Политическая и экономическая роль женщины в обществе

Классический период по праву можно назвать периодом расцвета Афинского общества. «Начинается наиболее блестящий период в его истории, ознаменованный ростом внешнеполитического могущества, развитием демократических институтов, превращением Афин в подлинный центр просвещения Эллады».18

Афинская демократия подразумевала равенство граждан. Все свободные граждане имели равные права и обязаны были участвовать в политической жизни страны. Но так как женщина по природе своей, по мнению Ксенофонта и Аристотеля, создана для того чтобы выполнять определенный тип работы, не покидая определенного круга (семьи своей, потом семьи мужа), считать ее гражданином, то есть участником политической деятельности просто неразумно. Государство не расценивала женщин как полноправного члена общества, и заставляло их играть только роль матери и хозяйки.

Главная государственная задача заключалась в том, чтобы воспитание членов семьи «поставить в соответствующее отношение к государственному строю».19

Такие «консервативные устои афинской семейной жизни» в одно время были поколеблены во время правления Перикла (443 по 430 г. до н.э.). Перикл, будучи женатый на Аспасии, сделал ее своим советником в государственной деятельности привлекал к участию к собеседованиям на различные темы с великими мыслителями, тем самым вопрос о бесправии женщин вышел на широкое обсуждение

.[6]

Итак, сделав оценку внутренней обстановки в государстве, мы подошли вплотную к изучению нашего вопроса. До правления Перикла вопросы, касающиеся положения женщин в обществе не обсуждались. Можно сказать в период его правления произошел небольшой перелом в семейных представлениях. Но все же вопрос, затрагивающий положение женщины в Древней.Греции остается нерешенным до сих пор. Как мы уже упоминали раннее, для классического периода (от конца VI века до 338г. до н. э) характерен прогресс во всех сферах жизни общества. Затронули эти перемены жизнь женщин из обыкновенных слоев? Чтобы ответить на данный вопрос нам предстоит воссоздать условия жизни древнегреческой женщины, ее жизнь со всеми мелочами, опираясь на те немногие источники периода Афинской демократии.

По мнению Аристотеля, женщина не создана для того, чтобы руководить, так как все, что связано с властью относится к мужчинам. В Афинском обществе мужчина занимал господствующее положение. Как объясняет Аристотель: «Влaсть мужa нaд женой можно срaвнить с влaстью политического деятеля, влaсть отцa нaд детьми - с влaстью цaря. Ведь мужчинa по своей природе, исключaя лишь те или иные ненормaльные отклонения, более призвaн к руководительству, чем женщинa, a человек стaрший и зрелый может лучше руководить, чем человек молодой или незрелый.»20 Автор не указывает на рабское положение женщины, считая что ей тоже свойственно совершенство. Женщина всего лишь досталась роль «подчиненной». Как в государстве должны быть властитель и подчиненный, так и в семье. Эти вещи очень естественны, поэтому, как мы понимаем, с его точки зрения, говорить о бесправном положении женщины нельзя: «Ясно, что то же сaмое отношение должно существовaть и в других облaстях и что по природе существует много видов влaствующего и подчиненного. Ведь свободный о человек проявляет свою влaсть нaд рaбом инaче, чем это делaет мужчинa по отношению к женщине и взрослый муж по отношению к ребенку.»21

.[7]

Аристотель видит различие между рабским положением и положением женщины, которое заключается том, что женщине, в отличие от раба «свойственнa способность решaть, но лишена действенности» 22

Что говорит нам о том, что женщина находилась в довольно беспомощном состоянии, именно потому что не привыкла что-либо решать сама. «Они чувствовали себя бессильными перед любым событием – таков результат их воспитания.»23 Но та так как классический период – период перехода на новый, более прогрессивный, этап жизни общества, жизнь женщины также не могла больше оставаться прежней:.«Когда к мужу приходили гости, жена удалялась на свою половину, участие в приемах и собеседованиях мужчин считалось признаком дурного поведения, несовместимым с положением порядочной женщины. Жизнь, разумеется, вносила свои коррективы в эти застоявшиеся консервативные устои, но процесс ломки был болезненным»24 С моей точки зрения, важно отметить, что до этого периода бесправному положению женщины не старались дать объяснение с точки зрения религии, физиологии, философии. Именно в классический период стали задумываться о роли женщины в обществе. На эту тему рассуждает Аристотель: «И если обоим этим существам должно быть свойственно совершенство, то почему одно из них предназначено раз навсегда властвовать, а другое – быть в подчинении?<..>. Признавать [совершенство] за одними и отрицать его в других – разве это не было бы удивительно? Ведь если начальствующий не будет воздержным и справедливым, как он может прекрасно властвовать? Точно так же, если подчиненный не будет обладать этими добродетелями, как он может хорошо подчиняться? <…> Таким образом, ясно, что оба должны быть причастны к добродетели, но что эта добродетель должна отличаться так же, как отличаются между собой властвующие и подчиненные по природе.…»25

.

.[8]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: