Артикуляционная гимнастика в нетрадиционной форме проводится в виде игры.
Упражнения для расслабления мышц органов артикуляции. Самомассаж языка.
Звукознайкин собирается сделать полезный массаж языку, чтобы язычок стал расслабленным, послушным и ему легко было произносить разные звуки. Сделай и ты массаж своему языку. Помогут тебе твои губы и зубы. Они будут язык поглаживать, похлопывать. Сделай массаж язычку ещё раз. Чувствуешь, как понравился язычку такой массаж? Какой он стал спокойный, расслабленный, готов тебя слушаться и делать всё так, как ты ему велишь.
Упражнение «Лягушки улыбаются».
Чтобы научиться красиво говорить, надо заставить свои губы хорошо работать. И знаешь, что здесь главное? Научиться улыбаться открытой улыбкой. Отгадай загадку и узнаешь, кто тебе поможет широко улыбаться:
Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
Кто это? Правильно. Это лягушка Квака. Поучимся вместе с Квакой широко улыбаться. Возьми зеркало и будем улыбаться вместе. Квака любит улыбаться.
Рот у Кваки до ушей,
Хоть завязочки пришей.
Если и при систематических занятиях дома в течение 2-3 месяцев нужная группа звуков не появится, следует обратиться к логопеду. Ниже приводятся комплексы упражнений для формирования основных групп звуков у детей в возрасте от 3-4 лет. Руководя работой родителей, воспитатель должен обратить их внимание на следующее: надо выбрать комплекс упражнений для усвоения тех звуков, можно одновременно брать упражнения из комплексов для свистящих и сонорных звуков, а потом переходить к другим комплексам; у ребёнка не всегда может сразу всё хорошо получаться, и порой это вызывает у него отказ от дальнейшей работы. В таких случаях родители не должны фиксировать внимание малыша на том, что не получается, надо подбодрить его и вернуть к более простому, уже отработанному материалу, напомнив, что когда-то это тоже не получалось. Выполнять все упражнения надо поэтапно, в той последовательности, в какой они даны в пособии. Когда у ребёнка появится звук, надо постепенно с помощью воспитателя вводить его в речь, т.е. учить ребёнка правильно употреблять звук в словах, а затем во фразовой речи. Всю работу по формированию правильного звукопроизношения родители согласовывают с воспитателем и логопедом, обращаются к ним при всех возникающих затруднениях.