Сиси специальных органов России, участвовавших в борьбе с терроризмом

Данная система включала в себя подразделения министерства внутренних дел (МВД) и управление дворцового коменданта.

4.2.1. Управление дворцового коменданта осуществляло личную охрану царя и его семьи. Борьба с терроризмом являлась самой главной задачей управления. В состав данного управления входили:

§ «особый отряд»;

§ дворцовая охрана;

§ отряд подвижной охраны;

§ дворцовая агентура, насчитывавшая примерно 250 агентов.

§

4.2.2. В Министерстве внутренних дел задачи по борьбе с террором возлагались на Департамент полиции, корпус жандармов и охранные отделения.

Департамент полиции был создан в 1880г., к нему перешли функции бывшего III отделения собственной его императорского величества канцелярии, возглавлявшего политический розыск, и функции по линии общей исполнительной полиции. Департамент полиции отвечал за «предупреждение и пресечение преступлений и охрану общественной безопасности и порядка», ведение дел о государственных преступлениях, устройство полицейских учреждений и наблюдение за их деятельностью. В начале XX столетия департамент имел следующую структуру:

§ директор, возглавлявший департамент;

§ канцелярия при директоре;

§ два вице-директора;

§ семь делопроизводств (основные части структуры);

§ особый (или политический) отдел, подразделявшийся на шесть столов, службу наружного наблюдения, канцелярию и регистрационный отдел;

§ архив департамента;

§ экзекутор и хозяйственная комиссия.

Общая численность департамента полиции на период конца XIX начала XX вв. составляла 165 человек вместе с писарями и истопниками[32].

4.2.3. Корпус жандармов в начале XX в. являлся основной исполнительной силой Департамента полиции и состоял из:

§ штаба корпуса;

§ 73 губернских жандармских управлений (ГЖУ);

§ 22 жандармских управлений железных дорог(ЖУЖД);

§ 23 городских конных и крепостных команд;

§ 3 жандармских дивизионов (Петербургский, Московский, Варшавский)[33].

С точки зрения рассматриваемого вопроса – борьбы с терроризмом, из всей структуры корпуса жандармов для нас наибольший интерес представляют ГЖУ и ЖУЖД.

4.2.4. Губернские жандармские управления создавались по территориальному принципу – во всех губерниях и областях Российской империи. По такому же принципу в отдельных уездах с повышенной криминогенной обстановкой могли создаваться уездные жандармские управления (УЖУ). При ГЖУ существовали розыскные пункты, а в припограничных губерниях так же создавались еще и жандармские пограничные пункты. Последние активно использовались в борьбе с терроризмом на канале миграции членов террористических организаций через государственную границу.

Штатный и социальный состав губернских жандармских управлений можно показать на примере Киевского ГЖУ.

Штатный состав – всего 43 человека:

§ 7 офицеров;

§ 2 писаря;

§ 3 вахмистра;

§ 31 унтер-офицер[34] (10 человек несли дежурство по управлению и выполняли обязанности писарей, а 21 человек несли наружное наблюдение, т.е. являлись филёрами).

В июне 1904г. в штаты Киевского ГЖУ была дополнительно введена должность помощника начальника управления в чине полковник-подполков­ник. Это было оформлено постановлением на уровне высшего законосовещательного органа – Государственного совета. Этим же постановлением дополнительно к штату всех губернских жандармских управлений России вводилось 9 вахмистров и 99 унтер-офицеров[35].

Социальный состав Киевского ГЖУ – за период 1895–1905 гг. из 31 офицера:

27 являлись потомственными дворянами;

3 – детьми офицеров;

1 – сыном чиновника.

Национальный состав чинов корпуса жандармов определить довольно сложно. В дореволюционной России в анкетных данных и послужных списках офицеров не было графы «национальная принадлежность». Установить национальность можно лишь приблизительно по графе «вероисповедание». Корпус жандармов в значительной части пополнялся за счет офицеров российской армии, в которой преобладали «православные» – русские, украинцы, белорусы, грузины, армяне, греки и т.п. Были среди офицеров лютеране (немцы, прибалты); магометане и католики (поляки). В общей сложности процент нерусских колебался от 15 до 21. Но к офицерам корпуса жандармом, по свидетельству жандармского генерала А. Спиридовича, предъявлялись еще и особые требования. Это должны были быть как правило потомственные дворяне, окончившие военное или юнкерское училище по первому разряду, не быть католиками, не иметь долгов и пробыть в строю не менее шести лет[36].

4.2.5. Жандармские управления железных дорог (ЖУЖД) создавались по линейному принципу. Каждое ЖУЖД охватывало одну или несколько железных дорог. ЖУЖД состояло из отделений на узловых станциях. Штат каждого такого отделения представлял из себя следующее:

§ начальник – офицер;

§ помощник начальника – вахмистр;

§ 20–30 унтер-офицеров по станциям.

Охранные отделения впервые возникли в 1880г. при канцеляриях обер-полицмейстеров в Москве и Петербурге и градоначальника в Варшаве. С февраля 1903г. в охранные отделения стали преобразовываться розыскные отделения ГЖУ. К 1904г. по России насчитывалось 19 охранных отделений. Это были принципиально новые органы политического розыска, использовавшие тайные, конспиративные, агентурные методы деятельности. Каждое охранное отделение в свою очередь состояло из 2 отделений:

§ внутренней агентуры;

§ наружной проследки (филёры – наблюдательные агенты).

Положение об охранных отделениях было утверждено императором. «Они были независимы на местах и подчинялись департаменту полиции. Начальники их в строевом отношении прикомандировывались к местным жандармским управлениям, но это подчинение было лишь формальное, зависели они только от директора, на местах же ближе всего стояли к губернатору.»[37]

На примере самых крупных Петербургского и Московского охранных отделений можно показать внутреннюю структуру и финансирование подобных органов. Так, в 1905г. на содержание Петербургского охранного отделения отпускалось 120 тыс. руб., из них:

39 тыс. руб. шло на содержание 65 наблюдательных агентов, что составляло по 50 руб. в месяц на каждого;

29 тыс. руб., то есть примерно 25% годовой сметы, ассигновалось на оплату секретных сотрудников и содержание конспиративных квартир. В Московском охранном отделении на секретную агентуру шло более 50% всех отпускаемых ему финансов. Таким образом, начальники отделений сами, в зависимости от того, какие средства и методы политического розыска они считали более эффективными для своих отделений в борьбе с терроризмом и другими посягательствами на государственный и общественный строй, распределяли выделяемые им денежные средства[38]. В феврале 1907г. было принято закрытое ведомственное Положение об охранных отделениях[39]. Их численность к 1914 году увеличилась до 26. Районные охранные отделения. В 1906г. Департамент полиции МВД принял закрытое «Положение о районных охранных отделениях»[40]. Они создавались по отдельным регионам («охранным округам»). Цель создания – объединение и направление деятельности местных охранных отделений; главная задача – учреждение центральной внутренней агентуры, маневрирование ею в пределах района. К концу 1906г. было создано 10 районных охранных отделений[41].

Летучий отряд филёров Департамента полиции. Этот отряд состоял из 22 наиболее квалифицированных агентов наружной проследки, которые по мере надобности командировались в различные концы империи, где не было местных охранных отделений, или для оказания помощи на местах таким отделениям. Идейными руководителями и организаторами отряда являлись Зубатов и Медников – руководители Московского охранного отделения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: