Физическое развитие детей на современном этапе

Наивысшие приросты тотальных размеров и физиометрических показателей детей и подростков отмечены в 1970-е гг. С 1980-х гг. регистрируется уменьшение функциональных показателей, с 90-х- снижение приростов морфологических показателей, стабилизация показателей полового созревания. В настоящее время завершена акселерация и отмечается переход к ретардации процесса роста и развития детского организма.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, в настоящее время в физическом развитии подрастающего поколения отмечается такое явление, как «грацилизация» телосложения: уменьшение всех широтных и обхватных размеров тела, особенно поперечного и сагиттального диаметров грудной клетки, а также тазового размера.

(слайд 9). В последние 20 лет наблюдается увеличение процента школьников, имеющих дефицит массы тела: от 7 до 14% у мальчиков и от 5 до 13%- у девочек. Почти в 3 раза увеличилось в популяции количество низкорослых детей: от 0,5 до 4%. Среди школьниц увеличивается процент девушек отстающих по биологическому возрасту от календарного. Так, среди 13-14- летних девочек их 32%, среди 15-16-летних- 25%, среди15-16-летних – 22%. Сокращается число девочек с ранним проявлением менархе- до 12,5 лет (за последние 10 лет с 33 до 10%). За последние 20 лет у московских школьников уменьшились сила сжатия кисти примерно на 18-20% и ЖЕЛ- на 15%. Аналогичные результаты получены и по другим регионам страны.

Анализ физического развития детей 6 лет свидетельствует о снижении числа детей (с 82,2 до 55,6%), биологический возраст которых соответствует паспортному, и одновременном увеличении более чем в 3 раза детей с отставание в биологическом развитии.

Установлено, что чем значительнее нарушения в физическом развитии, тем более выражены и достоверны неблагоприятные изменения в иммунограммах. При гармоничном, соответствующем календарному возрасту развитии детей изменения в иммунном статусе отсутствуют или слабо выражены. При дисгармоничном статусе лишь у 36% детей отсутствуют изменения в иммунограммах, почти половина детей имеют слабовыраженные изменения, у каждого десятого отмечаются средневыраженные изменения.

(слайд 10). Существуют индивидуальный и генерализующий методы изучения физического развития. Индивидуальный метод – это исследование физического развития одних и тех же групп детей в течение периода роста и развития.

Генерализующий метод – это исследование физического развития больших групп детей в относительно короткий срок.

(слайд 11). Индивидуальная оценка физического развития детей позволяет выделить 3 группы риска

Группы риска развития заболеваний в зависимости

от уровня физического развития

Морфофункциональное состояние Биологический уровень развития
Соответствует Опережает Отстает
Гармоничное -    
Дисгармоничное за счет дефицита массы тела, снижения функцио- нальных показателей      
Дисгармоничное за счет избытка массы тела      
Резко дисгармоничное за счет дефицита или избытка массы тела      

Примечание: группа риска I степени - заболевание возможно; II степени ­возможность заболевания значительна; III степени - возможность заболева­ния наибольшая.

(слайд 12). К l-й группе риска относятся дети с нарушением сроков возраст­ного развития при сохранении его гармоничности, а также дети, имеющие биологический возраст, соответствующий паспортному, но характеризующиеся дисгармоничностью морфологического статуса вследствие недостатка массы тела. Среди детей с нарушением сроков возрастного развития отклонения в здоровье отмечаются в 1/3 случаев, при дефиците массы тела - в половине. Доминирующими являются заболевания носоглотки. Дети этой группы нуждаются в консульта­ции специалистов (оториноларинголог, эндокринолог) и проведении соответствующих оздоровительных мероприятий.

Во 2-ю группу риска входят дети с нарушением сроков возрастного развития, сочетающимся с дисгармоничностью морфофункциональ­ного состояния, а также дети с соответствием биологического возрас­та паспортному, но имеющие дисгармоничность развития вследствие избытка массы тела. У значительной части детей с дефицитом массы тела обнаруживаются хронические заболевания: тонзиллит, ревма­тизм, хроническая пневмония и др.; функциональные отклонения ­астенический синдром, нарушения опорно-двигательного аппарата и др. У детей с избытком массы тела нарушения здоровья отмечены в 90% случаев (различные функциональные отклонения, начальные формы ожирения и др.). Эти дети нуждаются в углубленном обследовании и диспансерном наблюдении.

К 3-й группе риска отнесены все дети, имеющие резкую дисгармоничность физического развития как при соответствии биологического уровня развития паспортному возрасту, так и при его нарушении. Практически все дети этой группы имеют хронические заболевания разной этиологии и нуждаются в амбулаторном или стационарном лечении.

Эти данные свидетельствуют о том, что физическое развитие служит важным показателем здоровья детей и подростков.

Уровень биологического развития и состояние здоровья ребенка определяют готовность его к выполнению биологических и социаль­ных функций, работоспособность, успеваемость.

Физическое развитие следует рассматривать и как процесс развития, и как соматическое состояние. Именно поэтому, проводя оценку физического развития, необходимо учитывать уровень биологической зрелости и гармоничность морфофункционального статуса детей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: