Количественная оценка качества продукции (квалиметрия)

При оценке качества по ГОСТу 15467-79 в соответствии с основными положениями квалиметрии могут быть применены следующие показатели.

1) Единичный показатель качества продукции - это показатель, который характеризует одно из свойств изделия. Примерами единичных показателей могут служить: наработка радиоприемника на отказ; интенсивность отказов резистора; калорийность топлива; коэффициент. вариации проволоки по толщине; долговечность автомобиля и т.д.

2) Комплексный показатель качества продукции характеризует изделие по нескольким свойствам. Он может включать несколько простых свойств или одно сложное свойство продукции (состоящее из нескольких простых свойств). В качестве примера комплексного показателя может служить коэффициент готовности

Кг = Т/(Т + Тв),

где Т - наработка изделия на отказ (показатель безотказности); Тв - среднее время восстановления (показатель ремонтопригодности).

Таким образом, коэффициент готовности зависит от двух свойств изделия -безотказности и ремонтопригодности.

Другим примером комплексного показателя качества продукции является показатель Ко, вычисляемый как средняя взвешенная величина:, где Ki - показатель i-ro свойства оцениваемой продукции; - коэффициент весомости показателя Ki.

Из формулы следует, что данный показатель характеризует "п" различных свойств продукции. Этот показатель представляет собой условную величину, выражаемую в условных единицах, например, в баллах, и реальногофизического содержания не имеет.

3) Определяющий показатель качества продукции. Этот показатель часто используют для принятия решения об оценке качества изделия. Свойства, учитываемые определяющим показателем, в свою очередь, могут характеризоваться единичным и (или) комплексными показателями качества продукции. Если определяющий показатель является комплексным, то называют обобщенным.

4) Интегральный показатель качества продукции представляет собой отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции к суммарным затратам на её создание и эксплуатацию или потребление.

При сроке службы более одного года интегральный показатель запишется в следующем виде:

где Пс - суммарный полезный годовой эффект от эксплуатации или потребления продукции, выраженный в натуральных единицах (м, кг, пгг и т.д.); Зс - суммарные капитальные затраты на создание продукции; (t) -поправочный коэффициент на срок службы в течение t - лет,

(здесь Ен - нормативный коэффициент экономической эффективности); Зэ -суммарные затраты на эксплуатацию продукции (техническое обслуживание, ремонт и др. текущие затраты).

Для экспортируемой продукции интегральный показатель качества

где Пс - суммарный полезный эффект от эксплуатации или потребления продукции потребителем в конкретных условиях его страны; Зс -единовременные затраты покупателя на приобретение товара; 3t - суммарные эксплуатационные затраты в t-ом году в условиях страны покупателя; Т -срок службы изделия.

Наряду с интегральным показателем качества продукции может применяться величина, обратная ему и называемая "удельные затраты на единицу эффекта".

5) Индекс качества продукции. Это комплексный показатель качества разнородной продукции, выпущенной в рассматриваемый интервал времени, равный среднему взвешенному относительных значений показателей качества этой продукции.

Пример. для всех видов продукции установлены три группы качества, определяемые баллами Вь Вз, В3. Если в рассматриваемый период была выпущена продукция этих групп на суммы соответственно С1 С2, Сз, то индекс качества U=Bcp/Bcp б,

где Вср, ВСр.б - средний балл продукции соответственно за оцениваемый и базовый периоды, Bcp=p1 B1 + p2 B2 + p3 B3,

где р - коэффициент весомости i-ой группы продукции,

5) Коэффициент дефектности продукции представляет собой среднее взвешенное количество дефектов, приходящееся на единицу продукции. Для определения коэффициента дефектности берётся выборка из "п" единиц продукции и в ней подсчитываются все дефекты, разбитые заранее на "а" видов.

Для каждого вида дефекта устанавливается коэффициент весомости

Коэффициент весомости может быть определён экспертным методом или по стоимости устранения дефекта данного вида.

7) Относительный коэффициент дефектности можно вычислить по формуле Q = Д/До, где До - базовое значение коэффициента дефектности, соответствующее определённому базовому периоду производства.

8) Индекс дефектности продукции - это комплексный показатель качества разнородной продукции, выпущенной за рассматриваемый интервал, равный среднему взвешенному коэффициентов дефектности этой продукции.

9) Коэффициент сортности продукции - это отношение суммарной стоимости продукции, выпущенной за рассматриваемый интервал времени, к суммарной стоимости этой же продукции в пересчете на наивысший сорт. Он может применяться для оценки качества работы определенных предприятий, производящих разносортную продукцию:

где s - количество сортов продукции, выпускаемой предприятием; С- -стоимость единицы продукции i-ro сорта; Сн - стоимость единицы продукции наивысшего сорта; q - объём выпущенной продукции i-ro сорта.

10) При оценке уровня качества продукции в эксплуатации и потреб лении наиболее объективно такую оценку дают суммарные затраты, связанные с использованием приобретённого товара по назначению. Комплексным показателем уровня качества продукции в этом случае могутбыть суммарные затраты на эксплуатацию и ремонты, отнесённые к единице времени.


Оценка технического уровня продукции

Технический уровень продукции - это относительная характеристика качества продукции, основанная на сопоставлении значений показателей, характеризующих техническое совершенство оцениваемой продукции с соответствующими базовыми или аналоговыми значениями. Как правило, технический уровень продукции задается в техническом задании, являющемся неотъемлемой частью контракта, что проверяется и оценивается специальной приемочной комиссией. Данные приемки, ее результаты используются при аттестации и сертификации продукции. Часто и оценщиком, и приемщиком продукции является покупатель и потребитель в условиях свободного рынка.

Относительная характеристика качества продукции, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой (новой) продукции с базовыми значениями таких же показателей, определяет уровень качества продукции. На рис.1 приведена схема оценки уровня качества продукции.

Технический уровеньотносительная характеристика технического совершенства продукциисовокупности наиболее существенных свойств, определяющих ее качество и характеризующих научно-технические достижения в развитии данного вида продукции.

Оценка технического уровня заключается в установлении соответствия продукции мировому, региональному, национальному уровням или уровню отрасли. Соответствие оцениваемой продукции мировому уровню (или другим) устанавливается на основании сопоставления значения показателей технического совершенства продукции и базовых образцов.

Базовый образецэто образец продукции, представляющий передовые научно-технические достижения и выделяемый из группы аналогов оцениваемой продукции.

В результате оценки продукцию относят к одному из трех уровней:

- превосходит мировой уровень;

- соответствует мировому уровню;

- уступает мировому уровню.

Результаты оценки используют при разработке новой (модернизированной) продукции: обоснований, требований, закладываемых в техническое задание (ТЗ) и нормативную документацию (НД); принятии решения о постановке продукции на производство; обосновании целесообразности замены или снятия продукции с производства; формировании предложений но экспорту и импорту.

Рис. 1, Схема оценки уровня качества продукции:

Е — единичные показатели качества; К — комплексный показатель качества

Этапы оценки технического уровня продукции включают:

А. Определение номенклатуры показателей, необходимой для оценки. Номенклатура показателей должна обеспечивать сопоставимость различных образцов одного вида, т. е, образцов продукции одного названия и области применения. Иначе говоря, номенклатуру показателей устанавливают исходя из целей оценки с учетом показателей, указанных в международных, национальных, зарубежных и отечественных стандартах» каталогах, проспектах, патентной и конъюнктурной экономической документации» и т. д.

Номенклатура показателей включает классификационные и оценочные показатели. Классификационные показатели характеризуют назначение и область применения данного вида продукции. Исходя из значений этих показателей образцы, имеющиеся на мировом рынке, относят к группе аналогов оцениваемой продукции. Для последующего сопоставления оцениваемого и базового образцов они не используются, так как не характеризуют качество продукции. К ним относятся: качественные признаки, определяющие назначение товара или наличие дополнительных устройств, параметры, определяющие типоразмер продукции или ее класс.

Оценочные показатели применяются непосредственно для сопоставления оцениваемого образца с базовыми и характеризуют потребительские свойства* надежность, безопасность, экономичность, экологические свойства.

Б. Формирование группы аналогов и установление значений их показателей. Все включаемые в группу аналоги и оцениваемая продукция должны быть идентичны по назначению и области применения, т. е. должны иметь одинаковые значения классификационных показателей.

В группу входят:

— при оценке разрабатываемой продукции — перспективные и экспериментальные образцы, поступление которых на мировой рынок прогнозируется на период выпуска оцениваемой продукции;

— при оценке выпускаемой продукции — образцы, реализуемые на мировом рынке, значения показателей которых устанавливаются на основе имеющейся на них документации и (или) но результатам испытаний.

В. Выделение базовых образцов из группы аналогов. В качестве базовых образцов выделяют лучшие из группы аналогов на основе метода попарного сопоставления последовательно всех аналогов по значениям оценочных показателей.

Выделение базовых образцов на основе метода попарного сопоставления аналогов осуществляется следующим образом:

— аналог не может быть признан образцом и исключается из последующих сопоставлений, если он уступает другому аналогу по совокупности оценочных показателей, т. е. уступает другому аналогу хотя бы по одному показателю, не превосходя его ни по каким из остальных;

— оба аналога остаются для дальнейшего сопоставления с другими, если по одним показателям лучше первый аналог, а по другим — второй, при этом значения некоторых показателей у аналогов могут совпадать.

В результате попарного сопоставления аналогов остаются аналоги, каждый из которых не уступает ни одному из оставшихся но совокупности оценочных показателей, Оставшиеся аналоги и являются базовыми образцами.

Г. Сопоставление оцениваемого образца е базовыми — осуществляется поэтапно. На первом этапе проверяют соответствие продукции и значений ее показателей международным стандартам, включая ограничения по показателям безопасности, экологии и т.п.; стандартам» техническим условиям (ТУ) и другим действующим НД на продукцию. Продукция, не соответствующая любому из этих требований, признается уступающей мировому уровню. При выполнении указанных требований переходят ко второму этапу.

На втором этапе сопоставляют оцениваемую продукцию с каждым базовым образцом по значениям оценочных показателей на основе метода попарного сопоставления. При этом сопоставление может привести к одному из следующих результатов:

— оцениваемая продукция уступает базовому -образцу, если она уступает эму хотя бы по одному из показателей;

— оцениваемая продукция превосходит базовый образец, если она превосходит его хотя бы по одному показателю, не уступая ему ни по одному из оставшихся показателей;

— оцениваемая продукция равноценна базовому образцу, если значения всех ее показателей совпадают со значениями показателей базового образца.

Если по одним показателям оцениваемая продукция уступает базовому образцу, а по другим его превосходит, то считается, что результат сопоставления не определен*

Результат сопоставления оцениваемой продукции с совокупностью базовых образцов на этом этапе формируется следующим образом:

— продукция превосходит мировой уровень, если она превосходит каждый образец;

— продукция соответствует мировому уровню, она равноценна хотя бы одному базовому образцу;

— продукция уступает мировому уровню, если она уступает каждому базовому образцу.

В приведенных выше ситуациях продукцию относят к одной из трех градаций.

В случае, когда оцениваемая продукция:

— превосходит хотя бы один, но не каждый базовый образец — она не уступает мировому уровню

— уступает хотя бы по одному, но не каждому базовому образцу —она не превосходит мировой уровень.

В том и другом случае имеется неопределенность отнесения к одной из трех градаций.

Если в результате сопоставления оцениваемой продукции с каждым базовым образцом и с совокупностью базовых образцов выявлена неопределенность отнесения продукции к градациям, то проводят последующие этапы сопоставления.

По итогам проведения этих этапов оценки технического уровня продукции дают заключение о принадлежности продукции к одной из трех градаций.

В случае, когда не существует аналогов оцениваемой продукции, она считается соответствующей мировому уровню, если характеризуется принципиально новыми техническими решениями, которые защищены авторскими свидетельствами и (или) патентами.

В заключение в зависимости от поставленных целей и полученных результатов подготавливают предложения для принятия решения по разработке, постановка на производство и совершенствованию продукции.


Статистические методы анализа и управления качеством продукции

Статистические методы анализа качества широко применяются в отечественной и зарубежной системах управления качеством продукции.

Статистический анализ — это исследование условий и факторов, влияющих на качество продукции.

Источником данных при осуществлении анализа и контроля качества служат следующие мероприятия:

1. Инспекционный контроль: регистрация данных входного контроля исходного сырья, материалов; регистрация данных контроля готовых изделий; регистрация данных промежуточного контроля и т. д.

2. Производство it технология: регистрация данных контроля процесса; повседневная информация о применяемых операциях, регистрация данных контроля оборудования (наладки, ремонт, техническое обслуживание); патенты и статьи из периодической печати и т. д.

3. Поставки материалов и сбыт продукции: регистрация движения через склады; регистрация сбыта продукции (данные о получении и выплате денежных сумм, контроль срока поставок) и т. д.

4. Управление и делопроизводство: регистрация прибыли; регистрация возвращенной продукции; регистрация обслуживания постоянных клиентов; журнал регистрации продажи; материалы анализа рынка и т. д.

5. Финансовые операции: таблица сопоставления дебета и кредита; регистрация подсчета потерь; экономические расчеты и т. д.

Обычно для анализа данных на рабочем участке на японских предприятиях используются специально подобранные несложные для понимания и применения статистические методы — так называемые "семь инструментов контроля качества".

Эти семь инструментов объединяют следующие методы:
1. Расслоение.
2. Графики.
3. Диаграмма Парето.
4. Причинно-следственная диаграмма.
5. Гистограмма.
6. Диаграмма разброса.
7. Контрольные карты (X - R, р, рп и т. п.).

Перечисленные «семь инструментов контроля качества» при решении различных проб чем могут использоваться как в отдельности, так и в различных комбинациях.

Решение той или иной проблемы проводится по следующей схеме:
1. Оценка отклонений параметров от установленной нормы.
2. Выбор наиболее важных факторов, от которых зависит решение.
3. Оценка факторов, явившихся причиной возникновения проблемы.
4. Оценка важнейших факторов, явившихся причиной появления брака.
5. Совершенствование операций.
6. Подтверждение результата.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: