Историография. Нельзя сказать, что проблема идеала древнегреческой женщины получила широкий охват в изучении, так как древнегреческие авторы не уделяли много внимания

Нельзя сказать, что проблема идеала древнегреческой женщины получила широкий охват в изучении, так как древнегреческие авторы не уделяли много внимания описанию жизни женщины, особенно женщины из низших слоев. Но тем не менее существуют довольно известные историографических работы, в которых данная тема глубоко анализируется.

Например, одна из работ, Новосадского Н.И. посвящена анализу поэзии Семонида Аморгского. На основе особенного описания женских характеров древнегреческим поэтом, целью которых было обличить женщин в их негативных качествах, исследователь делает вывод о том что «женщина в Древней Греции была поставлена в худшее положение чем мужчина», ссылаясь при этом на других древнегреческих поэтов, а также на законы Солона.12 Следовательно, рассуждения автора помогут мне в исследовании вопроса, касающегося социального положения женщины. Н.И. Новосадский старается не только проанализировать отношение древнегреческого автора к женщинам, но и выяснить причины негативного отношения к женщинам исходя из контекста эпохи, в котором жил Семонид. Смена авторского отношения к женщине во второй части поэмы, («Семонид Аморгский допускает существование хороших женщин), наталкивает Н.И.Новосадского на мысль о том, вторая часть поэмы возможно написана другим поэтом.

В статье Глускиной Л.М. «Расцвет афинской рабовладельческой демократии» затрагивается проблема положения женщин в Афинском государстве в классический период. Демократический строй предполагал равенство граждан, но женщины выпадали из политической жизни страны. Л.М. Глускина считает нужным охарактеризовать период правления Перикла, так как именно в этот период произошел перелом во взглядах общества на женщину. Именно Перикл, считает Л.М.Глускина, своим примером «поколебил консервативные устои общества» и доказал то, что женщина имеет право наравне с мужчинами-мыслителями вести беседы на различные темы, тем самым возвысил женщину в глазах общества. 13[3]

.

.

В работе Е. Вардимана «Женщина в древнем мире» представлена жизнь женщин наиболее полно. Он описывает каждый период жизни женщины даже самый незначительный факт, но больше внимания уделяет отношениям мужчины и женщины в древнем мире. Автор полагает, что «с психологической точки зрения только эллинизм открыл женщину» 14.[4] Среди прочих он выделяет Гомера, относившегося к женщинам лучше остальных. Именно Гомер создал образ Пенелопы идеальной жены, которая хранит верность своему супругу Одиссею во время его 20-летнего отсутствия, образцово ведет хозяйство, день и ночь занимается ткачеством и прядением». Таким образом Е. Вардиман на основе фактов подводит к вопросу об идеальной женщине Древней Греции, почти не выражая своего мнения касательно этого вопроса.

Автор считает, что данный вопрос и сейчас достаточно актуален. Ведь и сейчас общество далеко не свободно от всех предрассудков. Главная его цель исследовать противоречивое отношение к женщине, которое ставило женщину перед выбором: либо оставаться бесправной и необразованной всю жизнь, но быть материально обеспеченной или стать гетерой и жить свободно, занимаясь самообразованием и развитием своих способностей.

В книге «Греческая цивилизация» Андре Боннара резкому осуждению подвергается Афинская демократия, в которой женщина была «предметом, созданным для домашнего хозяйства». Он считает, что положение женщины в Афинах ничем не отличалось от рабства. Им отмечено, что через всю политику проходят «струи женоненавистничества» с уже «искаженным женским образом». Андре Боннар уделяет внимание моногамному браку, который сделал «сделавшего из законной супруги орудие воспроизводства потомства, а других женщин предметами наслаждения и удовольствия».15

Н.А.Кривошта в своей работе анализирует литературные источники «с точки зрения методологического подхода», поэтому она рассматривает понятие «качество населения», которое связано с личностными характеристиками женского образа. Исследуя вопрос, касающийся негативных качеств женщин, Н.А.Кривошта считает нужным определить, какие качества в представлении греческого общества можно назвать плохими, а какими хорошими. Интересно мнение автора о «формальном бесправии женщины». Кривошта приходит к выводу о том, что «положение женщины похоже на роль группового лидера» и за женщиной «право отклоняющегося поведения «признавалось открыто».16

Для того чтобы разобраться в том, какой образ женщины в Древней Греции являлся «социально-желательным», то есть в реальности не встречающимся, автор рассматривает роль женщины в семье, в браке. На примере мифа об Алкестиде, Н.А. Кривошта делает вывод о том, что женщина играет огромную роль в семье:«женщина-друг, товарищ, мужа, от нее зависит эмоциональная сторона брака супружеское ложе.», но при этом бурные чувства «не оценивались слишком высоко». Таким образом, Н.А. Кривошта приходит к выводу о том, что ценное качество в жене - подчиненность мужу, причем не только важна «внешняя соподчиненность», но и у «душевное единство»17[5]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: