Что же такое здоровье?

(слайд 13). В 1948 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет его как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений». Это определение точно характеризует здоровье, но не полностью отражает функциональное состояние организма. Наиболее часто гигиенисты пользуются следующим определением: «Здоровье - такое состояние организма человека, когда функции его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие- либо болезненные изменения». Это определение характеризует также и степень приспособленности организма к определенным условиям биологической и социальной среды.

Академик РАМН Ю.Е. Вельтищев дает более развернутое определение здоровья: «Здоровье - это состояние жизнедеятельности, соответствующее биологическому возрасту ребенка, гармоничного единства, физических и интеллектуальных характеристик, формирования адаптационных и компенсаторных реакций в процессе роста».

По определению Царегородцева здоровье – это «состояние оптимального функционирования организма, позволяющее ему наилучшим образом выполнять свои видоспецифические социальные функции».

Здоровье индивидуума в любом случае следует трактовать как динамический процесс и как категорию социальную, а для характеристики здоровья необходимо иметь широкий круг показателей, отражающих развитие как биологических, так и социальных функций растущего организма.

(слайд 14). С.М. ГРОМБАХ (1973г.) предложил для оценки здоровья использовать 4 критерия:

- наличие или отсутствие на момент обследования хронических заболеваний,

- уровень достигнутого физического, нервно-психического развития и степень его гармоничности,

- уровень функционирования основных систем организма,

- степень сопротивляемости организма неблагоприятным факторам.

НИИ гигиены детей и подростков разработал «Методические рекомендации по комплексной оценке состояния здоровья детей и подростков при массовых врачебных осмотрах», утвержденные МЗ СССР (1982 г.).

Институтом гигиены и охраны здоровья детей и подростков научного центра здоровья детей РАМН обоснована современная схема комплексной оценки состояния здоровья детей и подростков (отнесение детей к соответствующей группе здоровья).

(слайд 15). В зависимости от состояния здоровья, дети могут быть отнесены к сле­дующим группам:

• к I группе здоровья относятся здоровые дети, имеющие нормаль­ное физическое и психическое развитие, не имеющие анатоми­ческих дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений;

• ко II группе здоровья относятся дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения, реконвалесценты, осо­бенно перенесшие тяжелые и средней тяжести инфекционные заболевания; дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), дети с дефицитом массы тела или избыточной массой тела, дети, часто или длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями; дети с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохран­ности соответствующих функций;

• к III группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обост­рениями, с сохраненными или компенсированными функциональ­ными возможностями, при отсутствии осложнений основного забо­левания; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций; степень компенсации не должна ограничивать возможность обуче­ния или труда ребенка, в том числе подросткового возраста;

(слайд 16)

• к IV группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными и компенсированными функциональными возможностями и неполной компенсацией функциональных возможностей; с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но с ограниченными функциональными возможностями; дети с высокой вероятностью осложнений основного заболевания; дети, у которых основное заболевание требует поддерживающей терапии; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций неполной компенсацией соответствующих функций, что в определенной мере ограничивает возможность обучения или труда, ребенка;

• к V группе здоровья относятся дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, с частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличием осложнений основного заболевания, требующими постоянной терапии; дети-инвалиды; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.

(слайд 17). Распределение детей по группам здоровья широко используется в педиатрии, но оно более приемлемо для одномоментной оценки состояния здоровья детей в коллективе. Распределение детей по группам здоровья очень важно для:

• характеристики здоровья детской популяции, получения статистических показателей здоровья и численности групп;

• сравнительных сопоставлений в пространстве и времени, на разных территориях;

• оценки эффективности лечебно-профилактической работы детских медицинских учреждений и отдельных врачей;

• выявления и сравнения эффекта факторов риска, влияющих на, коллективное здоровье детей;

• определения потребности в специализированных службах и кадрах.

Распределение детей на группы здоровья позволяет дать общую характеристику состояния здоровья детских контингентов. Прин­ципиально важным в гигиеническом отношении является выделение II группы, т.е. лиц, числящихся здоровыми, но имеющих те или иные функциональные отклонения, препятствующие им в той или иной мере осуществлять свои социальные функции.

Наблюдая за детьми, педиатр отмечает динамику состояния здоровья с изменением группы здоровья или без него; чаще отмечается так называемая внутригрупповая динамика, т.е. без изменения группы здоровья, причем положительная динамика гораздо более замедленна, чем отрицательная, так как хроническая форма формируется с симптомами субкомпенсации сразу же после острого. Для комплексной оценки состояния здоровья необходимо не только охарактеризовать уровень здоровья, но и выявить ранние отклонения, еще не ставшие заболеваниями.

(слайд 18). Дети, отнесенные к различным группам здоровья, нуждающиеся в дифференцированном подходе при разработке комплекса лечебно-профилактических мероприятий. Для 1 группы здоровья организуется учебная, трудовая и спортивная деятельность без каких - либо ограничений в соответствии с существующими программами учебно-воспитательного процесса. Педиатр или подростковый врач в плановые сроки проводит их профилактический осмотр, при этом врачебные назначения состоят из обычных оздоровительных мероприятий, которые оказывают тренирующее воздействие на организм. Дети 2 группы (ее часть называют ГРУППОЙ РИСКА) требуют более пристального внимания врачей. Данный контингент нуждается в комплексе оздоровительных мероприятий, своевременное проведение которых обладает наибольшей эффективностью в предупреждении развития хронической патологии. Дети, отнесенные к 3, 4, 5 группам здоровья находятся на диспансерном наблюдении у врачей разных специальностей в соответствии с существующими установками по диспансеризации детского населения. Больные получают лечебную и профилактическую помощь в зависимости от формы патологии и степени компенсации. В детских и подростковых учреждениях для них создается щадящий режим дня, удлиняется продолжительность отдыха и ночного сна. Ограничивается объем и интенсивность учебных и физических нагрузок. При наличии хронических заболеваний или врожденных патологий детей направляют в специальные учреждения, где, с учетом особенностей патологии целенаправленно проводится лечение и воспитание. При этом врач должен изучить организацию диспансеризации, полноту охвата детей и подростков профилактическими осмотрами в установленные сроки педиатрами, подростковыми врачами и специалистами, раннее выявление морфофункциональных отклонений и начальных форм патологии; внедрение в практику здравоохранения скрининг-тестов (в соответствии с Приказом МЗ РФ от 30.06.92 г.), организацию лечебно- оздоровительных работ с детьми группы риска как в условиях поликлиники, так и в детских дошкольных учреждениях, школах и др. учебных заведениях.

(слайд 19). Здоровье детского населения складывается из здоровья индивидуу­мов, но оно как совокупность обладает новыми признаками и качества­ми, которые являются предметом изучения как специалистов в области социальной гигиены, так и врачей по гигиене детей и подростков. Здоровье населения рассматривается как общественное здоровье.

Для характеристики общественного здоровья используют показатели медико-демографические (рождаемость, смертность, средняя продолжительность предстоящей жизни), физического развития различных возрастно-половых групп, медико-статистические показатели забо­леваемости (общая, инфекционная, неинфекционная, по отдельным видам заболеваний, с временной утратой трудоспособности, «госпитализированная»), а также данные об инвалидизации детей.

Наиболее часто в практической деятельности динамика состояния здоровья детского населения оценивается по заболеваемости как объ­ективному массовому явлению возникновения болезней и распро­странения патологии среди различных групп населения. По медико-статисти­ческим показателям может быть выделена заболеваемость общая, инфекционная и неинфекционная по отдельным нозологическим формам, временной утрате трудоспособности, обращаемости, частоте госпитализации.

Детское население подлежит обязательным профилактическим углубленным медицинским осмотрам, которые также позволяют получить данные о заболеваемости детей и подростков.

(слайд 20). Для характе­ристики состояния здоровья детских контингентов дополнительно применяют следующие показатели.

Индекс здоровья - удельный вес детей, не болевших в течение года, среди всех обследованных (в %).

Патологическая пораженность – частота хронических заболеваний, функциональных отклонений (в ‰).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: