Аристотель Политика (I. 5.1-12) // Аристотель Политика. Афинская полития. М., 1997,V, 8

Другую из лисы коварной бог создал.

Все в толк берет она, сметлива хоть куда.

Равно к добру и злу ей ведомы пути, 57

<…>

В данном случае нам важно определится с тем, что означают некоторые качества в понимании автора. Я согласна с тем мнением, что Семонид Аморгсксий расценивает ум в женщине как способность различать добро и зло: «Ум расценивается не как способность к верным умозаключениям» <…> важно «знать, что есть добро, и что есть зло в общекультурно понимании».58 Если женщина наделена гибким умом, значит она знает больше чем ей следует, тем самым нарушается ее замкнутое существование. Очевидно, женщину должно интересовать только то, что напрямую касается ее домашних обязанностей.

Подводя итог данной главе, хотелось бы затронуть один из спорных вопросов: существовал ли все-таки для Семонида Аморгского на самом деле женский идеал. Создается впечатление, что любая женщина, с его точки зрения, приносит только несчастье мужу, а идеал он описывает лишь с целью еще больше подчеркнуть несовершенство женщины.. Кривошта Н.А. придерживается мнения, что для древнегреческого автора любая «женщина-зло» но «можно говорить об ожидаемой ценности женщины». 59 Я наполовину разделяю данную точку зрения. Если даже допустить что для него все-таки существовал идеал, в целом его отношение к женщине было отрицательным:

Верь, у кого жена, тому не к дому гость,

Заезжего с пути радушие не ждет,

И та, что с виду всех невинней и скромней,

Как раз окажется зловреднее других. 60

57 Семонид Аморгосский. О женщинах // Эллинские поэты VIII- III вв. до н.э. М. 1999, с 237

58 Кривошта Н.А. Демографические и психологические аспекты некоторых женских образов в греческой лирике и драматургии VII – V вв. до н.э. //Женщина в античном мире. М., «Наука» 1995. C 65

59 Кривошта Н.А. Демографические и психологические аспекты некоторых женских образов в греческой лирике и драматургии VII – V вв. до н.э. //Женщина в античном мире. М., «Наука» 1995. C 72

60 Семонид Аморгосский. О женщинах // Эллинские поэты VIII- III вв. до н.э. М. 1999, с 239

.[16]

Единственный положительный образ женщины у Семонида Аморгского имеет схожие черты с идеалом Ксенофонта. В их представлении идеал связан с божественным началом. Поэт, сравнивая женщин с различными животными, имеет в виду что данные различия заложены в них изначально. Не могу не согласиться с Н.А. Кривоштой: «<…> они (качества в женщине) не являются результатом влияния социальной среды или каких-либо иных факторов».61 То есть Семонид Аморгский считает, что воспитать в жене идеальные качества невозможно. У Ксенофонта же воспитание идеальных качеств является также частью обязанностей мужа, что позволяет сделать вывод, что для него любая женщина изначально не совершена: «А что она могла знать, Сократ, когда я ее взял? Когда она пришла ко мне, ей не было еще и пятнадцати. <…> Как по-твоему, разве я мог удовольствоваться только тем, что она умела сделать плащ из шерсти, которую ей дадут, и видела, как раздают пряжу служанкам?» 62

У Семонида Аморгского идеальная женщина отличается от других женщин тем, что она выше их. Она создана Богом, чтобы обеспечить материального благополучие семьи, поддерживать атмосферу мира и согласия в доме, поэтому она не должна не растрачивать себя попусту. Моральные принципы, общие представления о добре и зле не позволяют ей опуститься до причинения зла другим. Все остальные женщины, по мнению поэта, приземлены и не достойны своих мужей:

.[17]

Средь прочих жен она прекрасней, выше всех,

Пленяя прелестью божественной своей,

И не охотница сидеть в кругу подруг,

За непристойными беседами следя.

Вот лучшая из жен, которых даровал

Мужчинам Зевс-отец на благо, вот их цвет.

А прочие — увы! — по промыслу его

.[18] И были бедствием и будут для мужей. 63


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: