Практикум

Определение параметров педагогического исследования. Вариант 1.

Задание 2. Определите объект и предмет исследования по теме «Народная игрушка Русского Севера как средство воспитания младших школьников».

Задание 2. Определите цель педагогического исследования, зная его:

Тему: Ориентация студентов педвузов на творчество в процессе изучения педагогики.

Объект: Процесс педагогического образования в Вузе.

Предмет: Ориентация студентов на творчество при изучении педагогики.

Задание 3. Определите задачи педагогического исследования, зная его:

Тему: Гуманистическая направленность воспитательной деятельности в современной школе.

Объект: Воспитательная деятельность в современной школе.

Предмет: Реализация гуманистической направленности воспитательной

деятельности в современной школе.

Цель: выявить и теоретически обосновать наиболее эффективные пути, способы и условия реализации воспитательной деятельности как общедидактического принципа.

Задание 4. Определите гипотезу педагогического исследования, зная его:

Тему: Педагогические условия формирования физической культуры будущего учителя в процессе его профессиональной подготовки в вузе.

Объект: процесс физического воспитания студентов в педагогическом вузе.

Предмет: педагогические условия эффективного формирования физической культуры будущего учителя в педагогическом вузе.

Цель: выявить и теоретически обосновать наиболее эффективные пути, способы и условия формирования физической культуры будущего учителя.

Задачи:

5. Провести теоретико-методологический анализ сущности физической культуры как сложного интегрального качества личности учителя.

6. Исследовать пути и способы физического воспитания студентов в практике педагогического вуза.

7. Выявить и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность реализации педагогических условий формирования физической культуры будущего учителя.

8. Разработать научно-практические рекомендации в помощь преподавателям вуза по совершенствованию процесса формирования физической культуры студентов.

Определение параметров педагогического исследования. Вариант 2

Задание 1. На основании описания степени изученности вопроса определите проблему и несколько тем педагогического исследования:

Методы активного обучения в последние годы приобретают всё большую популярность. В качестве основного источника информации о методах активного обучения преподаватели называют опыт коллег. В результате предметом внедрения оказывается не лучший опыт. У большинства педагогов на сегодня отсутствуют глубокие представления, связанные как с теорией, так технологией АМ. Проблема усложняется и недостаточной разработанностью вопроса в теоретической литературе. Всесторонне изучены вопросы активизации учебной деятельности (А.К.Маркова, Т.И.Шамова, Г.И.Щукина), обоснованы подхода к классификации методов обучения (И.Я.Лернер, М.И.Скаткин, Ю.К. Бабанский,, Б.П.Есипов, М.И. Махмутов, Н.Ф. Харламов), выявлена сущность активных методов обучения (Ю. С. Арутюнов, М. М. Бирштейн, Жуков, В. М. Ефимов. Л. Н. Иваненко, В. Ф. Комаров, А. Л. Лившиц, Втимофеевский). При этом остается малоизученным вопрос классификации активных методов обучения.

Задание 2. Определите объект и предмет исследования по теме «Формирование педагогического сознания учителя».

Задание 3. Определите цель педагогического исследования, зная его:

Тему: Педагогические условия формирования мотивации младших школьников к выполнению домашних заданий.

Объект исследования: процесс мотивации детей к выполнению домашнего задания..

Предмет исследования: педагогические условия мотивации детей к выполнению домашнего задания.

Задание 4. Определите задачи педагогического исследования, зная:

Тему: Проблема классификации активных методов обучения.

Объект исследования: активные методы как компонент процесса обучения.

Предмет исследования: классификационные основания активных методов обучения.

Цель исследования: разработать и обосновать классификацию активных методов обучения.

Задание 5. Определите гипотезу педагогического исследования, зная, что его:

Тема: Пути преодоления школьной дезадаптации учащихся начальных классов.

Объект исследования: процесс школьной дезадаптации первоклассников.

Предмет исследования: деятельность учителя по преодолению школьной дезадаптации первоклассников.

Цель исследования: теоретически изучить и апробировать практически способы преодоления школьной дезадаптации учащихся младших классов.

Задачи исследования:

4. Раскрыть сущность, уровни школьной дезадаптации как социально-педагогического явления.

5. Изучить сущность педагогического, социально-психологического и физиологического уровней школьной дезадаптации.

6. Обосновать направления деятельности учителя по преодолению школьной дезадаптации учащихся 1 класса.

7. Выявить уровни и факторы школьной дезадаптации учащихся экспериментальной группы.

Дополнительная информация

· Методы построения и обоснования теории - объяснение - использование более конкретных, в частности, эмпирических знаний для уяснения знаний более общих. Объяснение может быть:
а) структурным (например, как устроен мотор);
б) функциональным (как действует мотор);
в) причинным (почему и как он работает).

· Метод восхождения от абстрактного к конкретному. На начальном этапе познание идет от реального, предметного, конкретного к выработке абстракций, отражающих отдельные стороны изучаемого объекта. Рассекая объект, мышление как бы умерщвляет его, представляя объект расчлененным, разъятым скальпелем мысли.

Теперь необходимо решать следующую задачу: воспроизвести объект, его целостную картину в системе понятий, опираясь на выработанные на первом этапе абстрактные определения, т.е. перейти от абстрактного к конкретному, но уже воспроизведенному в мышлении или к духовно-конкретному. При этом само построение теории может быть осуществлено либо логическим, либо историческим методами, которые тесно связаны между собой.

· При историческом методе теория воспроизводит реальный процесс возникновения и развития объекта вплоть до настоящего времени,

· При логическом она ограничивается воспроизведением сторон объекта, как они существуют в предмете в развитом его состоянии. Выбор метода, естественно, не произволен, а диктуется целями исследования.

Исторический и логический методы тесно взаимосвязаны. Ведь в результате, в итоге развития сохраняется все положительное, накапливавшееся в процессе развития объекта. Не случайно организм в своем индивидуальном развитии повторяет эволюцию живого от уровня клетки до современного состояния.

Поэтому можно сказать, что логический метод есть тот же исторический, но очищенный от исторической формы. Так, учащийся начинает изучать математику с того, с чего начиналась ее история – с арифметики.

В свою очередь исторический метод дает ту же, что и логический метод, реальную картину объекта, но логический метод при этом отягощен исторической формой. В построении теории, как и идеальных объектов, важная роль принадлежит аксиоматизации - способу построения научной теории, при котором в основу его кладутся некоторые исходные положения - аксиомы или постулаты, из которых все остальные утверждения теории выводятся дедуктивно чисто логическим путем, посредством доказательства.

Как уже отмечено выше, этот метод построения теории предполагает широкое использование дедукции. Классическим образцом построения теории аксиоматическим методом может служить геометрия Евклида.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: