Техническое сопровождение детей

с кохлеарным имплантом

КИ является сложным дорогостоящим устройством, и дети с КИ нуждаются в постоянном техническом сопровождении. Родители должны оберегать КИ от механических повреждений, объяснить необходимость бережного отношения к КИ ребенку.

Родители детей должны следить за тем, чтобы КИ всегда имел нормально работающие элементы питания. КИ имеют специальный (обычно световой и звуковой) индикатор разрядки батарей. Как правило, после индикации разрядки батарей КИ еще некоторое время работает, но передаваемые им сигналы при этом имеют меньший уровень и воспринимаются как более тихие, снижается разборчивость речи. Родители должны постоянно иметь запасной комплект заряженных элементов питания для замены разрядившихся. При индикации разрядки батарей их необходимо заменить. Дети старшего дошкольного и школьного возраста обычно сами заменяют и заряжают элементы питания КИ.

Наиболее типичные проблемы, связанные с технической эксплуатацией КИ -это замена неисправных или изношенных элементов внешней части КИ (кабели, соединяющие микрофон с процессором или блоком питания, микрофон или процессор). При воздействии электростатического разряда возможна потеря программ настройки процессора КИ. В этом случае необходимо перепрограммировать процессор КИ. Эти проблемы обычно решают специалисты центра, в котором была проведена операция и настройка процессора КИ.

Срок использования имплантированной части КИ теоретически неограничен, но точно неизвестен, поскольку первые пациенты, использующие промышленно производимые КИ, были имплантированы около 25 лет назад. Обычно фирмы производители дают гарантию на имплантированную часть КИ до 10 лет. Случаи поломки внутренней (имплантированной) части КИ редки. Как правило, это происходит вследствие механического повреждения (удар по голове на стороне расположения КИ). Вследствие нарушения правил эксплуатации возможно размагничивание магнита внутренней части КИ (к нему крепится радиопередатчик внешней части на коже головы). Это может произойти в результате пребывания ребенка в сильном магнитном поле - например, при проведении ЯМР. В этих случаях ребенок нуждается в реоперации и замене имплантированной части КИ.

3.7. Кохлеарный имплант и FM - системы (системы «учитель-ученик»)

На восприятие речи ребенком с КИ влияет уровень окружающего шума, расстояние между ребенком и говорящим, уровень реверберации помещения. Эти факторы важны и для восприятия речи нормальнослышащим ребенком, но у детей с нарушением слуха, в том числе с КИ, это влияние более значительно.

Восприятие речи ребенком в естественных условиях происходит на фоне различных шумов. Это речь окружающих людей (не обращенная к ребенку), шум улицы, шум различных устройств (вентиляция, вода в водопроводе, телевизор), шум шагов и многое другое.

Во время индивидуального занятия ребенок находится на расстоянии 1 м от педагога или мамы. Это оптимальные условия для восприятия речи. Во время групповых занятий, в классе и естественных ситуациях общения это расстояние больше. При этом громкость воспринимаемой ребенком речи падает на 6 дБ с удвоением этого расстояния. Если на расстоянии 1 м от ребенка громкость речи 60 дБ, то на расстоянии 2 м - 54 дБ, 4 м - 48 дБ, 8 м - 42 дБ. Кроме того, громкость звука уменьшается, если говорящий или ребенок во время общения стоят не лицом друг к другу, а спиной. При такой громкости речи многое согласные звучат неразборчиво.

Кроме того, в помещении звук, достигающий поверхности стен, потолка частично ими поглощается, а частично отражается. Соотношение поглощенной и отраженной энергии в помещении зависит от материала и конструкции поверхностей стен и потолка. Стены, покрытые коврами или пористыми материалами, хорошо поглощают звук. Гладкие твердые поверхности, например стены классов, кабинетов, школьная доска, лучше его отражают. В помещении благодаря высокой скорости распространения звука звук успевает отразиться от стен за сотые доли секунды и поэтому отражается несколько раз. Эти повторяющиеся отражения являются причиной реверберации - продолжения звучания звука после его окончания. При этом отраженный звук накладывается на исходящий звук, маскируя и искажая его и затрудняя его восприятие. Это особенно влияет на восприятие речи, т.к. речь представляет собой последовательность сигналов. У слова из трех слогов последний слог слышится одновременно с отражением второго слога и более слабым отражением первого слова, что делает речь практически неразборчивой. И даже нормально слышащий ребенок с затруднением понимает речь других людей в помещении с сильной реверберацией. Реверберация искажает и восприятие говорящим своей собственной речи.

Эффективно улучшить восприятие речи педагога в классе или группе детского сада у ребенка с КИ могут FM-системы (системы «учитель-ученик). Эти системы во всем мире уже давно широко используются в школах детьми со слуховыми аппаратами. Сейчас они помогают и детям с КИ. Система состоит да 2-х частей:

1. Блок педагога - включает миниатюрный микрофон, который крепится на одежде педагога, и небольшой (размером с карманный слуховой аппарат) радиопередатчик.

2. Блок ученика - включает радиоприемник (размером с карманный слуховой аппарат), присоединяемый к процессору КИ с помощью специального разъема.

Благодаря этой системе голос педагога поступает прямо в процессор КИ. При этом его речь не маскируется окружающими шумами и отраженными звуками, и не ослабляется, несмотря па большое расстояние между ребенком и учителем, и даже если учитель говорит, повернувшись к доске (спиной к ребенку).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: