Действия героя по теории Кэмпбелла Героические этапы

В предыдущей главе эти этапы кратко анализировались. По Кэмпбеллу, они ор­ганизованы в три основные группы:

• отъезд героя;

• инициация;

• возвращение.

1. Отъезд героя

«Отъезд» объединяет все функции, когда речь идет о приключениях, а именно:

• Приглашение к путешествию

Авантюра (нарратив) начинается с призыва начать действовать, так как про­изошло что-то плохое. Злодеи разрушили добро {и соответственно начальное равновесие), и герою необходимо начать борьбу.

В «Звездных войнах» — это голографическое послание принцессы Леи и соот­ветственно Оби Ван Кеноби, который хочет, чтобы Люк вступил в борьбу.

В криминальных историях детектив должен взяться за новое дело.

• Отказ от приглашения

В некоторых нарративах по ряду причин герой отказывается начать действовать.

Сначала Люк не хочет вступать в борьбу. Но когда он возвращается на ферму и обнаруживает кровавую вакханалию злодеев — кровожадные воины Империи убили его тетю и дядю — это его ошеломляет, и Люк вступает в битву.


ПЕРСОНАЖИ

• Сверхъестественная помощь

Появляется персонаж, который одновременно выступает в роли наставника и дарителя. Это обычно мудрец, предоставляющий герою волшебное средство (чаще всего — оружие). Вместе с этим он советует все еще «зеленому» герою, как лучше справиться со злодеем и с бедой.

Афина дает щит Персею, Мерлин — меч Экскалибур королю Артуру, Оби Ван — лазерный меч Люку, волшебная фея — бальное платье и карету Золушке и т. д.

• Преодоление первого препятствия

Герою необходимо преодолеть порог, отделяющий знакомый ему мир от не­знакомого. Это либо какая-то дверь, либо вход в пещеру, ведущий в другой мир, либо что-то другое. Там он сражается со стражем, который охраняет границы, — трехголовой собакой, драконом и др. Так персонаж показывает, что он соответст­вует своему новому героическому статусу.

• «В пасти кита»

Герой перерождается после того, как претерпел кучу страданий, чуть не умер, потому что его проглотили, разорвали и т. д. Например, он попал во чрево ог­ромной рыбы-кит и т. д. Такова библейская история о Ионе, что, по сути, являет­ся иносказанием. Таким образом герой символически умирает и рождается для новых подвигов. Теперь персонаж по-настоящему открыл в себе и развил свой потенциал героя и готов к будущим сражениям.

2. Инициация

«Инициация» включает в себя следующие действия героя во время его судьбо­носных сражений:

• Путь испытаний

Герой переходит из реального мира в мифический и там сталкивается с огром­ным количеством опасностей. Они делают его сильнее, но, кроме того, он получает и поддержку от своего помощника. Ясон проходит между Сциллой и Харибдой, по­том идет и берет золотое руно. Данте спускается в подземное царство. Некоторые герои Жюля Верна тоже путешествуют под землей. Герои Джека Лондона также оказываются в экзотических местах — или на Крайнем Севере, или на тропиче­ских островах. Экзотические места — это местообитание и Джеймса Бонда.

• Встреча с богиней

Высшим испытанием для героя часто становится предстоящая ему женитьба на какой-то властной женщине. Это подтверждает тот факт, что герой овладел силой и всеобщим знанием.

• Женщина-соблазнительница

Герой уже видит разницу между истиной и иллюзиями. Это абстрактное явле­ние воплощается в отказе героя от соблазнительной женщины.

• Примирение с отцом

Герой лучше понимает себя после примирения с авторитетным персонажем. Последний напоминает ему фигуру отца, символизирующую темные и могуще­ственные силы. Это не случайно — во многих религиях верховным божеством


У/А ТЕОРИЯ НАРРАТИВА

выступает мужчина, который жестоко испытывает свою паству, например, застав­ляет ее 40 лет скитаться по пустыне.

• Апофеоз

Герой по-новому и в более широкой перспективе может видеть реальность. Это делает его готовым к самопожертвованию.

• Высший дар

Теперь герой готов получить то, что было предназначено именно ему, — пред­мет, знание и т. д., с помощью которых он спасет мир и сделает его лучше.

3. Возвращение

«Возвращение» объединяет все функции, касающиеся прибытия домой; ге­рой возвращается, вооруженный знаниями, которые он приобрел в странствиях и сражениях.

• Отказ от возвращения

Герой нашел счастье и просветление в другом мире. Поэтому ему не хочется возвращаться на то несчастное место, откуда он прибыл.

• Волшебное бегство

До возвращения в реальный мир героя преследуют злодеи.

• Спасение извне

Герой спасен с помощью сил обычного мира.

• Возвращение в реальный мир
Герой вернулся в реальный мир.

• Хозяин двух миров

Став мудрее, вооруженный волшебным средством, герой может действовать одинаково хорошо и в мифическом, и в реальном мире.

• Свобода жить

Герой подносит подарок людям — и «в галактике воцаряется порядок». Герой победил, но триумф варьируется в различных нарративах. В «Илиаде» победа материализуется — враг разбит. В «Одиссее» герой побеждает, потому что смог добраться домой. Люк Скайуокер уничтожает силы зла и восстанавливает демо­кратию во всей Вселенной. Победа Золушки в том, что она выходит замуж, и этот семейный триумф становится хеппи-эндом всех мыльных сериалов и любовных романов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: