количество товара

Рис 3. Кривая предложения

Графическое выражение между ценой товара и величиной его предложения продавцами, называется кривой предложения. Кривая предложения показывает количество предлагаемого товара при каждом значении цены и обычно является возрастающей.

Кроме цены, на изменение спроса оказывают влияние и неценовые факторы:

1. Цены на ресурсы. Ресурсы делятся на постоянные и переменные, к постоянным относятся основные производственные фонды, к переменным – оборотные производственные фонды. При этом, чем больше объем основных производственных фондов, тем больше величина предложения. При высоких ценах на ресурсы производить товары становится невыгодно. Если цены на ресурсы падают, то фирма будет стремиться произвести больший объем товаров и получить при этом прибыль.

2. Технологии производства. Под технологией понимается набор известных способов, приемов или методов производства товара и услуги. Любое усовершенствование технологий создает возможность для удешевления производства, приводит к увеличению объема предложения произведенных товаров.

3. Налоги и дотации. Налоги – обязательные платежи из дохода в пользу государства, поэтому повышение налогов увеличивает издержки производства и ведет к сокращению объема производства.

4. Цены на другие товары и услуги. Высокие цены на товары-субституты заставляют производителей частично переориентировать свое производство.

5. Конкуренция. Чем больше фирм на рынке, тем больше предложение и наоборот. В конкурентной борьбе побеждают наиболее сильные предприятия, которые в дальнейшем расширяют свою деятельность, производя больший объем товаров и предлагая их на рынке. Кроме того, конкурирующие между собой фирмы за потребителя на рынке стараются привлечь большее число покупателей, расширяя свой ассортимент и улучшая качество товара, тем самым увеличивая предложение.

Изменение цены на графике отражается движением по кривой предложения, т.е. происходит «изменение величины предложения», если изменяется неценовой фактор, кривая предложения сдвигается, т.е. происходит «изменение предложения». Если под воздействием этих факторов предложение товаров растет, то кривая сдвигается вправо вниз. Если предложение товаров падает, то кривая сдвигается влево вверх.

Таким образом, спрос и предложение взаимосвязаны между собой, но и противостоят друг другу: спрос предполагает предложение, а предложение реализует спрос.

Кривые спроса и предложения показывают, какое количество товара покупатели готовы купить, а продавцы готовы продать при каждом возможном уровне цен. Для того, чтобы понять, как устанавливается фактическая рыночная цена, надо рассмотреть взаимодействие спроса и предложения. Для наглядности построим предполагаемый график спроса и предложения на некий товар А, составив для этого таблицу спроса и предложения на данный товар.

Таблица 1

Таблица спроса и предложения на товар А

Цена за ед. товара, руб. Объем спроса, шт. Объем предложения, шт. Разница между спросом и предложением Изменение цены
      -40 падает
      -20 падает
        постоянная
      +20 растет
      +40 растет

Данные таблицы показывают, что при низких ценах объем спроса превышает объем предложения, т. е. покупатели хотят купить больше товара, чем поставщики хотят продать, а при высокой цене, объем спроса ниже объема предложения. На основании данных построим график:

Q

Рис 4. Рыночное равновесие

Таким образом, кривая спроса и предложения пересекаются в некоторой точке С, в которой спрос равен предложению. Данная точка пересечения называется точкой равновесия.

Равновесие означает такое состояние рынка, которое характеризуется равенством спроса и предложения, т. е. совпадением интересов производителей и потребителей (продавцов и покупателей). Цена, при которой спрос равен предложению называется равновесной (Р1), а соответствующий ей объем продаваемых и покупаемых товаров – равновесным (Q2)

Равновесная цена – это уровень цены, который устанавливается в результате равенства спроса и предложения; это та максимальная цена, которую готов уплатить потребитель (покупатель) и одновременно это та минимальная цена, по которой производитель (продавец) согласен продать товар.

Равновесная цена, формирующаяся в результате действия рыночных конкурентных сил, выполняет важнейшие функции в экономике:

1. информационную – ее величина служит ориентиром для всех субъектов рыночной экономики;

2. нормирующую – она нормирует распределение товаров, давая сигнал потребителю о том, доступен ли ему данный товар и на какой объем потребления товара он может рассчитывать при данном уровне дохода. Одновременно она воздействует на производителя, показывая сможет ли он окупить свои расходы или ему следует воздержаться от производства. Тем самым нормируется спрос производителя на ресурсы;

3. стимулирующую – она вынуждает производителя расширять или сокращать производство, менять технологию и ассортимент, чтобы издержки «уложились» в цену и осталась еще какая-то прибыль.

Таким образом, равновесная цена – это цена уравновешивающая спрос и пре6дложение в результате действия конкурентных сил.

Особенность рыночного механизма такова, что рынок автоматически поддерживает равновесие: взаимодействие спроса и предложения корректирует (изменяет) цену до такого уровня, при котором величина спроса и величина предложения совпадают.

Однако на практике имеют место отклонения от состояния равновесия.

Если на рынке устанавливается цена выше равновесной (предложение больше спроса), то возникает излишек товара, который усиливает конкуренцию продавцов. Продавцы не могут реализовать свою продукцию и вынуждены снижать цену, тем самым повышая спрос и сокращая предложение до тех пор, пока не будет достигнуто равновесие.

При цене ниже равновесной (спрос больше предложения), возникает дефицит, который порождает конкуренцию между покупателями, и они готовы платить более высокую цену, цена растет, в результате чего спрос сокращается, а предложение увеличивается, рынок движется к равновесию. Таким образом, рынок выступает как саморегулирующаяся система, способная автоматически восстанавливать утраченное равновесие.

Нарушение рыночного равновесия может возникнуть также и в случае изменения спроса и предложения под влиянием неценовых факторов, что на графике отразится смещением либо кривой спроса, либо кривой предложения. Тогда рыночное равновесие будет достигаться, но совершенно при других значениях равновесной цены и равновесного объема. Так:

1) увеличение спроса при неизменном предложении вызывает рост и равновесной цены, и равновесного количества товаров;

2) уменьшение спроса при неизменном предложении вызывает падение и равновесной цены, и равновесного количества товаров;

3) увеличение предложения при неизменном спросе влечет за собой уменьшение равновесной цены и увеличение равновесного количества товаров;

4) сокращение предложения при неизменном спросе влечет за собой увеличение равновесной цены и уменьшение равновесного количества товаров.

Пользуясь этими правилами, можно найти равновесную точку при любых изменениях спроса и предложения.

В условиях свободной конкуренции под воздействием законов рыночного ценообразования цена выравнивается автоматически. Однако рыночное ценообразование может быть нарушено либо деятельностью монополий, либо вмешательством государства, волевым способом устанавливающего цены выше или ниже точки равновесия. В таких случаях говорят о ценах пола и потолка.

Показав, что колебания спроса и предложения зависят от изменения цены, рассмотрим, как это происходит на практике. В этом нам поможет такое понятие, как эластичность спроса и предложения.

Термин «эластичность» – означает чувствительность и используется для обозначения меры реагирования одной переменной величины на изменение другой.

Эластичность спроса означает степень чувствительности изменения величины спроса от изменения цены или других факторов.

Различают эластичность: ценовую; перекрестную; по доходу.

Ценовая эластичность спроса характеризует степень изменения спроса под влиянием изменения цены и измеряется коэффициентом эластичности спроса по цене ().

Коэффициент эластичности спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1%:

 
 

Для практических расчетов часто используют формулу:

Qd2 - Qd1 P2 - P1

Еd = │ Qd1 ׃ P1

где Δ Q/Q – изменение спроса; Δ P/P – изменение цены.

Существует 5 случаев эластичности спроса по цене:

1) спрос 2) спрос 3) спрос с 4) совершенно 5) совершенно

эластичен не эластичен единичной эластичный неэластичный

(Ed > 1) (Ed <1) эластичностью спрос спрос

(Ed =1) (Ed = ∞) (Ed = 0)

О характере ценовой эластичности спроса можно судить по соотношению изменения спроса к изменению цены или по показателю общей выручки от реализации (Р × Q), т.е. по денежным поступлениям от продажи товара (величине расходов покупателя).В зависимости от характера эластичности спроса на товар выручка от реализации при изменении цены товара может расти, падать, не изменяться (табл. 2).

Таблица 2

Виды ценовой эластичности спроса

Вид эластичности Соотношение изменения цены и спроса Коэффициент эластичности Изменение выручки от реализации (P×Q)
Уменьшение цены Увеличение цены
Совершенно неэластичный спрос Цена растет (падает) – спрос постоянен Ed = 0 Уменьшается Увеличивается
Неэластичный спрос Цена изменяется больше, чем изменяется спрос Ed < 1 Уменьшается Увеличивается
Единичная эластичность спроса Цена и спрос изменяются одинаково Ed = 1 Не изменяется Не изменяется
Эластичный спрос Цена изменяется меньше, чем изменяется спро Ed > 1 Увеличивается Уменьшается
Совершенно эластичный спрос Спрос изменяется, цена постоянна Ed = ∞ Уменьшается Увеличивается

Примерами разной эластичности спроса на разные товары могут служить:

− спрос на инсулин – совершенно неэластичен. Как бы ни росла цена, больному диабетом необходима определенная доза инсулина;

− спрос на предметы первой необходимости (продукты питания) – неэластичен. С изменением цены спрос меняется незначительно;

− спрос на предметы роскоши – эластичен. Изменение цены существенно повлияет на спрос;

− спрос на транспортные услуги, как правило, характеризуется единичной эластичностью и изменяется в той же мере, что и цена билетов;

− если цена фиксирована, например, установлена государством, а спрос меняется вне зависимости от уровня цены, то имеет место совершенная эластичность спроса.

Характер эластичности спроса зависит от ряда факторов:

− количества заменителей данного продукта. Чем больше имеется хороших заменителей, тем эластичность выше;

− удельного веса данного товара в доходе потребителя. Чем выше доля товара в доходе, тем выше эластичность;

– наличия комплектарных товаров. Если товар является комплектарным, то спрос на него неэластичен;

− характера товара (фактора значимости для потребителя) – является ли товар предметом первой необходимости или предметом роскоши. Естественно, спрос на товары первой необходимости менее эластичен;

− фактора времени. Чем больше у покупателя времени, тем выше эластичность его спроса;

− степень насыщения рынка товарами. Чем ниже степень насыщения рынка товарами, тем спрос на товар более эластичен.

Перекрестная эластичностьспроса характеризует степень изменения спроса на один товар (a) при изменении цены другого товара (b):

∆Qа∆Pb

Еab = Qа ׃ Pb

где Δ Qa / Qa – изменение спроса на товар a; Δ Pb/ Pb – изменение цены на товар b.

Если: Еab > 0, то товары a и b – взаимозаменяемые;

Еab < 0, то товары a и b – взаимодополняющие;

Еab = 0, то товары a и b – независимые друг от друга.

Эластичность спроса по доходу характеризует степень изменения спроса на товар под влиянием изменения дохода (EI).

ΔQd ΔI

EI = Qd ׃ I

где Δ Q/Q – изменение спроса на товар; Δ I/I – изменение дохода.

Для нормальных товаров коэффициент эластичности по доходу положителен, т.е. Е > 0. Для товаров низшей категории (макароны, картофель, белый хлеб) – отрицателен, т.е. Е < 0.

Эластичность предложения – это степень изменения объема предложения товаров в зависимости от изменения цены.

Коэффициент эластичности предложения показывает, на сколько процентов изменится величина предложения при изменении цены на 1%:

ΔQs ΔP

Es = Qs ׃ P

где Δ QS/QS – изменение объема предлагаемой продукции; Δ Р/Р – изменение цены.

Для практических расчетов часто используют формулу:

Qs2 - Qs1 P2 - P1

Еs = Qs1 ׃ P1

Предложение может быть:

- эластичное (ЕS >1), - неэластичное (ЕS <1),

- характеризоваться единичной эластичностью (ЕS =1),

- совершенно эластичным (ЕS = ∞), - совершенно неэластичным (ЕS =0).

Степень эластичности предложения зависит от:

– способности производства к быстрой переналадке;

– возможности хранения продукции (предложение скоропортящихся продуктов менее эластично, чем продуктов длительного хранения);

– фактора времени, т.е. времени, имеющегося в распоряжении производителя для того, чтобы отреагировать на изменение цены. Очевидно, чем больше в распоряжении производителя времени, чтобы перераспределить ресурсы в пользу продукта, цена на который возросла, тем выше эластичность предложения, и наоборот.

Эластичность предложения по цене имеет важное значение, как и эластичность спроса. Анализ эластичности предложения позволяет определить реакцию рынков на определенные изменения в экономике. Чем более эластичным является предложение, тем чаще продавцы увеличивают объем выпуска продукции. Они пытаются использовать преимущества от увеличения цены для наращивания объемов производства.

В хозяйственной практике значение эластичности имеет огромную роль в микроэкономическом анализе:

1. Позволяет определить размеры производства отдельных товаров и услуг;

2. Дает возможность изучить и изменить поведение потребителей;

3. Позволяет планировать ценовую политику фирмы;

4. Помогает формировать стратегию фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах для максимизации прибыли и минимизации убытков;

5. Дает возможность прогнозировать изменения потребителей в расходах и производителей в доходах в связи с изменением цен на товары и услуги.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: