Тара представляет собой упаковку, в которую помещают грузы для обеспечения их сохранности и предохранения от порчи и повреждений при перевозке, погрузке-разгрузке и хранении. Она различна по форме и массе. Масса ее определяется как разность между массой груза вместе с тарой (брутто) и чистой массой самого груза (нетто). Применяемая при перевозке тара должна отвечать предъявляемым к ней требованиям, а именно быть прочной, портативной, удобной, дешевой и т. д. Создавать излишний запас прочности за счет увеличения стоимости ее изготовления недопустимо, так как стоимость ее входит в общую сумму издержек обращения.
Основные элементы транспортного процесса оказывают физическое воздействие на груз, подвергаемый: погрузке и укладке в кузове автомобиля, разгрузке и укладке в штабеля на складах и в других местах хранения, перевозке (тряска, толчки). Поэтому тара должна быть удобной для производства погрузочно-разгрузочных работ и перевозки, а также не иметь выступов, мешающих укладке в штабеля на складах и в подвижной состав.
|
|
Большое значение имеют размеры (габариты) тары, которые должны обеспечить наиболее полное использование емкости транспортных средств (кузова автомобиля или автопоезда). Для применения средств механизации при производстве погрузочно-разгрузочных работ тару необходимо оборудовать удобными для захватов приспособлениями.
В нашей стране на тару установлен государственный стандарт (ГОСТ) по габаритам, форме, массе вмещаемого груза и материалу изготовления в зависимости от рода груза. Стандартом устанавливаются технические требования, предъявляемые к материалу, из которого изготовлена тара. Так, например, для ящиков дощатых неразборных (ГОСТ 2991—69) техническими требованиями определяются сорт древесины и ее влажность, толщина дощечек боковых стенок, дна и крышки, чистота поверхности деталей. Соблюдение государственных стандартов и технических условий на тару и упаковку является важнейшим условием сохранения качества груза и устранения потерь при перевозке.
Тара классифицируется по материалам изготовления и степени жесткости.
По материалам изготовления она бывает деревянной, металлической, стеклянной, керамической, пластмассовой, синтетической, бумажно-картонной, текстильной, картоноплетеной, а также из других материалов.
По степени жесткости подразделяется на жесткую, полужесткую и мягкую. Жесткая тара имеет определенную форму, обладает достаточной прочностью, не деформируется под влиянием физических воздействий при перевозочном процессе.
К основным видам жесткой тары относятся:
|
|
- ящики (деревянные, из ДВП, фанерные, полиэтиленовые, из гофрированного картона);
- обрешетки из реек;
- барабаны (картонные, фанерные, стальные, деревянные);
- бочки (деревянные, стальные, алюминиевые, полимерные);
- фляги (молочные и для лакокрасочных материалов);
- тара стеклянная;
- контейнеры;
- средства пакетирования (поддоны, кассеты, обвязки).
Ящики в зависимости от конструкции и массы затариваемой продукции бывают дощатые неразборные, предназначенные для упаковки, хранения и перевозки грузов массой до 500 Н (ГОСТ 2991—76); фанерные неразборные, обеспечивающие упаковку, хранение и транспортировку грузов массой до 100 Н (ГОСТ 10198—71). Применяются также разборные ящики многооборотные для обуви и трикотажных изделий (ГОСТ 6215 — 52), ящики фанерные многооборотные (ГОСТ 9395—76), ящики деревянные для грузов массой свыше 500 до 20 000 Н (ГОСТ 10198—78), ящики из гофрированного картона для консервов, поставляемых на экспорт (ГОСТ 1079—73), ящики полимерные, многооборотные для продовольственных товаров (ГОСТ 17358—71).
Бочки в зависимости от назначения и материала изготовления бывают: деревянные заливные различной емкости для хранения и перевозки соленых овощей, грибов, варенья и джема (ГОСТ 8777—80Е); деревянные для пива из дубовой клепки емкостью 50, 100 и 150 л (ГОСТ 4972—75); фанерные штампованные для транспортировки и хранения сгущенных или сухих молочных продуктов, сливочного масла, маргарина, яичного порошка и желатина (ГОСТ 5958—79) (эти бочки могут использоваться и для любой другой продукции, если они обеспечивают сохранность и качество продукции при погрузочно-разгрузочных работах, перевозке и хранении, а также если их применение не противоречит требованиям, предъявляемым к упаковке, обусловленным в стандартах или технических условиях на продукцию); металлические сварные и закатные (ГОСТ 6247—79) для хранения и транспортировки нефтяных и других жидких продуктов, не действующих активно на сталь и цинк.
Бидоны — это металлические фляги для молока и молочных продуктов (ГОСТ 5037—78 Е).
Полужесткая тара имеет определенную форму, не деформируется под влиянием внешних и внутренних нагрузок. К этому типу относятся плетеная тара (корзины), кипы прессованные с деревянными щитками.
Мягкая тара имеет свойство после заполнения грузом приобретать его форму и применяется для перевозки зерна и зернобобовых, муки, тканей, хлопка и других товаров. Для перевозки сыпучих продуктов применяются также мягкие специализированные контейнеры (ГОСТ 21045—75).
При перевозке некоторых грузов применяется специализированная тара, а также двойная так называемая супертара. Например, консервы в жестяных банках дополнительно затариваются в ящики.
Большое значение при перевозке тарно-упаковочных грузов имеет правильное размещение грузовых мест в кузове автомобиля для более полного использования грузоподъемности подвижного состава.