Наивысшие приросты тотальных размеров и физиометрических показателей детей и подростков отмечены в 1970-е гг. С 1980-х гг. регистрируется уменьшение функциональных показателей, с 90-х- снижение приростов морфологических показателей, стабилизация показателей полового созревания. В настоящее время завершена акселерация и отмечается переход к ретардации процесса роста и развития детского организма.
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, в настоящее время в физическом развитии подрастающего поколения отмечается такое явление, как «грацилизация» телосложения: уменьшение всех широтных и обхватных размеров тела, особенно поперечного и сагиттального диаметров грудной клетки, а также тазового размера.
(слайд 9). В последние 20 лет наблюдается увеличение процента школьников, имеющих дефицит массы тела: от 7 до 14% у мальчиков и от 5 до 13%- у девочек. Почти в 3 раза увеличилось в популяции количество низкорослых детей: от 0,5 до 4%. Среди школьниц увеличивается процент девушек отстающих по биологическому возрасту от календарного. Так, среди 13-14- летних девочек их 32%, среди 15-16-летних- 25%, среди15-16-летних – 22%. Сокращается число девочек с ранним проявлением менархе- до 12,5 лет (за последние 10 лет с 33 до 10%). За последние 20 лет у московских школьников уменьшились сила сжатия кисти примерно на 18-20% и ЖЕЛ- на 15%. Аналогичные результаты получены и по другим регионам страны.
|
|
Анализ физического развития детей 6 лет свидетельствует о снижении числа детей (с 82,2 до 55,6%), биологический возраст которых соответствует паспортному, и одновременном увеличении более чем в 3 раза детей с отставание в биологическом развитии.
Установлено, что чем значительнее нарушения в физическом развитии, тем более выражены и достоверны неблагоприятные изменения в иммунограммах. При гармоничном, соответствующем календарному возрасту развитии детей изменения в иммунном статусе отсутствуют или слабо выражены. При дисгармоничном статусе лишь у 36% детей отсутствуют изменения в иммунограммах, почти половина детей имеют слабовыраженные изменения, у каждого десятого отмечаются средневыраженные изменения.
(слайд 10). Существуют индивидуальный и генерализующий методы изучения физического развития. Индивидуальный метод – это исследование физического развития одних и тех же групп детей в течение периода роста и развития.
Генерализующий метод – это исследование физического развития больших групп детей в относительно короткий срок.
(слайд 11). Индивидуальная оценка физического развития детей позволяет выделить 3 группы риска
Группы риска развития заболеваний в зависимости
|
|
от уровня физического развития
Морфофункциональное состояние | Биологический уровень развития | ||
Соответствует | Опережает | Отстает | |
Гармоничное | - | ||
Дисгармоничное за счет дефицита массы тела, снижения функцио- нальных показателей | |||
Дисгармоничное за счет избытка массы тела | |||
Резко дисгармоничное за счет дефицита или избытка массы тела |
Примечание: группа риска I степени - заболевание возможно; II степени возможность заболевания значительна; III степени - возможность заболевания наибольшая.
(слайд 12). К l-й группе риска относятся дети с нарушением сроков возрастного развития при сохранении его гармоничности, а также дети, имеющие биологический возраст, соответствующий паспортному, но характеризующиеся дисгармоничностью морфологического статуса вследствие недостатка массы тела. Среди детей с нарушением сроков возрастного развития отклонения в здоровье отмечаются в 1/3 случаев, при дефиците массы тела - в половине. Доминирующими являются заболевания носоглотки. Дети этой группы нуждаются в консультации специалистов (оториноларинголог, эндокринолог) и проведении соответствующих оздоровительных мероприятий.
Во 2-ю группу риска входят дети с нарушением сроков возрастного развития, сочетающимся с дисгармоничностью морфофункционального состояния, а также дети с соответствием биологического возраста паспортному, но имеющие дисгармоничность развития вследствие избытка массы тела. У значительной части детей с дефицитом массы тела обнаруживаются хронические заболевания: тонзиллит, ревматизм, хроническая пневмония и др.; функциональные отклонения астенический синдром, нарушения опорно-двигательного аппарата и др. У детей с избытком массы тела нарушения здоровья отмечены в 90% случаев (различные функциональные отклонения, начальные формы ожирения и др.). Эти дети нуждаются в углубленном обследовании и диспансерном наблюдении.
К 3-й группе риска отнесены все дети, имеющие резкую дисгармоничность физического развития как при соответствии биологического уровня развития паспортному возрасту, так и при его нарушении. Практически все дети этой группы имеют хронические заболевания разной этиологии и нуждаются в амбулаторном или стационарном лечении.
Эти данные свидетельствуют о том, что физическое развитие служит важным показателем здоровья детей и подростков.
Уровень биологического развития и состояние здоровья ребенка определяют готовность его к выполнению биологических и социальных функций, работоспособность, успеваемость.
Физическое развитие следует рассматривать и как процесс развития, и как соматическое состояние. Именно поэтому, проводя оценку физического развития, необходимо учитывать уровень биологической зрелости и гармоничность морфофункционального статуса детей.