Вера в предопределение
Как сказано в «Фаталисте», вера в предопределение свойственна не только мусульманам, но и христианам. Сам Лермонтов почерпнул ее из английского романтизма, в котором есть отголоски протестантизма Ж. Кальвина. Согласно этому учению, судьбы людей предопределены: «избранным» предназначено спасение, «отверженным» — вечная гибель.
Это открывало соблазн для одаренной личности считать себя «избранной» и, следовательно, свободной от любых нравственных ограничений. Это же давало повод обвинить Творца в жестокости (источник лермонтовского «богоборчества»)
|
Три эпизода испытания веры
1. Офицер Вулич не сомневается в существовании судьбы и предлагает
пари. Пистолет дает осечку
| На первый взгляд, доказывает правоту фаталиста Вулича. Однако есть и рациональное объяснение
|
2. Вулич гибнет той же ночью от руки пьяного казака
| Доказывает предопределение. Есть и логическое объяснение («Черт же егодернул ночью с пьяным разговаривать!»)
|
3. Подобно Вуличу, Печорин решается испытать судьбу. Участвуя
в опасной операции по захвату пьяного казака, он остается невредимым
| «После всего этого как бы, кажется, не сделаться фаталистом?» — говорит Печорин.Но он тщательно
продумал план своих действий:
прыгнул в окно в тот момент, когда есаул отвлек внимание казака, и т. д.
|
Вопрос о предопределении не решается однозначно — финал романа звучит открыто
| «Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера <…> я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится — а смерти не минуешь!» (Печорин)
|