В предыдущей главе эти этапы кратко анализировались. По Кэмпбеллу, они организованы в три основные группы:
• отъезд героя;
• инициация;
• возвращение.
1. Отъезд героя
«Отъезд» объединяет все функции, когда речь идет о приключениях, а именно:
• Приглашение к путешествию
Авантюра (нарратив) начинается с призыва начать действовать, так как произошло что-то плохое. Злодеи разрушили добро {и соответственно начальное равновесие), и герою необходимо начать борьбу.
В «Звездных войнах» — это голографическое послание принцессы Леи и соответственно Оби Ван Кеноби, который хочет, чтобы Люк вступил в борьбу.
В криминальных историях детектив должен взяться за новое дело.
• Отказ от приглашения
В некоторых нарративах по ряду причин герой отказывается начать действовать.
Сначала Люк не хочет вступать в борьбу. Но когда он возвращается на ферму и обнаруживает кровавую вакханалию злодеев — кровожадные воины Империи убили его тетю и дядю — это его ошеломляет, и Люк вступает в битву.
|
|
ПЕРСОНАЖИ
• Сверхъестественная помощь
Появляется персонаж, который одновременно выступает в роли наставника и дарителя. Это обычно мудрец, предоставляющий герою волшебное средство (чаще всего — оружие). Вместе с этим он советует все еще «зеленому» герою, как лучше справиться со злодеем и с бедой.
Афина дает щит Персею, Мерлин — меч Экскалибур королю Артуру, Оби Ван — лазерный меч Люку, волшебная фея — бальное платье и карету Золушке и т. д.
• Преодоление первого препятствия
Герою необходимо преодолеть порог, отделяющий знакомый ему мир от незнакомого. Это либо какая-то дверь, либо вход в пещеру, ведущий в другой мир, либо что-то другое. Там он сражается со стражем, который охраняет границы, — трехголовой собакой, драконом и др. Так персонаж показывает, что он соответствует своему новому героическому статусу.
• «В пасти кита»
Герой перерождается после того, как претерпел кучу страданий, чуть не умер, потому что его проглотили, разорвали и т. д. Например, он попал во чрево огромной рыбы-кит и т. д. Такова библейская история о Ионе, что, по сути, является иносказанием. Таким образом герой символически умирает и рождается для новых подвигов. Теперь персонаж по-настоящему открыл в себе и развил свой потенциал героя и готов к будущим сражениям.
2. Инициация
«Инициация» включает в себя следующие действия героя во время его судьбоносных сражений:
• Путь испытаний
Герой переходит из реального мира в мифический и там сталкивается с огромным количеством опасностей. Они делают его сильнее, но, кроме того, он получает и поддержку от своего помощника. Ясон проходит между Сциллой и Харибдой, потом идет и берет золотое руно. Данте спускается в подземное царство. Некоторые герои Жюля Верна тоже путешествуют под землей. Герои Джека Лондона также оказываются в экзотических местах — или на Крайнем Севере, или на тропических островах. Экзотические места — это местообитание и Джеймса Бонда.
|
|
• Встреча с богиней
Высшим испытанием для героя часто становится предстоящая ему женитьба на какой-то властной женщине. Это подтверждает тот факт, что герой овладел силой и всеобщим знанием.
• Женщина-соблазнительница
Герой уже видит разницу между истиной и иллюзиями. Это абстрактное явление воплощается в отказе героя от соблазнительной женщины.
• Примирение с отцом
Герой лучше понимает себя после примирения с авторитетным персонажем. Последний напоминает ему фигуру отца, символизирующую темные и могущественные силы. Это не случайно — во многих религиях верховным божеством
У/А ТЕОРИЯ НАРРАТИВА
выступает мужчина, который жестоко испытывает свою паству, например, заставляет ее 40 лет скитаться по пустыне.
• Апофеоз
Герой по-новому и в более широкой перспективе может видеть реальность. Это делает его готовым к самопожертвованию.
• Высший дар
Теперь герой готов получить то, что было предназначено именно ему, — предмет, знание и т. д., с помощью которых он спасет мир и сделает его лучше.
3. Возвращение
«Возвращение» объединяет все функции, касающиеся прибытия домой; герой возвращается, вооруженный знаниями, которые он приобрел в странствиях и сражениях.
• Отказ от возвращения
Герой нашел счастье и просветление в другом мире. Поэтому ему не хочется возвращаться на то несчастное место, откуда он прибыл.
• Волшебное бегство
До возвращения в реальный мир героя преследуют злодеи.
• Спасение извне
Герой спасен с помощью сил обычного мира.
• Возвращение в реальный мир
Герой вернулся в реальный мир.
• Хозяин двух миров
Став мудрее, вооруженный волшебным средством, герой может действовать одинаково хорошо и в мифическом, и в реальном мире.
• Свобода жить
Герой подносит подарок людям — и «в галактике воцаряется порядок». Герой победил, но триумф варьируется в различных нарративах. В «Илиаде» победа материализуется — враг разбит. В «Одиссее» герой побеждает, потому что смог добраться домой. Люк Скайуокер уничтожает силы зла и восстанавливает демократию во всей Вселенной. Победа Золушки в том, что она выходит замуж, и этот семейный триумф становится хеппи-эндом всех мыльных сериалов и любовных романов.