Черты реализма Печорин — «герой времени» (наделен типическими чертами человека своей эпохи и социального круга); · объективность (автор отделяет себя от героя); · историзм (показаны обстоятельства, в которых сложился характер героя); · психологизм (внутренний мир героя — объект художественного изучения) |
«Герой нашего времени» — первый социально-психологический роман в русской литературе |
Я ехал на перекладных из Тифлиса. Вся поклажа моей тележки состояла из одного небольшого чемодана, который до половины был набит путевыми записками о Грузии. Большая часть из них, к счастию для вас, потеряна, а чемодан с остальными вещами, к счастью для меня, остался цел.
Уж солнце начинало прятаться за снеговой хребет, когда я въехал в Койшаурскую долину. Осетин-извозчик неутомимо погонял лошадей, чтоб успеть до ночи взобраться на Койшаурскую гору, и во все горло распевал песни. Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безыменной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуею.
|
|
Подъехав к подошве Койшаурской горы, мы остановились возле духана. Тут толпилось шумно десятка два грузин и горцев; поблизости караван верблюдов остановился для ночлега. Я должен был нанять быков, чтоб втащить мою тележку на эту проклятую гору, потому что была уже осень и гололедица, — а эта гора имеет около двух верст длины.
Нечего делать, я нанял шесть быков и нескольких осетин. Один из них взвалил себе на плечи мой чемодан, другие стали помогать быкам почти одним криком.
За моею тележкою четверка быков тащила другую как ни в чем не бывало, несмотря на то, что она была доверху накладена. Это обстоятельство меня удивило. За нею шел ее хозяин, покуривая из маленькой кабардинской трубочки, обделанной в серебро. На нем был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому виду. Я подошел к нему и поклонился: он молча отвечал мне на поклон и пустил огромный клуб дыма.
— Мы с вами попутчики, кажется?
Он молча опять поклонился.
— Вы, верно, едете в Ставрополь?
— Так-с точно... с казенными вещами.
— Скажите, пожалуйста, отчего это вашу тяжелую тележку четыре быка тащат шутя, а мою, пустую, шесть скотов едва подвигают с помощью этих осетин?
|
|
Он лукаво улыбнулся и значительно взглянул на меня.
— Вы, верно, недавно на Кавказе?
— С год, — отвечал я.
Он улыбнулся вторично.
(М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени».)
B1 Укажите название главы, из которой взят фрагмент романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
B2 Кто является собеседником автора-рассказчика? (Назовите имя персонажа).
ВЗ Назовите литературное направление, расцвет которого пришелся на первую половину XIX века и черты которого можно найти в романе М. Ю. Лермонтова.
B4 Фрагмент открывается описанием Койшаурской долины. Как называется подобный вид описания в художественном произведении?
B5 Какой вид тропа, основанный на переносе свойств одного явления на другое по их сходству, использует автор, создавая образ реки: «серебряная нить» Арагвы?
B6 Как в художественном произведении называется разговор двух (или более) героев между собой?
B7 Каким термином обозначают выразительную подробность, играющую в описании героя важную роль и наполненную особым смыслом (например, «офицерский сюртук без эполет»)?