессвязный трансовый лепет харизматов не относится к языкам вообще.

Первоначальное явление истинного дара иных языков произошло в День Пятидесятницы в Иерусалиме. Это событие было исполнением обетования Христа для учеников:

Ин.14:15-17 «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет».

Ин.16:7-14 «Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он, придя, обличит мир о грехе, и о правде, и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден. Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам».

Деян.1:4,5,8 «И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли».

Уже в этом обещании Христа мы видим важнейшую цель сошествия Духа: свидетельство о Христе всем народам земли, донесение истин Божьих всем людям и будущее открытие Божьим Духом новой истины о Церкви и о Христе. Исполнение обетований Спасителя в День Пятидесятницы показало величие и уникальность этого события, которое имело важнейшее значение для проповеди Евангелия.

Слово Божье описывает это событие очень подробно, и здесь впервые мы встречаемся с ясным описанием языков как дара Духа Святого:

Деян.2:1-16 «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом.

Когда сделался этот шум, собрался народ и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и мидяне, и еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах. Божиих? И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит? А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина. Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем».

Это было чудо, явленное Богом, свидетельствующее о том, что Господь Иисус Христос воссел одесную Отца, и Бог Дух Святой сошел на землю. Для этого Бог использовал и слышимые, и видимые явления: «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные». Физическим эффектом проявления чуда был шум с неба, как бы от несущего сильного ветра, и разделяющиеся языки, как бы огненные. Использование эффекта огня было наиболее доступно для Израиля, потому что огонь символизировал особое присутствие Бога, Его могущество, святость и праведный гнев (Исх.3:2; Исх.19:18; Втор.4:11; Иез.21:31; Зах12:6; Евр.12:29). Все это должно было привести слушателей к сокрушению при вести о распятом и воскресшем Христе. И ветер, и огонь служили также символом силы Святого Духа. Здесь отчетливо сказано, что звуки с небес и подобные пламени языки не были всего лишь обычным природным явлением, но были сверхъестественного происхождения. Поэтому Лука тщательно отмечает, что звук был «как бы от несущегося сильного ветра», а языки были «как бы (греч. «hosei» означает сравнение) огненные».

Ученикам были даны «разделяющиеся языки», которые персонально касались каждого: «И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них». Это значит, что языки (греч. glossais — [1100]) были структурированы таким образом, что касались каждого лично. В этом было видимое свидетельство, что Дух Святой и дары Духа даются каждому персонально, отдельная личность получает дар от Бога независимо от другого. О том, что языки были даром Духа Святого, подтверждает слово «давал»: «И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать». Это подтверждает факт того, что владение языками было даром от Бога, а не результатом процесса обучения. Не было периода обучения, не было самого процесса обучения, ученики начали говорить на языках сразу.

В День Пятидесятницы, который являлся наиболее почитаемым иудейским праздником, в Иерусалим съезжалось много народа со всех уголков земли, куда были рассеяны евреи: «В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом». Это был самый удобный момент засвидетельствовать всем о Христе, чтобы эта весть понеслась во все страны. Но мешал языковый барьер. И Бог дает дар языков, чтобы донести Евангелие людям.

Эти языки были иностранными языками. О том, что полученные в День Пятидесятницы языки были понятными и переводимыми иностранными языками свидетельствуют следующие аргументы:

а) греческая терминология, используемая для описания дара иных языков, говорит о том, что это были реальные языки;

б) все присутствующие в Иерусалиме в День Пятидесятницы понимали говорящих, не будучи еще верующими и возрожденными от Духа Святого людьми;

в) перечислены конкретные страны и народы, представляющие все известные тогда языки или группы языков, что облегчало возвещение Евангелия каждому народу;

г) ученикам явились «разделяющиеся» языки, которые «почили по одному на каждом из них» (Деян.2:3), т.е. отличающиеся друг от друга реальные языки, имеющие свои специфические структуры.

д) слово «провещевать» (греч. apophtheggomai — [0669]), которое стоит в Деян.2:4, имеет ясное значение понятного для всех возвещения.

Рассмотрим каждый аргумент более подробно.

а) Греческая терминология, используемая для описания дара иных языков, говорит о том, что это были реальные языки

В словосочетании «на иных языках» использованы греческие слова heteros (иной — [2087]) и glossais (языки — [1100]). Слово heteros (иной) имеет значение «отличный, различный, другой» [1–3], означающее говорение на различных языках, отличающихся от родного языка говорящих. Слово glossais (языки) означает «язык как орган речи, речь, наречие» [1–3], т.е. язык как средство коммуникации, осмысленная и понятная речь для тех, кто говорит на данном языке. Таким образом, выражение «говорить на иных языках» означает «говорить на иностранных языках». В Деян.2 это выражение ни в коей мере не обозначает бессмысленную экстатическую речь, какой-то небесный язык или что-то иное, но означает реальный язык исключительно в значении средства общения и диалекта.

б) Все присутствующие в Иерусалиме в День Пятидесятницы понимали говорящих, не будучи еще верующими и возрожденными от Духа Святого людьми.

Все присутствующие люди совершенно отчетливо понимали говоривших на языках, притом понимали без всякого перевода: «И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились» (Деян.2:7,8).

Святой Дух есть Дух истины, и Он обещан только последователям Христа (Ин.14:16,17; Ин.15:25; Ин.16:7-15; Ин.17:20; Деян.1:4-6,8). Дары Духа Святого не могут получать неверующие и невозрожденные люди. Слушатели Иерусалима в День Пятидесятницы еще не примкнули к вере, они не обладали и не могли обладать даром истолкования, но они понимали исполненных Духом верующих, говоривших на языках, не прибегали к переводам или объяснениям. Говорящие были не иностранцами, а галилеянами, которые не могли выучиться этим иностранным языкам естественным образом. Это показывает, что люди слышали нормальную речь, а не «духовный язык», не «сверхъестественное эсперанто», не бормотание, не бессмысленную речь или что-то в этом роде. Особое удивление было вызвано тем, что эти необразованные галилеяне заговорили на родных языках многих слушателей, и каждый слышал «собственное наречие (греч. idia [2398]) — свой, собственный, частный; dialekto [1258] — диалект, наречие, язык, речь, говор, произношение), в котором родились». Это показывает, что языки как дар Духа Святого были не просто какими-то непонятными языками, но языками других стран и народов. И слово glossais в Деян.2:4, и слово dialekto («наречие», dialektw — [1258]) в Деян.2:6,8 несомненно определяют человеческую разговорную речь, естественный иностранный язык того или иного народа. В Деян.1:19 («так что земля та на отечественном их наречии (dialekto) названа Акелдама») слово «диалект» означает национальный язык страны. Не случайно слушатели из других стран подтверждали, что они слышат свой язык: «Слышим их нашими языками, говорящих о великих делах Божиих» (Деян.2:11). Слово «нашими» подтверждает, что слышанный язык для иностранцев был родной, а то, что они слышали «о великих делах Божиих» подтверждает, что они прекрасно все понимали без перевода.

В Деян.2:11 слово glossais (в фразе «слышим их нашими языками — akouomen lalountwn autwn tais hmeterais glwssais») без всякого сомнения означает понятную разговорную речь.

в) Перечислены конкретные страны и народы, представляющие все известные тогда языки или группы языков, что облегчало возвещение Евангелия каждому народу.

В Книге Деяний перечислены конкретные страны и народы, на языках и наречиях которых говорили ученики Христа, число которых составляло не менее шестнадцати, не считая прозелитов из разных стран: «Парфяне, и мидяне, и еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих» (Деян.2:9-11). Собравшиеся в Иерусалиме на праздник Пятидесятницы представляли все известные тогда языки или группы языков, что облегчало возвещение Евангелия каждому народу. В День Пятидесятницы международная группа слушателей «из всякого народа под небесами» слышала говорящих на своих родных языках, и нет никакого основания для утверждения, что ученики Христовы говорили на экстатическом и лишенном логики языке, подобному современным глоссолалиям.

г) Ученикам явились «разделяющиеся» языки, которые «почили по одному на каждом из них» (Деян.2:3), т.е. отличающиеся друг от друга реальные языки, имеющие свои специфические структуры.

Слово Божье сообщает нам, что ученикам явились «разделяющиеся» языки, которые «почили по одному на каждом из них» (Деян.2:3). Это говорит, что Святой Дух был получен персонально каждым из ожидавших в горнице исполнения обетований Иисуса (Деян.1:13-16).

Слово «разделяющиеся» (греч. diamerisomenai — [1266] — разделять, распределять, делить между собой) определяет языки, данные ученикам Христа, как существенно отличающиеся друг от друга. Перечень шестнадцати стран и регионов древнего мира, откуда прибыли в Иерусалим набожные люди, лучше всего доказывает это. Языки разных стран имеют свои специфические структуры, различные фонетические свойства и особые интонации. Что же касается современных глоссолалий, то в основном они однообразны.

Некоторые утверждают, что в День Пятидесятницы произошло не чудо явления различных (не менее 16-ти) иностранных языков, а чудо слышания единого дара глоссолалии, как отдельных иностранных языков. Иначе говоря, Дух Святой якобы дал Апостолам и ученикам говорение, подобное современной глоссолалии, но люди, прибывшие в Иерусалим из разных стран, слушали те языки и наречия, в которых родились. Люди, предлагающие эту точку зрения сегодня, хотят согласовать истинный дар языков в День Пятидесятницы с современной глоссолалией, что не представляется возможным. В Деян.2 мы читаем, что «явились им разделяющиеся языки» (Деян.2:3), что они «почили по одному на каждом из них» (Деян.2:3), что «начали говорить на иных языках» (множественное число, а не единственное: «языках», а не «языке»). Все это свидетельствует о языках, данных Духом Святым, как об отличающихся друг от друга. Если бы языки не были разными, то нечего было бы и разделять.

Н. В. Порублев отмечает: «Мы не должны забывать, что в данных стихах мы имеем свидетельство самого автора Деяний Апостолов, а не впечатление слушателей. Не слушатели сказали, а евангелист Лука написал, что языки были разными, даны по одному и были иными. Поэтому идея чуда слышания несостоятельна. Понимать иначе, значит допустить, что автор сделал ошибку, и значит поставить под сомнение богодухновенность Книги Деяний» [213].

Это было чудо говорения, а не чудо слушания, потому что говорить языками ученики начали еще до того, как собрались слушатели; потому что эт


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: