Иван Иллич — человек на все времена. Редакционный совет серии

Редакционный совет серии

Председатель редакционного совета: В.М.Филиппов — ректор РУДН, министр образования РФ (1999-2004), доктор физико-математических наук.

Члены редакционного совета: А. М. Кондаков — генеральный директор ОАО «Издательство «Просвещение», доктор педагогических наук; Т. Шанин — ректор Московской высшей школы социальных и экономических наук, профессор социологии Манчестерского универ­ситета, академик РАСХН; И. Д.Фрумин — эксперт по образованию Все­мирного банка, доктор педагогических наук; Е Н. Соболева — исполни­тельный директор Национального фонда подготовки кадров, доктор экономических наук; Н. Л. Яблонскене — заместитель ректора Моско­вской высшей школы социальных и экономических наук, кандидат ис­торических наук; А. Г. Каспржак — директор образовательных программ Центра изучения образовательной политики Московской высшей школы социальных и экономических наук, кандидат педагогических наук.

Перевод с немецкого языка М. Чередниченко Перевод с английского языка Ю. Турчаниновой, Э. Гусинского

Иллич И.

И44 Освобождение от школ. Пропорциональность и сов­ременный мир: (фрагменты из работ разных лет); пер. / Иллич Иван; под ред. Т. Шанина; Моск. высш. шк, социальных и экон. наук. — М.: Просвещение, 2006. — 160 с. — (Образование: мировой бестселлер). — 15ВМ 5-09-014074-Х.

Иван Иллич открывает серию «Образование: мировой бестсел­лер». В книге изложен альтернативный взгляд философа, человека будущего на современное образование. Иллич не призывал к закрытию школ, а отказывал им в праве на монополию в образовании. Современные проблемы образования заинтересуют учителей, дирек­торов школ, руководителей органов образования, а также родителей.

УДК 37 ББК 74

ВВМ 5-09-014074-Х

© Ivan Illich 1970,1971,1974 © Издательство «Просвещение», 2006

© Художественное оформление. " Издательство «Просвещение», 2006
Все права защищены


Оглавление

Предисловие. Иван Иллич — человек на все вре­мена............................................. 6

Освобождение от школ. Deschooling society...... 22

Введение........................................ 23

Глава 1. Почему надо отменить как саморазумею­щуюся обязательность школы................... 25

Глава 2. Феноменология школы................. 48

Глава 3. Ритуализация прогресса................ 56

Глава 4. Институциональный спектр.............. 72

Глава 5. Иррациональная логика................. 84

Глава 6. Учебная паутина....................... 85

Глава 7. Возрождение эпиметеевского человека... 118 Пропорциональность и современный мир (Фрагменты из работ разных лет)..................... 129

Эпоха недееспособности под властью экспертов... 130

Политическая критика технологий: самоограниче­ние и пропорциональность...................... 132

Орудия и целесообразность..................... 133

Творческая безработица и границы рынка........ 134

Школа как «святая корова»...................... 136

«Немезида медицины». О границах здравоохране­ния............................................ 137

«Немизида медицины»: новое послесловие к изда­нию 1995 г..................................... 139

Зеркало для американцев: помощь и насилие (1968 г.)....................................... 140

Пол, род и язык................................ 141

Текст как инструмент познания.................. 142

Экономика, этика и соразмерность (proportionality).......................................... 146

Гостеприимство и научная мысль................ 148


ПРЕДИСЛОВИЕ

Иван Иллич — человек на все времена

Иван Иллич был экстраординарным социаль­ным философом, аналитиком и критиком современного мира и его самосознания. Он принадлежал к замечательному поколению интеллектуалов, в 1960—1970-е гг. бросивших вызов «сов­ременности», как таковой, — в их работах не ностальгия по воображаемому прошлому или утраченным привилегиям, а бесстрашное устремление в будущее. И после 1970-х, ког­да пик радикализма был пройден, Иллич продолжал углуб­ляться во все новые области. Его устремленность к демистификации понятий и представлений и неистощимая творческая энергия обеспечивали ему редкую способность стимулировать других — это был крупный мыслитель, блис­тательный педагог, фокус непрерывных дискуссий и «сетей» научных и человеческих связей. Искусство дружбы — «конвивельности»(1) во всей полноте его смыслов, т. е. дружба, взаимность, доверие и радость творческого взаимодей­ствия, было поднято Илличем на новую высоту. Он посто­янно путешествовал по странам и континентам, его приезд вовлекал всех в водоворот споров и дружеских встреч. Но в своем постоянном стремлении «дойти до самой сути» фундаментальных проблем современности он вел и кропот­ливые исследования, индивидуальные и совместные, ре­зультатом которых были его многочисленные лекции и статьи, а также более дюжины написанных им книг.

Многие работы Иллича имеют самое непосредственное значение для России, ведь в них рассматриваются важней­шие современные проблемы, вскрываются их глубинные корни и предлагаются новые, альтернативные рамки для нынешних и будущих дискуссий. В своих работах Иллич из­ложил альтернативный взгляд на современное образование и здравоохранение, бедность и энергетику, гендерные проблемы и отношения людей в малых и больших сообще­ствах — все это острые и спорные проблемы повседневной жизни России. Тем не менее его работы в России практи­чески неизвестны. И дело не только в том, что Россия на протяжении нескольких поколений была отгорожена от но­вых и неортодоксальных тенденций в западной мысли (с одной стороны, жесткой цензурой, а с другой — насаждением религиозной карикатуры на марксизм, называвшейся «марксизмом-ленинизмом»). Интеллектуальные и мораль­ные лилипуты, правители долгой брежневской эры, интуи­тивно чувствовали, что труды, подобные работам Иллича, слишком «крупны» и радикальны, чтобы быть разрешенны­ми — безотносительно к их содержанию. Для них лишь то было хорошо, что серо. И притом, что Иллича никак невоз­можно было отнести к «нашим» или «не нашим» в «холод­ной войне», проще было не замечать его совсем.

В России постсоветской эпохи могущественные тени брежневской ментальности и этики все еще сильны. Взгля­ды на мир меняются медленно. Большинство людей прила­гают огромные усилия для того, чтобы выжить, поэтому им не до сложных идей — стары они или новы. Так называе­мым «новым русским» идеи, не поддающиеся быстрому превращению в деньги, неинтересны и бесполезны. Пре­одоление этих преград на пути к новым представлениям об обществе и о человеке потребует много сил и времени, но работу эту необходимо продолжать. Представляемая книга — одно из таких усилий, а также попытка хотя бы от­части восполнить упущенное российским читателем в меж­дународных дискуссиях по фундаментальным проблемам современности.

Это первая книга Ивана Иллича, переведенная на рус­ский язык. Она содержит бескомпромиссную критику сов­ременной системы образования и альтернативное ей виде­ние. Книга позволяет расширить и углубить теоретическое обсуждение повседневных проблем, придавая им иное прочтение и новые измерения. Иллич не призывал к закры­тию школ, он отказывал им в праве на монополию в деле образования3. Он открыл для обсуждения процессы их бю­рократизации, «индустриализации» и ритуализации, призна­ки и результаты этих процессов. На Западе книга Иллича существенно повлияла на позиции и представления не только тех, кто был согласен с автором, но и тех, кто не согласился с ним, однако не мог проигнорировать его ана­лиз. Теперь эта книга стала уже классической — на нее часто ссылаются, она необходима российским педагогам, студентам, родителям и всем заинтересованным гражда­нам, чтобы перейти от бесконечных споров о мелких, сию­минутных трудностях школы к обсуждению ее фундамен­тальных проблем.

Однако первую публикацию, по необходимости служа­щую «визитной карточкой» большого социального аналити­ка, не следовало ограничивать одной-единственной пробле­мой. Поэтому в данное издание включены отрывки из ряда текстов Иллича, небольшие хрестоматии, написанные в раз­ное время и посвященные различным проблемам, объединенные в соответствии с терминологией Иллича общим названием «Соразмерность в современном мире». Это позволит заинтересованному читателю лучше понять мировоззрение Ивана Иллича в целом и одновременно расширить контекст понимания взглядов Иллича на образование, его возможности, трудности и недостатки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: