Пакетом называется укрупненная грузовая единица товара (груза), уложенная в один блок, размеры и масса которого соответствуют требованиям к рациональному использованию перегрузочного оборудования и ПС.
Для создания пакетов используются средства пакетирования — технические средства, предназначенные для формирования и скрепления грузов в укрупненную грузовую единицу. Средства пакетирования предназначены для снижения затрат времени и сокращения ручного труда; при этом груз может быть непосредственно упакован не в транспортную, а только в потребительскую тару. По конструктивным признакам средства пакетирования делятся на следующие виды:
• различного типа поддоны: плоские (паллеты); стоечные; ящичные. Рекомендованные размеры поддонов в плане 1200х1000 мм (ISO 3676), но допускается и 1200х800 мм («Европул»), В соответствии с ГОСТ 19434—74 размеры пакета, сформированного на поддоне, не должны превышать 1240х840 или 1240х1040 мм в зависимости от типа поддона. Для загрузки крупнотоннажных контейнеров могут использоваться пакеты с размерами в плане 1140 х 1140 мм, высотой 1350 мм и массой до 1,25 т. На внутренних перевозках чаще всего используются деревянные однонастильные поддоны размером 1200х800 мм грузоподъемностью 1 т, которые имеют собственную массу около 40кг. Поддон рассчитывается на выполнение не менее 15 погрузочно-разгрузочных операций и его гарантийный срок службы составляет 1 год;
• кассеты используют для пакетирования хрупких материалов. Они представляют собой пространственную раму, которая со всех сторон защищает груз от повреждения;
• стропы изготавливают из синтетических лент и используют для пакетирования мешковых и киповых грузов. Грузоподъемность стропов колеблется от 0,9 до 1,2 т, а собственная масса не превышает 1,5 кг. На создание одного пакета может потребоваться до 10 м строп.
При перевозке продовольственных грузов непосредственно в магазины может использоваться тара-оборудование, которая состоит из трубчатого каркаса на колесиках с решетчатыми стенками и полками. Тара-оборудование позволяет существенно снизить трудоемкость доставки груза за счет снижения числа перегрузочных и учетных операций без необходимости использования мощных средств погрузки-разгрузки. Товар после изготовления фасуется в потребительскую тару и укладывается в тару-оборудование, в которой и доставляется непосредственно в торговый зал. Основание тары-оборудования имеет размеры в плане 840х620 мм, высоту от 925 до 1600 мм, грузоподъемность до 300 кг и собственную массу от 47 до 82 кг.
Наряду со средствами пакетирования наиболее прогрессивным способом перевозки грузов является использование контейнеров.
Контейнер – это транспортное оборудование, предназначенное для многократного использования и предназначенное для механизированной погрузки-разгрузки и кратковременного хранения груза объемом более 1м3.
Контейнеры обеспечивают выполнение основных функций:
· укрупнения грузовых единиц;
· съемного специализированного кузова;
· внешней тары для защиты от различных воздействий;
· временной складской емкости.
Для ГАП (грузовых автоперевозок) используют различного типа контейнеры: от сеточных для торговля для крупногабаритных международного стандарта.
1D | 1D | 1D | 1D |
1B | 1D | ||
1C | 1C | ||
1A |
Рис. 2.2 Система контейнеров международного стандарта
Последние имеют особое значение для АТ, так как в них перевозится подавляющее количество грузов в международном сообщении и с помощью нескольких видов транспорта. Размеры контейнеров и присоединительные размеры специализированного ПС удовлетворяют принципу модульности, т.е. вместо более крупного контейнера можно разместить несколько меньших, как это показано на рис.2.2
Для внутренних перевозок широко используют контейнеры массой брутто 1,25; 2,5 и 5т, стандарт на которые был разработан еще в 1935г.
В таблице 2.2 приведены технические характеристики для наиболее распространенных контейнеров, используемых на АТ.
Таблица 2.2.- Характеристики универсальных контейнеров
Обозначение | Масса, т | Внутренний объем, м3 | Габаритные размеры, мм | |||
брутто | тары | длина | ширина | высота | ||
АУК-0,625 | 0,625 | 0,26 | 1,5 | |||
АУК-1,25 | 1,25 | 0,36 | 3,0 | |||
УУК-3 | 2,5 | 0,58 | 5,2 | |||
УУК-5 | 5,0 | 0,95 | 10,4 | |||
1D | 10,2 | 0,85 | 14,3 | |||
1C | 24,0 | 2,1 | 30,0 | |||
1B | 25,4 | 3,0 | 45,7 | |||
1A | 30,48 | 3,4 | 61,3 |
Прочность контейнеров позволяет их штабелировать в шесть ярусов.
Помимо универсальных большое распространение получили специализированные контейнеры, которые позволяют с высоким качеством организовать массовую перевозку больших объемов отдельных видов грузов. Виды специализированных контейнеров примерно соответствуют типам кузовов АТС.
3. Маркировка грузов
Все грузы, принимаемые к перевозке, должны иметь маркировку, которая на всех видах транспорта одинакова. Правила маркировки определяет ГОСТ 14192—96, являющийся межгосударственным стандартом стран СНГ.
Рис. 2.3. Расположение надписей на маркировке:
1, 2 — манипуляционные знаки и предупредительные надписи; 3 — порядковый номер места в партии и общее число мест в партии груза; 4 — наименование грузополучателя и пункта назначения; 5 — наименование пункта перегрузки; 6 — надписи транспортных организаций; 7 — объем грузового места (для экспортных грузов); 8- габаритные размеры; 9— масса брутто; 10— масса нетто; 11 — страна-изготовитель и (или) поставщик; 12 — наименование пункта отправления; 13 — наименование грузоотправителя
Транспортная маркировка должна содержать манипуляционные знаки, основные, дополнительные и информационные надписи. Расположение надписей на маркировке приведено на рис. 2.3. Пунктирные блоки на рис. 2.3 обозначают необязательные надписи (или) обозначения. Пример транспортной маркировки представлен на рис. 2.4.
Манипуляционные знаки — это изображения, указывающие на способы обращения с грузом. Манипуляционные знаки должны соответствовать ГОСТ Р 51474—99. Знаки наносят непосредственно на тару или упаковку, ярлыки или этикетки на каждое грузовое место в левом верхнем углу на двух соседних стенках тары и упаковки. В зависимости от размера и формы тары габаритные размеры манипуляционного знака должны составлять 100, 150 или 200 мм.
Предупредительные надписи используют на маркировке в тех случаях, когда способ обращения с грузом невозможно выразить только манипуляционными знаками. Например «За обвязку не поднимать».
Способ нанесения маркировки должен обеспечить ее сохранность в течение всего транспортного процесса. Маркировка может быть выполнена непосредственно на таре (грузе без упаковки) или на отдельной табличке (бирке), надежно прикрепленной к грузу.
Рис. 2.4 Пример транспортной маркировки.
Контрольные вопросы:
- Для чего служит тара?
- Каковы основные классификационные признаки тары?
- Какие виды тары относятся к жестким?
- В каком случае применяется супертара?
- Что называется пакетом?
- Какие средства пакетирования применяются на АТ?
- В каких случаях применяется тара-оборудование?
- Для чего служит контейнер?
- В чем сущность принципа модульности?
- Какие виды контейнеров наиболее широко применяются в международных автоперевозках?
- Каковы основные правила нанесения маркировки?
Тема 4