Теория мифа

МИФЫ — ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ФУНКЦИИ

Определение мифа

Слово «миф» происходит от древнегреческого mythos и означает «предание», «сказание». В большинстве случаев мифы — это сказания, то есть рассказы о бо­гах и героях, с помощью которых мы рационально или эмоционально восприни­маем различные аспекты общества.

Для людей из более примитивных обществ мифы представляют собой прав­дивые истории, в то время как для современной культуры слово «миф» означает «нереальную (придуманную) историю».

Ролан Барт настаивает на идее, что миф — это деформированная и фальси­фицированная история. Он полагает, что миф отдаляет реальность и лишает ее жизни. Так мы перекраиваем историю в зависимости от наших идеологических потребностей и создаем соответственно коммунистическую, нацистскую, полити­ческую, журналистскую, маркетинговую мифологии, киномифологию и др.

Так же рассуждает и Джон Ричетти. По его мнению, мифы — это «истории, кото­рые в символической форме передают нам структуры, на базе которых строится культура» (Richetti 1).

А Джозеф Кэмпбелл придерживается противоположного мнения: «Мифоло­гия — это не ложь, а поэзия и метафора. Говорят, что она является предпоследней инстанцией истины, и это очень удачное сравнение, потому что последнюю ин­станцию невозможно описать словами. Она существует вне слов, вне образов, вне ограничительной черты, отделяющей то, что можно познать, но нельзя рассказать. Поэтому она является предпоследней инстанцией истины» (Камбъл Д., с. 240).

В Словаре по аналитической психологии миф определяют как «непроизволь­ное коллективное утверждение, основанное на бессознательном психическом переживании (опыте)».

По мнению Иры Конигсберг, «миф — это универсальный нарратив, который описывает взаимоотношения индивидуумов и вселенной на основе первичных верований, отражающих идею о силе» (Konigsberg I.). Именно это определение — важнейшее в настоящем исследовании.

Понятие «мифология»

Оно отражает несколько разных феноменов: 1) систему мифов, используемых в определенных культурах (болгарские, русские, скандинавские, греческие и т. д. мифы); 2) совокупность мифов, выделяемых по другим классификациям (например, эсхатологические мифы, героические мифы и т. д.); 3) науку, которая изучает мифы.

Функции мифа

Они многообразны и зависят от разных потребностей и взглядов человека:

Функция познания. С помощью мифов первобытные культуры объясняют непо­знанное. Для первобытных людей и первых цивилизаций мифы представляют



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: