Редакционный совет серии
Председатель редакционного совета: В.М.Филиппов — ректор РУДН, министр образования РФ (1999-2004), доктор физико-математических наук.
Члены редакционного совета: А. М. Кондаков — генеральный директор ОАО «Издательство «Просвещение», доктор педагогических наук; Т. Шанин — ректор Московской высшей школы социальных и экономических наук, профессор социологии Манчестерского университета, академик РАСХН; И. Д.Фрумин — эксперт по образованию Всемирного банка, доктор педагогических наук; Е Н. Соболева — исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров, доктор экономических наук; Н. Л. Яблонскене — заместитель ректора Московской высшей школы социальных и экономических наук, кандидат исторических наук; А. Г. Каспржак — директор образовательных программ Центра изучения образовательной политики Московской высшей школы социальных и экономических наук, кандидат педагогических наук.
Перевод с немецкого языка М. Чередниченко Перевод с английского языка Ю. Турчаниновой, Э. Гусинского
|
|
Иллич И.
И44 Освобождение от школ. Пропорциональность и современный мир: (фрагменты из работ разных лет); пер. / Иллич Иван; под ред. Т. Шанина; Моск. высш. шк, социальных и экон. наук. — М.: Просвещение, 2006. — 160 с. — (Образование: мировой бестселлер). — 15ВМ 5-09-014074-Х.
Иван Иллич открывает серию «Образование: мировой бестселлер». В книге изложен альтернативный взгляд философа, человека будущего на современное образование. Иллич не призывал к закрытию школ, а отказывал им в праве на монополию в образовании. Современные проблемы образования заинтересуют учителей, директоров школ, руководителей органов образования, а также родителей.
УДК 37 ББК 74
ВВМ 5-09-014074-Х
© Ivan Illich 1970,1971,1974 © Издательство «Просвещение», 2006
© Художественное оформление. " Издательство «Просвещение», 2006
Все права защищены
Оглавление
Предисловие. Иван Иллич — человек на все времена............................................. 6
Освобождение от школ. Deschooling society...... 22
Введение........................................ 23
Глава 1. Почему надо отменить как саморазумеющуюся обязательность школы................... 25
Глава 2. Феноменология школы................. 48
Глава 3. Ритуализация прогресса................ 56
Глава 4. Институциональный спектр.............. 72
Глава 5. Иррациональная логика................. 84
Глава 6. Учебная паутина....................... 85
Глава 7. Возрождение эпиметеевского человека... 118 Пропорциональность и современный мир (Фрагменты из работ разных лет)..................... 129
Эпоха недееспособности под властью экспертов... 130
Политическая критика технологий: самоограничение и пропорциональность...................... 132
|
|
Орудия и целесообразность..................... 133
Творческая безработица и границы рынка........ 134
Школа как «святая корова»...................... 136
«Немезида медицины». О границах здравоохранения............................................ 137
«Немизида медицины»: новое послесловие к изданию 1995 г..................................... 139
Зеркало для американцев: помощь и насилие (1968 г.)....................................... 140
Пол, род и язык................................ 141
Текст как инструмент познания.................. 142
Экономика, этика и соразмерность (proportionality).......................................... 146
Гостеприимство и научная мысль................ 148
ПРЕДИСЛОВИЕ
Иван Иллич — человек на все времена
Иван Иллич был экстраординарным социальным философом, аналитиком и критиком современного мира и его самосознания. Он принадлежал к замечательному поколению интеллектуалов, в 1960—1970-е гг. бросивших вызов «современности», как таковой, — в их работах не ностальгия по воображаемому прошлому или утраченным привилегиям, а бесстрашное устремление в будущее. И после 1970-х, когда пик радикализма был пройден, Иллич продолжал углубляться во все новые области. Его устремленность к демистификации понятий и представлений и неистощимая творческая энергия обеспечивали ему редкую способность стимулировать других — это был крупный мыслитель, блистательный педагог, фокус непрерывных дискуссий и «сетей» научных и человеческих связей. Искусство дружбы — «конвивельности»(1) во всей полноте его смыслов, т. е. дружба, взаимность, доверие и радость творческого взаимодействия, было поднято Илличем на новую высоту. Он постоянно путешествовал по странам и континентам, его приезд вовлекал всех в водоворот споров и дружеских встреч. Но в своем постоянном стремлении «дойти до самой сути» фундаментальных проблем современности он вел и кропотливые исследования, индивидуальные и совместные, результатом которых были его многочисленные лекции и статьи, а также более дюжины написанных им книг.
Многие работы Иллича имеют самое непосредственное значение для России, ведь в них рассматриваются важнейшие современные проблемы, вскрываются их глубинные корни и предлагаются новые, альтернативные рамки для нынешних и будущих дискуссий. В своих работах Иллич изложил альтернативный взгляд на современное образование и здравоохранение, бедность и энергетику, гендерные проблемы и отношения людей в малых и больших сообществах — все это острые и спорные проблемы повседневной жизни России. Тем не менее его работы в России практически неизвестны. И дело не только в том, что Россия на протяжении нескольких поколений была отгорожена от новых и неортодоксальных тенденций в западной мысли (с одной стороны, жесткой цензурой, а с другой — насаждением религиозной карикатуры на марксизм, называвшейся «марксизмом-ленинизмом»). Интеллектуальные и моральные лилипуты, правители долгой брежневской эры, интуитивно чувствовали, что труды, подобные работам Иллича, слишком «крупны» и радикальны, чтобы быть разрешенными — безотносительно к их содержанию. Для них лишь то было хорошо, что серо. И притом, что Иллича никак невозможно было отнести к «нашим» или «не нашим» в «холодной войне», проще было не замечать его совсем.
В России постсоветской эпохи могущественные тени брежневской ментальности и этики все еще сильны. Взгляды на мир меняются медленно. Большинство людей прилагают огромные усилия для того, чтобы выжить, поэтому им не до сложных идей — стары они или новы. Так называемым «новым русским» идеи, не поддающиеся быстрому превращению в деньги, неинтересны и бесполезны. Преодоление этих преград на пути к новым представлениям об обществе и о человеке потребует много сил и времени, но работу эту необходимо продолжать. Представляемая книга — одно из таких усилий, а также попытка хотя бы отчасти восполнить упущенное российским читателем в международных дискуссиях по фундаментальным проблемам современности.
|
|
Это первая книга Ивана Иллича, переведенная на русский язык. Она содержит бескомпромиссную критику современной системы образования и альтернативное ей видение. Книга позволяет расширить и углубить теоретическое обсуждение повседневных проблем, придавая им иное прочтение и новые измерения. Иллич не призывал к закрытию школ, он отказывал им в праве на монополию в деле образования3. Он открыл для обсуждения процессы их бюрократизации, «индустриализации» и ритуализации, признаки и результаты этих процессов. На Западе книга Иллича существенно повлияла на позиции и представления не только тех, кто был согласен с автором, но и тех, кто не согласился с ним, однако не мог проигнорировать его анализ. Теперь эта книга стала уже классической — на нее часто ссылаются, она необходима российским педагогам, студентам, родителям и всем заинтересованным гражданам, чтобы перейти от бесконечных споров о мелких, сиюминутных трудностях школы к обсуждению ее фундаментальных проблем.
Однако первую публикацию, по необходимости служащую «визитной карточкой» большого социального аналитика, не следовало ограничивать одной-единственной проблемой. Поэтому в данное издание включены отрывки из ряда текстов Иллича, небольшие хрестоматии, написанные в разное время и посвященные различным проблемам, объединенные в соответствии с терминологией Иллича общим названием «Соразмерность в современном мире». Это позволит заинтересованному читателю лучше понять мировоззрение Ивана Иллича в целом и одновременно расширить контекст понимания взглядов Иллича на образование, его возможности, трудности и недостатки.