double arrow

Историография изучения сочинения Карамзина.

4

Отклик на сочинение Карамзина огромен. Думается, что это связано с огромной силой ду­ховного воздействия на людей подлинно научного и художествен­ного таланта Н.М.Карамзина.

XIX век. Научное изучение Карамзина начинается с 70-х гг. XIX века.

1. возведенная в ранг идеологии политическая концепция не подлежала критике.

2. Обаяние личности (восторженное восприятие наследия) «Не по силам нам оценить Карамзина» (Пушкин, Киреевский)

Н.А. Полевой:

- отсутствие теории, философии «отсутствие высшего взгляда на события»; «нет общего начала», «нет духа народного», «галерея портретов».

П.Н. Милюков: «не внеся ничего нового … остался вне господствующих течений русской историографии».

А.А. Кизеветтер: «название не совпадает с содержанием, не история государства, а история государей»; «призвание Карамзина в том, чтобы придать внешний блеск и оживление тому, что дряхлело».

1866 г. Пыпин: многие либеральные историки: черты реакционности, крепостничества, воззрения Карамзина отжили свой век.

Бестужев-Рюмин: «первый наш историк и первый политический писатель».

Ключевский: «Много помог русским людям лучше понимать свое прошлое, но еще больше он заставил их любить его. В этом главная заслуга его труда перед русским обществом и главный недостаток перед исторической наукой».

Годы величайших революционных перемен в нашем Отечестве, острейших классовых схваток, годы тяжелейших военных испыта­ний, идеологических битв и борений человеческих честолюбий, за которыми стояли приведенные в грозное и неодолимое движение народные пласты, которых так опасался Карамзин, годы общест­венных потрясений, миллионов человеческих драм, в ходе кото­рых рушились былые ценности, в том числе и ценности культуры, казалось, навечно отодвинули в общественное небытие историче­ское творчество Н.М.Карамзина, как рудимент старой дворянской культуры, как памятник ветхозаветной старины и наивных пред­ставлений интеллигента начала ХГХ века о мире истории. И чем бо­лее обнаженной становилось это отрицание во всех ипостасях бы­лых ценностей, чем более идеологизированной становилась истори­ческая наука, тем дальше отодвигался в тень, искажался творческий и человеческий облик Николая Михайловича Карамзина и само его имя становилось одиозным символом ненавистного прошлого, с которым новый мир, казалось, покончил навсегда в 1917 году.

Покровский: цинизм Карамзина, фантазии; «интересы торгового капитала», «настоящая реакционная бестия».

Наиболее яркое воплощение такой подход к творчеству Н.М.Карамзина был выражен в обобщающем коллективном историогра­фическом труде "Очерки исторической науки в СССР". В значитель­ной мере это относится и к оценке личности и творчества Н.М.Карамзина.

В этом труде Н.М.Карамзин характеризуется как идеолог "реакционных дворянско-аристократических кругов", "закоренелый крепостник", его историческая концепция оценивается как абсо­лютно реакционная. Говоря о смысле карамзинских "Писем рус­ского путешественника", утверждается, что он проповедовал в них "умеренную добродетель", "покорность судьбе", что все его симпа­тии были на стороне легитимной монархии, а в "Записке о древней и новой России" "им развернута теория о необходимости сохране­ния крепостнических отношений в деревне". Основная же идея "Истории Государства Российского" "заключалась в том, что Рос­сия как в прошлом, так и в настоящем держалась и держится на самодержавии... без самодержавия нет России". Причем ни словом не говорится, как же Н.М.Карамзин понимал самодержавие, какое историческое содержание вкладывал в это понятие. Наконец, чи­татели узнают из "Очерков", что Карамзин "резко противопоста­вил историю России истории Западной Европы"2. Все это в свете прошлых, дореволюционных представлений о личности и творче­стве Н.М.Карамзина3, а также в условиях возрождения историче­ской науки, освобожденной от идеологических пут, выглядит совер­шенно чудовищным.

Более корректное понимание и отношение к Карамзину:

Эйхенбаум (1914, 1924): «мы еще не вчитались в Карамзина, потому что неправильно читали».

Рубинштейн (40-е гг.): «исторический национализм, идеал консервативной традиции, противопоставленный буржуазной революционности Запада».

Леонтович (1957 г.): Карамзин был сторонником абсолютизма и думал об осуществлении либеральных принципов исключительно в рамках абсолютной монархии. «Карамзин считал возможным принять для русской монархии основные принципы либерализма в качестве правительственной программы»… «возможно и необходимо, чтобы абсолютная монархия усваивала принципы либеральной идеологии – уважение личности, гражданские свободы».

За последние годы, в новых исторических условиях, когда рух­нул резко идеологизированный, "классовый" подход к истории, не­которые из этих оценок частично пересмотрены, смягчены, другие перестали тиражироваться с той неумолимой настойчивостью, ко­торая была свойственна советской исторической науке4. И все же до сих пор отказ от старых стереотипов идет медленно, дается он нелегко, осторожно пересматривается позиция за позицией; каж­дый новый год приносит определенный сдвиг в этих переоценках. Однако не сделано еще попыток переосмыслить заново и в сово­купности и жизненный путь Н.М.Карамзина, и его творчество, и характер его взаимоотношения с правящей династией, и степень истинного влияния на российскую культуру, и многие другие сто­роны его биографии и творчества.

70-ее гг. ХХ в. – возвращение интереса к личности Карамзина.

Реконструкции Эйдельмана и Лотмана.

Эйдельман Н.: в 1800 г. ощутима общественная, национальная потребность - исторически осмыслить самих себя, свое место в мировой и родной истории, свое будущее. ИГР как ответ на вопросы эпохи! У Карамзина есть читатель – литераторы, военные, чиновники, придворные.

Шмидт С.О.: ИГР как явление культуры. Наложила отпечаток на представления об истории Отечества. Карамзин имел несколько задач: «открыть читателю прошлое России», воздействовать на его нравственное и общественно-политическое сознание, укрепить историческую образованность и языковой вкус. В силу этого ИГР создавалось как литературное произведение строгой формы, с четко выделенными элементами построения.

Ермашов, Ширинянц, Пивоваров: главной темой отечественной исторчиеской мысли была сама России, ее исторический путь. Карамзин создал «один из первых вариантов мифа о России», который затем транслировался в течении всего XIX века. – ИГР как «манифест русского консерватизма» с его основной характеристикой – «историческим национализмом». (Вяземский: «Творение Карамзина есть единственная у нас книга, истинно государственная, народная и монархическая»).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


4

Сейчас читают про: