Тест для диагностики коммуникативных и организаторских способностей (КОС)

Автор Б.А. Федорищин

Т.А. Ратанова Н.Ф., Шляхта. Психодиагностические методы изучения личности. Москва МПСИ 2000

Тест-опросник позволяют обнаружить коммуникативные способ­ности, изучить склонность к орга­низаторской деятельности, самокритичность, общительность.

Тест используется как для диагностики подростков, так и взрослых.

Используется в работе школьного психолога, при профконсультировании.

Данный опросник выявляет способности, нужные в ра­боте будущего педагога — учителя, воспитателя и вообще в про­фессии типа «человек—человек». Он оказался и весьма полезным для выяснения школьников-лидеров.

■ 20 вопросов позволяют обнаружить коммуникативные способ­ности: стремится ли абитуриент или ученик к общению, что он предпочитает — одиночество или круг друзей, быстро ли адаптируется в новом коллективе: как устанавливает контакты с незнакомыми людьми.

■ 20 вопросов (с 20 по 40) позволяют изучить склонность к орга­низаторской деятельности, самокритичность, общительность.

Для проведения исследования необходимо подготовить опросник КОС и лист ответов. Исследование может проводится как индивидуально, так и в группе. Испытуемым раздают бланки и зачитывают инструкцию:

«Вам нужно ответить на все предложенные вопросы. Если ваш ответ на вопрос положителен (Вы согласны), то в соответствующей клетке листа ответов поставьте знак «+», если ваш ответ отрицателен (Вы не согласны), поставьте «-»».

Ответы испытуемые дают в форме «да» или «нет», обращая внимание на первые слова вопросов.

1. Много ли у вас друзей, с которыми постоянно общаетесь?

2. Часто ли удается убедить большинство своих товарищей в правоте вашего мнения?

3. Долго ли вас беспокоит обида, причиненная кем-то из товарищей?

4. Всегда ли вам тяжело ориентироваться в создавшейся труд­ной ситуации?

5. Стремитесь ли вы к установлению новых знакомств?

6. Нравится ли заниматься общественной работой?

7. Верно ли, что вам приятнее проводить время с книгами или за каким-либо занятием, чем с людьми?

8. Если возникли препятствия в осуществлении каких-либо намерений, то легко ли вы отступаете от них?

9. Легко ли устанавливаете контакт с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?

10. Любите ли придумывать и организовывать со своими това­рищами разные игры и развлечения?

11. Трудно ли вы вовлекаетесь в новые компании?

12. Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые надо было выполнить сегодня?

13. Легко ли вам удается установить контакты с незнакомыми людьми?

14. Стремитесь ли добиваться того, чтобы товарищи действова­ли в соответствии с вашим мнением?

15. Трудно ли осваиваетесь в новом коллективе?

16. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения своих обещаний и обязанностей?

17. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и по­беседовать с новым человеком?

18. Часто ли в решении важных дел принимаете инициативу на себя?

19. Раздражают ли окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?

20. Правда ли, что обычно вы плохо ориентируетесь в незнако­мой для себя обстановке?

21. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?

22. Возникает ли у вас раздражение, если не удается закончить начатое дело?

23. Испытываете ли чувство затруднения, неудобства или стес­нения, если приходится проявить инициативу, чтобы по­знакомиться с новым человеком?

24. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

25. Любите ли участвовать в коллективных играх?

26. Часто ли проявляете инициативу при решении вопросов, за­трагивающих интересы ваших товарищей?

27. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди мало­знакомых людей?

28. Верно ли, что редко стремитесь к доказательству своей пра­воты?

29. Полагаете ли вы, что вам не доставляет особого труда внести

оживление в малознакомую компанию?

30. Стремитесь ли ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?

31. Принимаете ли участие в общественной работе в школе?

32. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято товарищами?

33. Чувствуете ли себя непринужденно, попав в незнакомую компанию?

34. Охотно ли приступаете к организации различных мероприя­тий для своих товарищей?

35. Правда ли, что вы чувствуете себя достаточно спокойно и уверенно, когда приходится выступать перед большой ауди­торией?

36. Часто ли опаздываете на деловые встречи, свидания?

37. Верно ли, что у вас много друзей?

38. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при обще­нии с малознакомыми людьми?

39. Часто ли оказываетесь в центре внимания товарищей?

40. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окру­жении большой группы своих товарищей?

Ф.И.О. Бланк ответов  
Факультет вуза или школа__ Возраст или класс_ Дата___
№ п/п Да Нет № п/п Да Нет № П/п Да Нет № п/п Да Нет
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
Коэффициент коммуникативных способностей = Коэффициент организаторских способностей =  

Для получения количественных данных используются ключи идеальных ответов на вопросы, отражающих ярко выраженные коммуникативные и организаторские способности испытуемого.

Ключи

Коммуникативные способности Организаторские способности

1+ 11- 21+ 31- 2+ 12- 22+ 32-
3- 13+ 23- 33+ 4- 14+ 24- 34+
5+ 15- 25+ 35- 6+ 16- 26+ 36-
7- 17+ 27- 37+ 8- 18+ 28- 38+
9+ 19- 29+ 39- 10+ 20- 30+ 40-

Обработка результатов

При обработке ответы, которые даны испытуемым в соответ­ствии с ключами, суммируются. Затем находится оценочный ко­эффициент коммуникативных и организаторских способностей. Оценочный коэффициент (К) коммуникативных или организа­торских способностей выражается отношением количества со­впадающих ответов с ключами по каждому разделу к числу иде­альных совпадений ответов с ключами (20>:

где К — оценочный коэффициент; X — количество совпадающих с ключом ответов.

Шкалы оценок

Коммуникативных способностей   Организаторских способностей
К   оцен-ка уровень проявления коммуникативных способностей   К   оцен­ка уровень проявления организаторских способностей
0,10—0     НИЗКИЙ   20—0     НИЗКИЙ
0,46-0     ниже среднего   55-0     ниже среднего
0,56—0     средний   66-0     средний
0,66-0     высокий   71-0     высокий
0,76—1     очень высокий   81-1     очень высокий

Оценка и интерпретация результатов

Полученные по тесту показатели могут варьировать от 0 до 1. Показатели К, близкие к 1, свидетельствуют о высоком уровне проявления коммуникативных и организаторских способностей, близкие же к 0 — о низком уровне. Оценочный коэффициент K — это первичная количественная характеристика испытуемого. Для качественной стандартизации результатов испытания применя­ются шкалы оценок, в которых тому или иному диапазону коли­чественных показателей К соответствует определенная оценка. Например, ученица X данного класса набрала по коммуникатив­ным способностям 17 баллов и16 баллов по организаторским. ' Вычислим коэффициенты этих способностей:

Теперь эти результаты необходимо сравнить со шкалами оце­нок тех и других способностей. Наша испытуемая получила оцен­ку 5 по коммуникативным способностям и 4 по организаторским. Подтвердила правильность своего выбора, самоутвердилась и за­горелась желанием еще больше совершенствоваться, добиться преодоления некоторой робости в публичных выступлениях.

А если результаты тестирования оказались невысокими, а же­лание быть учителем велико? Тест в таком случае диагностирует то, чего недостает, что надо приобретать (путем самообразования, с помощью учителя). Тест — не конечная инстанция, а помощник учителю—психологу—педагогу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: