Отзывы о «сладкой» «декларации» митр. Сергия (страгородского) и её горьких плодах

Настоящий доклад был прочитан в 1978 году В. Фуровым, заместителем председателя Совета по делам религий, членам ЦК КПСС. В1979 г. документ этот попал на Запад, был переведён на английский язык для всех конгрессменов и сенаторов США и Канады. О. Глеб Якунин, который переслал этот отчёт на Запад был арестован, и агенты КГБ тщетно добивались узнать от него, кто доставил ему этот документ, обещая сократить наполовину срок его тюремного заключения. В этом докладе раскрывается страшная картина добровольного сотрудничества Московской Патриархии с Центральным Комитетом Коммунистической Партии Советского Союза в разрушении, разложении и растлении церковной жизни во всей стране. Документ этот является неопровержимым историческим памятником, свидетельствующим объективно и бесстрастно о существовании такой уродливой организации, заслуживающей наименование: «Советская Московская Патриархия». В нравственной перспективе это попытка соединить несоединимое, «прикрыть растерзанными ризами Христовыми» (протопр. Михаил Польский) ложь и ересь. Этого нельзя сделать без известного чувства цинизма, дерзости и бессовестности:

«Синод находится под контролем Совета по религиозным культам. Епископат можно разделить на следующие группы (три): 1. Правящие архиереи, которые и на словах и на деле подтверждают не только лояльность, но и патриотичность социалистическому обществу…. Реально сознают, что наше государство не заинтересовано в возвышении роли религии и церкви в обществе и, понимая это, не проявляют особой активности в расширении влияния православия среди населения. К ним можно отнести: патриарха Пимена, митрополитов: Таллинского Алексия (нынешний патриарх Алексий II), Тульского Ювеналия, Волоколамского Питирима…

...Ни одно рукоположение во епископы, ни одно перемещение не проходит без тщательной проверки кандидатур ответственными сотрудника Совета (по делам религий) в тесной связи с уполномоченными, местными органами и соответствующими заинтересованными организациями…

…Ряды духовенства пополнялись и за счёт некоторых бывших членов партии, комсомола...

...Духовные лица стали жить спокойно: они лояльны государству, служат по седмицам, получают зарплату, лечатся и отдыхают. В беседах с духовенством зарубежных церквей еп. Гедеон, священники Колодий, Бурдин занимали патриотическую позицию. Гедеон показал, что в СССР строго соблюдается Конституционное положение о свободе совести…

…«Государственным идеологическим органам удалось из священника сделать служителя культа. А священник и служитель культа – это не одно и тоже. Священник – это духовное лицо, а служитель культа – ремесленник, который зарабатывает деньги. Большинство наших священников неверующие; их богом стал рубль, которому они поклоняются...» (священник Жураковский М. В.). «...Главными и существенными пороками некоторых священнослужителей являются злоупотребление алкогольными напитками, легкомысленное и соблазнительное поведение, халатное и неохотное исполнение своих обязанностей, небрежное отношение к святыне, грубость, сквернословие, стяжательство, самомнение, самоуправство и неподчинение» (это оценка управляющего Уфимской епархией Феодосия в рапорте Пимену)…

…Анализ кадровой проблемы приводит нас к определённым политическим выводам. Они состоят в том, что духовенство Русской Православной Церкви хотя и лояльно к Советской власти, но остаётся корпорацией, идеология которой несовместима с нашим мировоззрением…. Совет стремится ограничить, нейтрализовать их влияние на верующих, решительно пресекает действия фанатиков и экстремистов. Это позволяет нам следить за деятельностью служителей культа, не давать поблажек церкви, держать её в руках… Как и в прошлые годы, окончившие семинарии и академии стремятся получить приход в городах и районных центрах, всячески отказываясь от сельских приходов. Уполномоченные Совета в тесной связи с местными органами власти, как и в прошлые годы, принимали меры к недопущению приёма в духовные школы фанатиков, экстремистов и психически больных людей. Это даёт возможность воздействовать на будущих служителей культа в необходимом для нас направлении. Вы знаете, что в среде наших учащихся ещё не мало юношей с отрицательными взглядами на земную жизнь, воспитанных фанатичными бабушками и родителями. Эти взгляды необходимо переломить. Так в Одесской семинарии проведены следующие лекции: «Успехи КПСС и Советского правительства», «В.И. Ленин и культурная революция» (семь подобных лекций)…

…В соответствии с постановлением Совета от 29 июня 1974 г. «О состоянии контроля за деятельностью духовных учебных заведений РПЦ» мы и впредь будем: уделять постоянное и неослабное внимание вопросам контроля и усиления своего влияния на подбор и расстановку кадров руководящего и профессорского преподавательского состава духовных школ, изучение их настроения, проведения определённой работы по снижению их религиозной активности. Принимать все необходимые меры для пресечения попыток фанатично настроенных лиц проникнуть в духовные школы, на преподавательскую работу или в число учащихся…

Об издательской деятельности МП: В Совете проходит предварительный просмотр текстов, вносятся замечания и поправки, которые редактор или ответственный секретарь редакции «ЖМП» воспринимает правильно. Ответственными сотрудниками Совета тщательно просматриваются все материала журнала, предназначенные к публикации. Журнал «ЖМП» старается сохранить и укрепить позиции религии и церкви, скрыть от читателя действительные скрытные кризисные явления, происходящие в РПЦ. Отличительной особенностью журнала является оптимистический характер подавляющего большинства его материалов, касающихся проблем религии и церкви в нашем сегодняшнем социалистическом обществе и в перспективе. Журнал подвергает резкой критике капиталистический мир, всячески мистифицирует роль церкви, её значение в общественной жизни. Патриарх Пимен называет Евхаристию Таинством Таинств, заявляет, что «она является основным выражением жизни церкви»…

… «Русская Православная Церковь никогда…. не считала богослужебный обряд неизменным и неприкосновенным» (ЖМП №2 1973 стр. 73). Контроль за журналом следует и впредь усиливать, более требовательно относясь к рукописям, устраняя из них пропаганду «святых мест» и другие материалы, которые могут активизировать церковь» («Настоящий лик Московской Патриархи и » 1991. 80 стр.).

«В нарушение всех канонических норм в 1943-45 гг. богоборческой властью была создана совершенно новая, чуждая православной традиции религиозная организация тоталитарного типа с новыми, ранее не существовавшими церковными правилами. С 988 года православие стало на Руси государственной религией. Вместе с Крещением князем Владимиром была принята византийская модель отношений государства и церкви – цезарепапизм, означающий фактическое подчинение церкви абсолютной царской, в дальнейшем императорской власти. Насильственное прекращение в XVIII-XIX вв. соборности церкви, в первую очередь выборности по принципу авторитета и заслуг священников и епископов самими верующими, превращение епископов в назначаемых правительственных сановных чиновников и рабовладельцев, а священников в надсмотрщиков за рабами, – всё это привело к глубочайшему духовному кризису в России, непреодолимому разрыву между просвещённой элитой и народом, и в конечном счёте к катастрофе 1917 года. Церковь теряла авторитет в народе, росла пропасть между верующими и священником, между рядовым духовенством и епископатом. Иван Аксаков писал в XIX в.: «Церковь превратилась у нас в подобие немецкой канцелярии, прилагающей… с неизбежной ложью порядок немецкого канцеляризма к спасению стада Христова». На Поместном соборе 1917-18 гг. должны были рассматриваться вопросы о канонической и богослужебной реформе (Минея – богослужебная книга – была уже переведена на русский язык). Но осенью 1918 г. работа собора была прервана большевиками. По уставу 1917-18 г. Высшее церковное управление в случае невозможности его канонического продолжения упразднялось вообще. В 1927 г. митр. Сергий Страгородский опубликовал свою знаменитую Декларацию. Этот «новый завет» Иуды с диаволом, где радости социалистического государства объявил радостями церкви. «Ваши радости – наши радости», – писал он коммунистическим правителям. После опубликования этой Декларации официальный и окончательный раскол в Церкви стал неизбежен. Свыше 60-ти архиереев, не разделявших «радостей» безбожников, и поэтому находившихся в соловецких лагерях, Декларацию не признали. Канонически законные архипастыри благословили верующих на неподчинение самозванцу Сергию и на уход в катакомбы. В 1930 г. митр. Сергий заявил иностранным журналистам, что в России церковь не преследуется. И это в том самом году, когда был закрыт последний монастырь (их было 1275). А число новомучеников стало измеряться сотнями тысяч. В 1934 г. новый Иуда стал кощунственно именовать себя местоблюстителем, при живом и законном местоблюстителе митр. Петре, страдавшем за Христа в заключении. Диавол, как отец всякой лжи, отнюдь не щадил и примкнувших к бывшему митрополиту отступников: к 1939 г. в СССР легально действовало около ста приходов (из 57.000), и только четыре подчинённых митр. Сергию архиерея. «Патриархом всея Руси» на «соборе» 1945 г. неканоническим открытым голосованием был избран митр. Алексий Симанский, ближайший сподвижник Сергия Страгородского, дискредитировавший себя активным пособничеством ГПУ и участием в обновленческом расколе в 1922-23 гг. За верное и продолжительное служение Советскому правительству и органам госбезопасности постоянно получал свои тридцать сребреников: правительственный ЗИС, дачу, отдых в Крыму, круизы на комфортабельных пароходах, спецвагон для железнодорожного передвижения, продовольственное и медицинское спецобслуживание. До самого распада СССР Московская Патриархия снабжалась деликатесами и алкоголем с кремлёвской базы. Все руководители Сталинско-Брежневской церковной иерархии награждались за заслуги в деле строительства коммунизма орденами, медалями и почётными грамотами, в том числе и от КГБ СССР. Патриарх Алексий I стал рекордсменом среди советских архиереев по орденам: четыре ордена Трудового Красного Знамени! Воистину, секта отцов «звездониев». Как показало раскрытие архивов КГБ, сама «красная» патриархия под прикрытием богослужебно-религиозной деятельности фактически являлась подразделением МГБ. И вот почему, после того, как пуповина связывавшая МП с её материнской организацией – 4 отделом 5-го Управления КГБ – в 1991 г. была порвана, РПЦ оказалась неспособна к самостоятельному церковному служению. Вот как описывает впечатления о встрече с И. Сталиным 10 апреля 1945 г. патр. Алексий I и митр. Николай: «Полные счастья видеть лицом к лицу того, одно имя которого с любовью произносится не только во всех уголках нашей страны, но и во всех свободолюбивых и миролюбивых странах, мы высказывали Иосифу Виссарионовичу нашу благодарность… Беседа была совершенно непринуждённой беседой отца с детьми». В 1947 г. по случаю празднования 800-летия Москвы, патр. Алексий заявляет, что ведомая им религиозная организация осуществляет «усердную, всецерковную, всероссийскую молитву, о державе, победе, мире, здравии и спасении… всех доблестных руководителей нашей страны, во главе с нашим Великим мудрым Вождём, твёрдо ведущим нашу Родину по издревле священному пути мощи, величия и славы».

Смерть основателя РПЦ генералиссимуса И.В. Сталина стала тяжёлым ударом для его духовных чад – патр. Алексия Симанского и его подручных, и ввергла их в тяжкую скорбь. Поминать своё божество как «раба Божьего» Иосифа (стандартная формулировка церковного поминовения) показалось с богословской точки зрения унизительным, поэтому на заупокойной службе поминали усопшего вождя как «генералиссимуса Иосифа». В слове перед панихидой патр. Алексий I благовествовал: «Великого Вождя нашего народа Иосифа Виссарионовича Сталина не стало, упразднилась сила великая, общественная: сила в которой наш народ ощущал собственную силу, которою он руководился в своих созидательных трудах и предприятиях, которою он утешался в течение многих лет. Нет области, куда бы не проникал глубокий взор великого Вождя… Ни один вопрос, с которым бы мы к нему обратились, не был им отвергнут: он удовлетворял все наши просьбы. Память о нём для нас незабвенна…» Даже в хрущёвские времена, когда КПСС на XX и ХХII съездах «покаялась» в «культе личности», советские иерархи остались верны незабвенной памяти своего отца – «Великого Вождя». Служители культа остаются преданы культу своего духовного Отца-Основателя и по сей день. От имени Московской Патриархии ни разу не прозвучало ни слова покаяния за эти позорнейшие страницы прошлого. В июле 1983 г. «в Ванкувер (Канада) на 6-ю Генеральную Ассамблею в составе религиозной организации СССР включающей 120 человек, направлено 47 агентов органов КГБ из числа религиозных авторитетов, священнослужителей и технического персонала» (Центральный архив КГБ СССР). Сегодня очень непросто понять, где кончаются интересы КГБ и начинаются интересы патриархии – очевидно, линию водораздела провести уже невозможно.

Среди духовенства чекисты с панагиями хотят видеть бездумных требоисправителей, «православных шаманов», поощряющих всевозможные суеверия и магизм.

Московская Патриархия упорно отказывается признать правду о самой себе, в корыстных целях искажает свою историю, сочиняя собственную мифологию для обоснования своего мнимого происхождения от св. кн. Владимира, преп. Сергия и патр. Тихона.

После опубликования Комиссией Верховного Совета России части архивных материалов КГБ об агентурном служении высшего духовенства РПЦ, под напором гласности, патриархия в 1992 г. была вынуждена создать свою комиссию, возглавляемую еп. Костромским Александром по расследованию фактов сотрудничества представителей церкви со спецслужбами, но за прошедшие годы эта комиссия не представила никаких следов своей деятельности. Подлинной целью комиссии является не раскрытие перед лицом церкви правды о позорных заслугах руководства РПЦ перед социалистической Родиной, а, напротив, её сокрытие. В 1992 г. парламентская комиссия по расследованию причин и обстоятельств ГКЧП вынесла частное определение с предложением запретить использование духовенства в качестве секретных сотрудников спецорганов. Из иерархов церкви лишь литовский архиеп. Хризостом нашёл мужество открыто подтвердить своё агентурное прошлое под кличкой «Реставратор» – стаж сотрудничества – 18 лет. Будучи порождением тоталитарного режима, Московская Патриархия, отказавшись от соборного устройства, сама является организацией тоталитарного типа. Естественно, что она не находит себе места в свободном демократическом обществе. Этим объясняется её тяготение к политическим образованиям коммунистического и национал-патриотического толка, имеющим аналогичную тоталитарную структуру своих организаций. Лица, продвинутые на высокие церковные посты по указанию спецслужб должны ответить перед верующими за своё пособничество безбожному режиму или хотя бы принести публичное раскаяние за своё Иудино прошлое. Только избавившись от наследия коммунизма, Церковь может стать общественной силой, открыть уста для проповеди. Иначе РПЦ превратится в реликтовый этнографический заповедник, в торгующий обрядами магазин для невежественного и невоцерковлённого народа » (свящ. Глеб Якунин: «Подлинный лик Московской Патриархии». Род. 1934 г. Окончил с/х институт – биолог. В 1962 г. рукоположен в священника. В 1965 г. со священником Николаем Эшлиманом обратился с открытым письмом к патриарху Алексию 1 о положении Православной церкви в СССР и о предательстве интересов церкви руководством Московской Патриархии.

По указанию КГБ в мае 1966 года церковной властью был –«впредь до раскаяния» – запрещён в священнослужении, при активном содействии архиепископа Алексия (Ридигера), бывшего тогда управляющим делами МП, а ныне являющимся патриархом Алексием II. В 60-70 годы о. Глеб деятельный участник правозащитного движения. В 1976 г. – соучредитель «Христианского комитета защиты прав верующих в СССР». До ареста (1 ноября 1979 г.) опубликовал сотни документов, писем, материалов, свидетельствующих о массовом подавлении религиозной свободы в СССР и имевших широкий международный резонанс. 28 августа 1980 года осужден по ст. 70, ч. 1 «за антисоветскую агитацию и пропаганду». Узник лагеря до 1985 г. Ссылка в Якутию. Освобождён в 1987 г. Реабилитирован 18 окт. 1991 г. В 1990 г. избран народным депутатом России. Способствовал открытию многих храмов и монастырей. В конце 1991-92 гг. участвовал в работе парламентской Комиссии по расследованию причин и обстоятельств ГКЧП, опубликовавшей архивные материалы КГБ о сотрудничестве номенклатуры Московской Патриархии с госбезопасностью. По формальному основанию, а фактически за раскрытие этих архивов, защиту интересов верующих и рядового духовенства 1 ноября 1993 года незаконно лишен сана священника. В 1993 году избран депутатом Государственной Думы. Когда о. Глеба спрашивали о том, почему он говорит только о православных агентах органов, «разве не было таковых у католиков, старообрядцев, баптистов?», то он отвечал, что были, и нисколько не меньше, а даже больше, но он – православный, поэтому заботится о православной церкви).

Выдержки из письма архиеп. Илариона (Троицкого) по поводу Декларации митр. Сергия 22 октября 1927 г.:

«Обновленцы могут вдруг всплыть, как правящая в России церковная партия, причём противников у неё может оказаться очень немного, если открытые обновленцы и скрытые предатели поладят между собою и натянут на себя личину каноничности… Нельзя полагаться на официальных пастырей (епископов и иереев), нельзя формально применять каноны к решению выдвигаемых церковной жизнью вопросов; вообще нельзя ограничиваться правовым отношением к делу, а необходимо иметь духовное чувство, которое указывало бы путь Христов среди множества троп, протоптанных дикими зверями в овечьей одежде. Жизнь поставила вопросы, которые правильно, церковно правильно возможно разрешить только перешагивая через обычай, форму, правила, и руководствуясь чувствами, обученными в распознавании добра и зла. Иначе легко осквернить святыню души своей и начать сжигание совести (1 Тим. 4:2) через примирение, по правилам, с ложью и нечистью, вносимыми в ограду церкви самими епископами. На «законном» основании можно и антихриста принять… Вызвавшее многообразные и вполне заслуженные отрицательные критики, послание митр. Сергия и его синода не бросило ли возглавляемую им церковную организацию в омерзительные прелюбодейные объятия атеистической, богохульной и христоборной (антихристовой) власти и не внесло ли страшное нечестие в недра нашей церкви? Имя митр. Сергия произносится всеми как имя действительного кормчего Русской Церкви, но увы! Имя это является фальшивой монетой, т. к. фактически распорядителем судеб Русской Церкви и её епископов, как гонимых, так и протежируемых, т. е. милуемых и поставляемых на кафедры (последнее особенно печально) является нынешний обер-прокурор «Православной Русской Церкви» Евгений Александрович Тучков. Всякому имеющему очи, чтобы видеть и уши, чтобы слышать, ясно, что вопреки декрету об отделении Церкви от государства православная церковь вступила в тесный, и живой союз с государством. И с каким государством!? Возглавляемым не православным царём, а властью, которая основной задачей своей поставляет уничтожение на Земле всякой религии, и прежде всего Православного Христианства, т. к. в нём она видит – и справедливо – основную мировую базу религиозной веры и первоклассную крепость в её брани с материализмом, атеизмом, богоборчеством и сатанизмом (Откр. 17:3-6;12:1;18:1-4).

Можно неоднократно усматривать ещё в Ветхом Завете, что одни и те же пророчества сперва исполняются в малом виде, а потом имеют ещё другое, высшее и окончательное значение (Лк. 17:20-21; 21:20). Стяжавшие внутри себя Царствие Божие, имеют руководителем Святого Духа, Который наставляет всякой истине руководимого человека, не допускает его быть обманутым ложью, облекающейся для удобнейшего обмана в призраки истины (еп. Игнатий Брянчанинов «О Царствии Божием»).

«Евангелие будет известно всем, – говорит еп. Феофан (Говоров) о временах, предшествующих явлению антихриста, – но одна часть пребудет в неверии ему, другая – наибольшая – будет еретичествовать, не богопреданному учению следуя, а строя в себе веру своим измышлением, хотя на основании слов Писания. Этим самоизмышленным верам числа не будет… И все такие будут присвоять себе имя христиан… Будет часть и содержащих истинную веру, как она передана св. апостолами. Но и из этих немалая часть будет по имени только правоверными, в сердце же не будет иметь того строя, который требуется верою, возлюбив нынешний век. Хотя имя христианское будет слышаться повсюду, и повсюду будут видны храмы и чины церковные, но всё это одна видимость, внутри же отступление истинное ».

Письмо митр. Сергию еп. Виктора Островидова: «Послание митр. Сергия от начала до конца исполнено тяжелой неправды иесть возмущающее душу верующего глумление над святой православной церковью и над нашим исповедничеством за истину Божию. А через предательство церкви Христовой на поругание «внешним» оно есть прискорбное отречение от своего спасения или отречение от Самого Господа Спасителя. Сей же грех, как свидетельствует Слово Божие, не меньший всякой ереси и раскола, а несравненно больший, ибо повергает человека непосредственно в бездну погибели. Враг вторично заманил и обольстил Вас мыслью об организации церкви. Но если эта организация покупается такой ценой, что и Церкви Божией, как дома благодатного спасения человека уже не остаётся, а сам получивший организацию перестаёт быть тем, чем он был, ибо написано: «Достоинство его да возьмёт другой» – то лучше бы нам не иметь никогда никакой организации. Что пользы, если мы, сделавшиеся по благодати Божией храмами Святого Духа, сами стали вдруг непотребны, а организацию себе получили (2 Кор. 6:17-18). 16 декабря 1927 г.».

От заместителя патриаршего местоблюстителя архиепископа Угличского Серафима (Самойловича) к митр. Сергию (Страгородскому): «Более чем полугодовой срок, протекший со дня издания Вами декларации 16(29) июля 1927 г. показал, что все надежды Ваши «на мирное устроение наших церковных дел, на приведение всего нашего церковного управления в должный строй и порядок напрасны, а Ваша уверенность в возможность мирной жизни и деятельности нашей в пределах закона, совершенно несбыточны и никогда не может при настоящих условиях перейти в действительность» 24 февраля 1928 г.

Заявление Серпуховского духовенства митр. Сергию: «…Вы являетесь ни чем иным, как продолжателем т.н. «обновленческого» движения, только в боле утончённом и весьма опасном виде, ибо, заявляя о незыблемости православия и сохранении каноничности Вы затуманиваете умы верующих и сознательно закрываете от их глаз ту пропасть, к которой неудержимо влекут Церковь все Ваши распоряжения» 30 декабря 1927 г.».

Письмо митр. Иосифа (Петровых) к Петроградскому архимандриту): «…И может быть последние «бунтовщики» против предателей Церкви и пособников её разорения будут не только не епископы и не протоиереи, а самые простые смертные, как и у Креста Христова, Его последний страдальческий вздох приняли немногие близкие Ему простые души. Не судите меня строго, особенно Вашим Вальсамоном. Полагаю, что он был далеко не то, что сами авторы святых правил в понятном каждому смысле и без толкователей, и что во всяком случае этот Вальсамон неможет быть авторитетом и верным толкователем наших событий, не предусмотренных никакими толкователями и правилами… Указание другому его заблуждений и неправоты не есть раскол, а попросту говоря – введение в оглобли разнуздавшегося коня… А сверх того, каноны ведь многое не могли предусматривать. И можно ли спорить о том, что хуже и вреднее всякой ереси: когда вонзают нож в самое сердце Церкви, – её свободу и достоинство. Что вреднее: еретик или убийца? (III Всел. 8)» 1928 г.

Послание к пастырям еп. Глазовского Виктора (Островидова) (Гал. 2:4; 1 Кор. 2:16;Ин. 8:36;Мф. 6:24;2 Кор. 6:14-18; 1 Ин. 5:19): «…Для митр. Сергия теперь уже не может быть и самого подвига исповедничества Церкви, а потому он и объявляет в своей беседе по поводу «Воззвания», что всякий священнослужитель, который посмеет что-либо сказать в защиту Истины Божией против гражданской власти – есть враг Церкви православной. Что это, разве не безумие, охватившее прельщённого? Ведь так рассуждая, мы должны будем считать врагом Божиим, например, свт. Филиппа, обличившего некогда Иоанна Грозного, и за это удушенного; более того, мы должны причислить к врагам Божиим самого великого Предтечу, обличавшего Ирода, и за это усечённого мечом. Церковная административная власть даже в лице соборов не всегда и раньше защищала Истину, о чём свидетельствует история свт. Афанасия Великого, Иоанна Златоуста, Василия Великого, Феодора Студита и других… (Евр. 12:2). Вот почему с обличением митр. Сергия выступил целый сонм архипастырей, митр. Иосиф, Агафангел, Арсений, архиепископы, епископы и множество отдельных пастырей, которые заявляют митрополиту Сергию, что они не могут далее признавать его за руководителя православной Церкви, а будут управляться самостоятельно до времени (Фил. 4:7)» 1928.

Из книги «Слушай, тюрьма!» Зои Крахмальниковой, (р. 1929 г. в Харькове, окончила Литературный институт им. Горького, член Союза журналистов СССР, работала в Институте мировой литературы Академии наук СССР, канд. филол. наук, в 1971 г. пришла к православию, составила сборник христианского чтения «Надежда», с 1976 г. издавалась в самиздате и на Западе в «Посеве». Арестована 4 августа 1982 г. 1 апр. 1983 года приговорена к году лагерей и пяти годам ссылки, но не за её миссионерскую деятельность, а приписав ей «антисоветскую агитацию и пропаганду в целях подрыва советской власти». Вернулась домой 17 июля1987 г.): «…Почему Господь так настойчиво требовал от Своего народа, чтобы он шёл в Вавилонский плен? Он требовал смиренно принять наказание. Он угрожал смертью тем, кто не пойдёт в плен, и обещал жизнь тем, кто послушает Его повеления (Иер. 29:11; Лк 21:32;Мф. 24:24; 2 Пет. 2:2)

Плоды лжехристианства так же как и псевдодуховности, скрыть невозможно, сколь бы не рядились они в верность обрядам, аскетизм, и во мнимое благочестие. Ибо дьявол, как известно, не брезгует ничем – ни постами, ни бдениями, ни долгими молитвословиями, ни доброделанием. Но цель этих действий обнаруживается в плодах. В стремлении уцелеть, в самозащите, в самоутверждении, в малодушии, во лжи. Грех однообразен, и плоды псевдохристианства однообразны. Вместо любви к Богу и ближнему до Креста – страх Креста, вместо отвержения от себя, своего мира – утверждение себя в мире, вместо милосердия – осмотрительность и равнодушие, вместо доброго пастырства – наёмничество и трусость, вместо сострадания к узникам – осуждение и презрение к ним… Почему сегодня так очевидно безобразие лжехристианства? (Иер. 21:14)? Почему именно сегодня стали невыносимы для нас ложь и безумие перед Богом? (Быт. 12:1; Рим. 12:2)

Неохристианство процветает сегодня именно потому, что оно – не соль земли и не свет миру. Оно отказалось от любви и жертвы, заменив жертву собой, жертвой отдельными удобствами, или преодолением отдельных недостатков, терпением их в себе и в ближних, терпением порочных навыков, страстей и тому подобного…

Неохристиане рассуждают так: мы – свет миру, мы – сливки общества, мы не язычники, мы будем просвещать мир собой, каждый из нас несёт свет. Мир болен, и мы будем исцелять мир своим присутствием в нём. Но для этого мир должен принять нас, признать нас за своих, мы не хотим быть людьми «второго сорта», иначе он нам не поверит. Он должен увидеть, что мы такие же, как и все, только лучше, чище, светлее, честнее, тем более, мы обладаем тайной спасения: мы будем жить вечно, а мир погибнет. Но если мир захочет, он может, несмотря на всю свою ненависть ко Христу, быть спасённым, если он станет таким же, как мы. Для этого мы и будем сотрудничать с ним, спасая его. Однако, для этой миссии важно никого не раздражать, никуда не торопиться, ничего не провозглашать, ничем особо не отличаться, быть такими же как все, чтобы не прослыть экстремистами. «Сидите тихо и молитесь, как моя бабушка», – убеждал следователь.

…Патриарх Пимен убеждает западного интервьюера, что у нас нет и не было никаких гонений на веру. По-видимому, патриарх считает, что обетования Христа отменены в новых исторических условиях. Слова Христа: «Если гнали Меня, будут гнать и вас» (Ин. 15:20) – не актуальны. Патриарх не верит словам Христа. Может быть он не знает, что сам гонит Христа своим лжесвидетельством».

Более подробно смотри: протоиерей Лев Лебедев «Почему я перешёл в Зарубежную часть Русской Православной Церкви»; еп. Григорий (Граббе) «Русская Церковь перед лицом господствующего зла» (172 стр.); «Перед судом Божиим»; «В объятиях семиглавого змия. Церковь в порабощённой России» неизвестного автора из Советского Союза (166 стр.), Монреаль, 1984 г.

Письмо митр. Виталия (Устинова), Светлый Четверток, 1991 г.: «Дорогой о Господе, Игнатий Тихонович. Христос Воскресе! Получил Ваше письмо с вопросами. Что мне Вам сказать? Мы живём в Церкви Христовой, чувствуем себя частью её, органически неотделимой от неё. Я бы дерзнул сказать даже, что все каноны в нашей совести. Потому что все каноны – не просто писаные законы лежат на какой-то полке или в архиве. Каноны это суть силы Божией благодати, те же заповеди Божии, которые нельзя попрать.

Наша Церковь не попирает никаких канонов, и у нас не существует престарелого канона. А наши пасомые часто их попирают, но мы с этим никогда не соглашаемся и всегда напоминаем им: если вы в России гонимы были, то мы здесь тратим невероятные силы, чтобы сохраниться в правой вере. Нас окружает совершенно чужая и чуждая атмосфера, которая стремится нас растворить в себе, молекулярно разложить… По всей вероятности Россию покинуло до семи миллионов душ. А где эти семь миллионов?!!! Осталось до полмиллиона, но зато верных чад. Наши архиереи умирают на своих кафедрах, то же священники, но не со всеми это случается. Бывает так, что семейного иерея неспособен приход содержать. Как правило, мы не назначаем иеромонахов на приходы, но это случается, и мы таких перемещаем, когда видим их в опасности духовной. В царской России к сожалению, тоже гоняли архиереев по всей России под бдительным оком обер-прокурора, но мы от этого избавились. Все наши приходы теперь в России живут и будут жить нашей нормальной жизнью, так как и мы живём здесь.

Почему-то русские люди в особенности настаивают на том, чтобы женщины были в храме с покрытыми головами; а по-настоящему смыслу Апостол употребляет слово покрыть с головы до ног, чтобы не было видно голого тела. Другими словами скромность в одеянии, а не только одна голова. Всё это мы постоянно объясняем и постоянно боремся с нарушителями правил. Епитимия всегда налагается в зависимости, во-первых от степени покаяния и от серьёзности греха… Заправилы Московской Патриархии это самые настоящие лютые внутренние враги русского народа, и недалеко то время, когда мы их объявим безблагодатным сборищем…

Я помню в нашем монастыре, где я подвизался нам преподавал знаменитый профессор Карташов. И вот наш настоятель попросил его проповедывать, благо, что он был уже в стихаре, как иподиакон. Его проповедь была интересная, насыщенная мыслями, но тепла, и с нею убедительности не было. Вот почему, я вам советую принять сан священника. Конечно, с другой стороны, Вас уже, как попа не пустят, может быть, в казарму или тюрьму, или в офицерский клуб. Ну, а всё-таки! У нас назначен епархиальный съезд духовенства и представителей от мирян на 10 мая. Было бы желательно Вас видеть на этом съезде, для чего мы Вам присылаем приглашение уже нами подписанное…. И сразу начать хлопоты о заграничном паспорте и визы для въезда в США, а заодно и в Канаду. Если в обе страны, то из России это легче... У нас выходят из печати «Огласительные слова свт. Кирилла Иерусалимского. Это очень необходимо из-за количества крестящихся в России и по причине безобразного «крещения» массы людей без всякого приготовления в несчастной Московской Патриархии, если можно так её назвать… Ваше присутствие на съезде было бы крайне желательно и для всех полезно. Призываю на вас Божие благословение. Ваш искренний доброжелатель митр. Виталий».

Иеромонах Нафанаил (Судников):

«РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬНА РУБЕЖЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ»

Минуло второе тысячелетие от Рождества Христова — грядёт третье. Что представляет собой Русская Православная Церковь на грани тысячелетий? Каковы Её перспективы? Что сегодня происходит: рост и утверждение Церкви или подмена и выхолащивание внутреннего содержания, при бурном восстановлении внешних атрибутов церковности? И какова программа дальнейшего бытия православных в неудержимо враждебном, безумном мире? Было бы, конечно, крайне самонадеянным брать на себя смелость пробовать адекватно ответить на эти вопросы, но пытаться это понять, осмыслить в свою меру должен каждый православный, каждый член тела Христова. Предлагаю читателю одну из подобных попыток.

«Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим » (2 Фес. 2:15).

Минувшее десятилетие было десятилетием свободы Церкви в России от прямого диктата безбожных властей, при этом выяснилось, что семидесятилетнее порабощение России не прошло для Церкви даром: оказалось, что Церковь тяжело больна. Болезни её многочисленны и разнообразны, но суть их в общем одна — оскудение веры и обмирщение Церкви, ярко проявляющееся в отступлении от святоотеческого (канонического) устройства Церкви и форм церковной жизни. Много сил в последние годы было потрачено на борьбу с «православным» экуменизмом и модернизмом, но необходимо чётко понимать, что эти явления — всего лишь симптом тяжёлой внутренней болезни. Эта болезнь является следствием того, что Церковь сегодня не имеет чёткой ориентации на незыблемую основу всего земного бытия Церкви — правила Апостольские, семи Вселенских и девяти Поместных соборов и святых отцов. Теоретически эта ориентация присутствует: всем священникам обучающимся в духовных семинариях говорится о важности и незыблемости православных канонов и, более того, все архиереи и священники Православной Церкви перед рукоположением присягают перед Крестом и Евангелием соблюдать святоотеческие каноны1. Но... нарушать их начинают практически все с первых дней своего служения, так как руководствуются существующей практикой, которая уже в прошлом веке во многом не соответствовала святоотеческим правилам, но за годы богоборческой власти приняла вовсе недопустимые формы. Эти формы и тогда не имели серьёзного оправдания, а сегодня становятся и вовсе преступными, при полном равнодушии священноначалия, священства и незнании, а отсюда и молчании мирян. Вот конкретные примеры:

I. Спасение начинается с покаяния, духовного перерождения и Крещения человека.

Святыми отцами предусмотрено следующее: человек, по какой-то причине желающий креститься, приходит в храм, над ним прочитываются огласительные молитвы (среди них присутствуют заклинательные молитвы, освобождающие от бесовской власти), затем совершается исповедь (пока без отпущения грехов), и с тех пор человек принимает на себя все обязанности христианина. В последующее время происходит обучение оглашенного основам православного вероучения, и, в то же время, наблюдение за ним — Бога ли он ищет, или чего-то другого. Если видно, что оглашенный живёт по-христиански, не мыслит своего существования без Церкви и достаточно научен основам веры, тогда по прошествии испытательного срока (в древности 3 - 5 лет) над оглашенным совершается Таинство Крещения полным погружением в большой купели или водоёме2.

Современная практика предполагает следующее: человек приходит в храм, оплачивает по установленному тарифу крещение, 15 - 20 минут слушает лекцию по Православию, затем совершается «крещение» над небольшой купелью поливанием головы. В результате человек становится «крещёным», но, увы, не христианином, т. к. 99 % «крещёных» в храм ходить не считают нужным. После всех перечисленных действий на священника ложится ответственность за преступление десятков канонических правил: симонии (назначение мзды за совершение священнодействий), крещения без научения и испытания веры, крещение мочением волос вместо погружения.

Результат: происходит профанация Таинства, человек не возрождается духовно, и, следовательно христианином не становится; Церковь обманывает человека, утверждая, что отныне у него есть надежда на спасение; Церковь укрепляется экономически, т. к. прибыль от крещений — важная статья церковного дохода.

В случае наведения порядка: резко уменьшится количество крещаемых, т. к. большинство крестится на всякий случай, или чтобы пойти к экстрасенсу, колдуну, бабке и т. д.; исчезнет денежный доход за крещение; из числа крещаемых увеличится количество верующих, обученных, по-настоящему воцерковлённых христиан — т. е. увеличится Христово стадо.

II. Таинство Покаяния называют вторым Крещением, оно сопровождает христианина на протяжении всей жизни. Одним из главных моментов Покаяния является устное исповедание грехов перед священником. Важным моментом является также и епитимия, налагаемая в том случае, если грех глубоко укоренился в душе кающегося. Даже более того, в случае смертного греха священник обязан запретить человеку приступать ко Причащению на какой-то срок, т. к. от Причащения не будет пользы без должного глубокого покаяния и исправления. Сегодня нередко в храмах можно встретить т. н. «общую исповедь», при которой священник перечисляет грехи, а стоящие мысленно в них каются, после чего все друг за другом подходят под епитрахиль и без исповеди получают разрешительную молитву. Естественно предположить, что Таинства при этом не совершается вовсе. Об епитимии многие почти и не слышали, настолько смутны понятия о духовной жизни у многих священников3.

Следствием этого становится то, что, приступая к Таинству Причащения, многие плохо понимают, что значит быть «достойным» или «недостойным», Причащение готовым или не готовым. Естественно, что по большому счёту мы никогда не достойны принятия Тела и Крови Христовой. Но готовность наша выражается в мире со своей совестью после усердной исповеди и Покаяния. Искреннее раскаяние приносит нам решимость бороться и противиться греху и дерзновение уповать на Бога в надежде, что Причащение Святых Таин будет нам во спасение, а не в осуждение. Как следствие — порочная практика: человек приходит первый раз в храм, исповедуется, и сразу подходит к Причащению, не осознавая величия Таинства, не имея страха и не понимая, что приходить нужно в Церковь целиком и навсегда, а не заглядывать в храм несколько раз в год. Таким образом, в Церкви много людей, о которых не знает ни один священник: верующие они или не верующие, чем живут и к чему стремятся.

III. Очевидной становится открытая коммерциализация Церкви. Вспомним, что Христос, являя собой крайнюю степень смирения и кротости, дважды изгнал бичом из храма торгующих, причём изгнал не из самого храма, а из одного из притворов. Сегодня торговля в храме — основной источник дохода в Церкви, несмотря на то, что 76 правило VI Вселенского Собора запрещает торговлю в церковной ограде4. Более того, за совершение некоторых Таинств (крещения, соборования, бракосочетания) и богослужений (отпевание, молебен, молитвенное поминовение) назначена определённая плата, что по 23 правилу VI Вселенского Собора именуется симонией5. Какой же выход, ведь Церкви нужны деньги? Совершенно очевидно, что поставить ларёк для продажи свеч и прочего вне церковной ограды — дело нескольких дней. Но главное не в этом. Главное в том, что при храмах практически отсутствуют общины верующих, на добровольные пожертвования которых (десятина и пр.) должны существовать приходы. Сегодня Церковь существует, в основном, за счёт неверующих, крестят и отпевают людей практически неверующих, покупают свечи и крестики люди в большинстве неверующие. При этом на некоторых городских приходах ежемесячный оборот — от нескольких десятков тысяч, до нескольких миллионов рублей в крупных городах, и даже десятков миллионов рублей в Москве. Ежемесячный доход священства также колеблется от нескольких сот рублей на маленьком деревенском приходе, до нескольких десятков тысяч неучтённых долларов у некоторых архиереев. Предполагается, что для «возрождения православия» необходимо искать источники денег, но очень часто и на тех приходах, где денег много, нормальная христианская община отсутствует. Как и с Крещением, в данном случае имеет место обман, или ложная ориентация верующих на магазинные отношения: заплатил — получил, вместо христианской добровольной жертвы на содержание священства со стороны мирян, и бескорыстной искренней молитвы со стороны священников. Эти «магазинные» отношения настолько укоренились, что миряне, да и священники воспринимают их как незыблемую основу «церковности».

IV. Православное богослужение в храме страдает отсутствием элементарного порядка: при непрерывной торговле во время богослужения, при хождении людей забежавших «поставить свечку», и, как следствие, шуме и мелькании в глазах, весьма проблематично сосредоточенно внимать словам богослужения. Добавьте сюда неуставное многоголосное пение, при котором почти невозможно расслышать незнакомые тропари и стихиры, и у вас есть все предпосылки заскучать в храме. О сокращении устава можно даже не говорить: сокращается даже литургия, а о том, что в будни утреня служится утром забыли все, и вспоминать почти никто не хочет: даже в Троице-Сергиевой лавре, в стенах которой и Семинария и Академия, в будни утреня служится вечером, и уже после неё, вопреки уставу и просто здравому смыслу, утром совершается полунощница. В дополнение ко всему каждый день совершается отпевание над неверующими и даже некрещёными (бытует такое мнение, что «погружённых» отпевать можно несмотря на то, что они всю жизнь в храм ни разу и не заглянули).

V. Таким образом, «возрождение православия» мы попытались поставить на конвейер, забыв, что души людей требуют «штучного» подхода, что обучение и воспитание каждого христианина требует больших затрат времени и сил, которые потом сказываются сторицею. Также нужно отметить, что массовое рукоположение двадцатилетних юнцов после духовного училища или семинарии чревато тем, что укоренившаяся порочная практика грубого искажения церковной жизни набирает дополнительную инерцию, и очень трудно будет лечить застаревшую болезнь в будущем, вместо лекарств принимая средства усугубляющие болезнь в настоящем.

VI. Необходимо честно сказать, что сегодня Русская Православная Церковь сориентирована не на верных, но на внешних, на секулярное общество постсоветской России. Это было бы хорошо, если бы речь шла о проповеди православного благочестия, но речь идёт: во-первых, о добыче денег у неверующих для «возрождения православия»; во-вторых, о пресмыкательстве перед любой властью высшего церковного священноначалия; в-третьих, об экуменизме и молитвах с иноверцами. Церковь не должна, конечно, замкнуться на своих внутренних проблемах, но для того чтобы иметь дерзновение проповедовать миру, обличать зло и ереси, необходимо навести порядок в Церковной ограде. Нужно перестать делать проходной двор из православных храмов, нужно покаяться всем, признать, не стыдясь хулителей и гонителей Церкви, что виноваты не мы, а я: я-патриарх, я-епископ, я-священник, я-мирянин.

Открывая болезни Церкви, мы не преследуем цель выставить на позорище её грехи и дать лишний повод её врагам. Главный вопрос в другом: есть ли у нас достаточно веры, чтобы мы смогли покаяться и остановить стремительное падение в бездну, или всё-таки раскол между «православными либералами» и «ревнителями благочестия» неотвратим? Тем более, что если раскол состоится, то он состоится не на две части, а на много частей: на «экуменистов-модернистов», «умеренных», «православных сталинистов», «истинных православных», «катакомбников», «зарубежников» и т. д. и т. п. С кем останется Христос? И что нам делать сейчас?

Сейчас готовится (или не готовится, а откладывается) Поместный Собор. Этот Собор должен в законодательном порядке подтвердить верность Русской Православной Церкви своему каноническому устройству: возродить институт оглашенных (хотя его никто не отменял, но он практически отсутствует), при этом на «оглашенные изыдите» оглашенные, иноверцы и «прохожане» должны покидать храм; запретить крестить без оглашения, запретить крестить обливанием, а тем более мочением волос; детей крестить только в том случае, если родители и крёстные воцерковлённые (верные)6; запретить причащать, венчать и отпевать людей нецерковных; запретить взимать плату за совершение молитвословий; запретить торговлю в пределах церковной ограды; запретить всякое молитвенное общение с «инославными» и иноверцами. Бог Судья патриарху Сергию и всем иерархам пресмыкавшимся перед безбожниками и лгавшими на весь мир о «свободе церкви». Мы не жили в то время, нас не убивали в лагерях и тюрьмах, поэтому мы судить их не имеем права. Но сейчас, когда есть хоть какое-то подобие свободы Церкви, мы должны торопиться использовать этот момент и соборно признать свой грех, хотя бы сейчас отказаться от принципа печально известной «Декларации» 1927 года. И, наконец, мы должны соборно покаяться в грехе цареубийства, не весь народ, но Церковь Русская должна на себя принять значительную часть вины за предательство царя.

Неизвестно, когда состоится Поместный собор, а если и состоится, то вряд ли подобные действия будут предприняты — сильно уж омертвела наша Церковь. Но что же делать?

Вот что: каждый мирянин, священник, епископ, желающий наследовать Царство Небесное, должен изучать Священное Писание и православные каноны. Каждый должен исполнять эти правила в своей личной жизни. Каждый православный должен наводить порядок в своём приходе. Каждый православный должен называть вещи своими именами в своей епархии. Благословение или не благословение священника и епископа имеет силу только в том случае, если оно преподаётся в соответствии с православной верой, а не со своим мнением — «... Итак, для вас, священники, эта заповедь: если вы не послушаетесь, и если не примете к сердцу, чтобы воздавать славу имени Моему, говорит Господь Саваоф, то Я пошлю на вас проклятие и прокляну ваши благословения, и уже проклинаю, потому что вы не хотите приложить к тому сердца...» – Малах. 2,2.

В любом случае, на любое благословение мы имеем право спросить почему так, а не иначе7. В то же время, нужно крайне опасаться расколотворчества в отношении иерархии. Хотя осторожности в адрес священников не избежать — в сильно уж страшное время мы живём. Нужно забыть на время, что такое непоминовение, раскол и т. д., если дело, конечно, не касается явной ереси. Много сил необходимо приложить на возрождение православных общин. Они должны в идеале быть на основе прихода, но если поп неверующий, или есть какая-то другая причина, тогда христианская жизнь общины может существовать в форме братств, движений, союзов и т. д. Нужно готовить людей к грядущим испытаниям, сильно уж актуален вопрос: не в последнее ли время мы живём? Не нам ли придётся поклониться антихристу? Или может лучше пытаться готовиться к смерти и страданиям, а не спешить зарабатывать деньги на «возрождение православия»?

Преподобный Оптинский старец Анатолий (Потапов, 1922 г.) писал: «...ереси распространятся повсюду и прельстят многих. Враг рода человеческого будет действовать хитростью, чтобы, если возможно, склонить к ереси и избранных. Он не будет грубо отвергать догматы Святой Троицы, Божества Иисуса Христа и достоинства Богородицы, а незаметно станет искажать переданные Св. отцами от Духа Святого учение Церкви, и самый дух его и уставы, и эти ухищрения врага заметят только немногие, наиболее искусные в духовной жизни. Еретики возьмут власть над Церковью, всюду будут ставить своих слуг и благочестие будет в пренебрежении... Посему, сын мой, как увидишь нарушение Божественного чина в Церкви, отеческого предания и установленного Богом порядка, — знай, что еретики уже появились, хотя, может быть, и будут до времени скрывать своё нечестие или будут искажать Божественную веру незаметно, чтобы ещё более успеть, прельщая и завлекая неопытных в сети. Гонение будет не только на пастырей, но и на всех рабов Божиих, ибо бес, руководящий ересью, не потерпит благочестия. Узнавай их, сих волков в овечьей шкуре, по их горделивому нраву, властолюбию....Будет на малодушных тогда большое уныние, но ты, сын мой, радуйся, когда доживёшь до этого времени, ибо тогда верующие, не показавшие других добродетелей, будут получать венцы за одно только стояние в вере по слову Господа. Бойся Господа, сын мой, бойся потерять уготовленный венец, быть отвергнутым от Христа во тьму кромешную и муку вечную, мужественно стой в вере, и если нужно, с радостью терпи изгнания и другие скорби, ибо с тобою будет Господь... и святые мученики и исповедники, они с радостью будут взирать и на твой подвиг. Но горе будет в те дни монахам, которые обязались имуществом и богатством, и ради любви к покою готовы подчиняться еретикам. Они будут усыплять свою совесть говоря: «Мы сохраним и спасём обитель и Господь нас простит». Несчастные и ослеплённые совсем не помышляют о том, что с ересью войдут в обитель бесы, и будет она тогда уже не святой обителью, а простыми стенами, откуда отступит благодать. Но Бог сильнее врага и никогда не покинет он Своих рабов, и истинные христиане будут пребывать до скончания века сего, только избирать будут уединённые пустынные места. Не бойся же скорби, а бойся пагубной ереси, ибо она обнажает от благодати и разлучает с Христом. Почему и повелел Господь считать еретика за язычника и мытаря. Итак, укрепляйся, сын мой, в благодати Христовой Иисусовой, с радостью спеши подвигом исповедания к перенесению страданий как добрый воин Иисуса Христа (2 Тим. 2:3), предрекшего — «будь верен до смерти и дам ти венец жизни» – Откр. 2:10. Ему же со Отцом и Святым Духом честь и слава и держава во веки веков. Аминь»8.

При этом, мы должны опасаться не только фальшивого православия, но и фальшивого «ревнительства». Слишком часто нам приходиться видеть «ревнителей», борцов с экуменизмом, модернизмом, католицизмом и т. д., ведущих отнюдь не благочестивый образ жизни. Слишком уж нередко встречаются «православные патриоты»-монархисты даже среди священников, любящие за пьяным столом поорать «Боже, Царя храни», а на утро, после служения литургии, спешащие похмелиться. Слишком уж часто «ревнители»-священнки до хрипоты ругают иерархов-экуменистов, а на следующий день устраивают экуменизм на своих приходах: крестят и отпевают неверующих (а это прямое молитвенное общение), имея с этого некоторый доход. Слишком уж непонятен среди некоторых обличителей «сергианства» «лёгкий флирт (или блуд?)» с коммунистами, с подведением под это дело идеологической базы «православного сталинизма». Так будем же бдительны, братия, «...но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» Гал.1:8. «...Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить...» – 1 Пет. 5:8.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: