Виды транспортной тары

Тара представляет собой упаковку, в которую помещают грузы для обеспечения их сохранности и предохранения от порчи и повреждений при перевозке, погрузке-разгрузке и хранении. Она различна по форме и массе. Масса ее определя­ется как разность между массой груза вместе с тарой (брутто) и чистой массой самого груза (нетто). Применяемая при пе­ревозке тара должна отвечать предъявляемым к ней требова­ниям, а именно быть прочной, портативной, удобной, дешевой и т. д. Создавать излишний запас прочности за счет увеличения стоимости ее изготовления недопустимо, так как стоимость ее входит в общую сумму издержек обращения.

Основные элементы транспортного процесса оказывают физическое воздействие на груз, подвергаемый: погрузке и укладке в кузове автомобиля, разгрузке и укладке в штабеля на складах и в других местах хранения, перевозке (тряска, толчки). Поэтому тара должна быть удобной для производства погрузочно-разгрузочных работ и перевозки, а также не иметь выступов, мешающих укладке в штабеля на складах и в под­вижной состав.

Большое значение имеют размеры (габариты) тары, кото­рые должны обеспечить наиболее полное использование ем­кости транспортных средств (кузова автомобиля или автопо­езда). Для применения средств механизации при производстве погрузочно-разгрузочных работ тару необходимо оборудо­вать удобными для захватов приспособлениями.

В нашей стране на тару установлен государственный стандарт (ГОСТ) по габаритам, форме, массе вмещаемого груза и ма­териалу изготовления в зависимости от рода груза. Стандар­том устанавливаются технические требования, предъявляемые к материалу, из которого изготовлена тара. Так, например, для ящиков дощатых неразборных (ГОСТ 2991—69) техничес­кими требованиями определяются сорт древесины и ее влаж­ность, толщина дощечек боковых стенок, дна и крышки, чис­тота поверхности деталей. Соблюдение государственных стан­дартов и технических условий на тару и упаковку является важнейшим условием сохранения качества груза и устранения потерь при перевозке.

Тара классифицируется по материалам изготовления и сте­пени жесткости.

По материалам изготовления она бывает де­ревянной, металлической, стеклянной, керамической, пласт­массовой, синтетической, бумажно-картонной, текстильной, картоноплетеной, а также из других материалов.

По степени жесткости подразделяется на жесткую, полужесткую и мяг­кую. Жесткая тара имеет определенную форму, обладает до­статочной прочностью, не деформируется под влиянием фи­зических воздействий при перевозочном процессе.

К основным видам жесткой тары относятся:

- ящики (деревянные, из ДВП, фанерные, полиэтиленовые, из гофрированного картона);

- обрешетки из реек;

- барабаны (картонные, фанерные, стальные, деревянные);

- бочки (деревянные, стальные, алюминиевые, полимерные);

- фляги (молочные и для лакокрасочных материалов);

- тара стеклянная;

- контейнеры;

- средства пакетирования (поддоны, кассеты, обвязки).

Ящики в зависимости от конструкции и массы затариваемой продукции бывают дощатые неразборные, предназна­ченные для упаковки, хранения и перевозки грузов массой до 500 Н (ГОСТ 2991—76); фанерные неразборные, обеспечиваю­щие упаковку, хранение и транспортировку грузов массой до 100 Н (ГОСТ 10198—71). Применяются также разборные ящи­ки многооборотные для обуви и трикотажных изделий (ГОСТ 6215 — 52), ящики фанерные многооборотные (ГОСТ 9395—76), ящики деревянные для грузов массой свы­ше 500 до 20 000 Н (ГОСТ 10198—78), ящики из гофрирован­ного картона для консервов, поставляемых на экспорт (ГОСТ 1079—73), ящики полимерные, многооборотные для продовольственных товаров (ГОСТ 17358—71).

Бочки в зависимости от назначения и материала изго­товления бывают: деревянные заливные различной емкости для хранения и перевозки соленых овощей, грибов, варенья и джема (ГОСТ 8777—80Е); деревянные для пива из дубовой клепки емкостью 50, 100 и 150 л (ГОСТ 4972—75); фанерные штампованные для транспортировки и хранения сгущенных или сухих молочных продуктов, сливочного масла, маргари­на, яичного порошка и желатина (ГОСТ 5958—79) (эти бочки могут использоваться и для любой другой продукции, если они обеспечивают сохранность и качество продукции при погрузочно-разгрузочных работах, перевозке и хранении, а так­же если их применение не противоречит требованиям, предъ­являемым к упаковке, обусловленным в стандартах или тех­нических условиях на продукцию); металлические сварные и закатные (ГОСТ 6247—79) для хранения и транспортировки нефтяных и других жидких продуктов, не действующих ак­тивно на сталь и цинк.

Бидоны — это металлические фляги для молока и молочных продуктов (ГОСТ 5037—78 Е).

Полужесткая тара имеет определенную форму, не дефор­мируется под влиянием внешних и внутренних нагрузок. К этому типу относятся плетеная тара (корзины), кипы прессо­ванные с деревянными щитками.

Мягкая тара имеет свойство после заполнения грузом при­обретать его форму и применяется для перевозки зерна и зер­нобобовых, муки, тканей, хлопка и других товаров. Для пе­ревозки сыпучих продуктов применяются также мягкие спе­циализированные контейнеры (ГОСТ 21045—75).

При перевозке некоторых грузов применяется специализи­рованная тара, а также двойная так называемая супертара. Например, консервы в жестяных банках дополнительно затариваются в ящики.

Большое значение при перевозке тарно-упаковочных гру­зов имеет правильное размещение грузовых мест в кузове ав­томобиля для более полного использования грузоподъемности подвижного состава.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: