Специальные целенаправленные упражнения подготавливают артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Воспитатель показывает родителям, как надо выполнять каждое упражнение любого комплекса, на что следует обращать внимание. Занятия с ребёнком дома следует проводить ежедневно или через день в форме игры. С детьми четырёх лет и старше занятия проводят перед зеркалом, чтобы ребёнок мог контролировать свою артикуляцию. При этом должны соблюдаться те же требования, которые предъявляются к проведению артикуляционной гимнастики: точность движений, равномерное участие в них левой и правой половины языка и т.д. Слон. Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у.
Подражаю я слону –
Губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
«Лягушка-слон».
Описание. Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
«Рыбка».
Описание. Спокойное широкое открывание и закрывание рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
|
|
«Качели».
Описание. Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка: кончик языка за верхними резцами; кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!
«Часики».
Описание. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается!
«Лопаточка».
Описание. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.
«Иголочка».
Описание. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряжённый язык. Удерживать 5-10 сек.
«Лопаточка-иголочка».
Описание. Чередование положений языка: широкий-узкий. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
«Горка».
Описание. Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Удерживать 5-10 сек. Затем верхние передние зубы с лёгким нажимом проводят по спинке языка от середины к кончику.
Спинка язычка сейчас
Станет горочкой у нас.
Скатываются зубки с горочки.
Постучимся в дверку. Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Чередовать следующие движения: отодвигать язык вглубь рта и приближать к передним нижним зубам. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.