Фактор трудовых ресурсов

доказывает влияние на размещение двояким образом; через издержки на труд и уровень производительности труда. Места, где по уровню зар.платы и производительности труда имеются самые низкие издержки на рабочую силу, Вебер назвал «рабочими пунктами».

Экономическим выражением издержек на труд служит заработная плата, которая различается по регионам.

Трудовые навыки квалификационный уровень работников складываются под влиянием множества факторов, в том числе и особенностей предыдущего развития региона, наличие в определенном месте достаточного количества работников, обладающих такими навыка делает это место привлекательным для размещения в нем технических предприятий.'

В зависимости от степени влияния на формирование совокупных затрат стоимости трудовых ресурсов либо затрат на транспортировку можно выделить два типа производств: транспортно ориентированные и трудоориентированные, т.е. такие, в совокупных затратах на размещение которых преобладают либо транспортные затраты, либо затраты на труд.

В случае, если и транспортные и трудовые затраты при разных вариантах размещения оказываются одинаковыми или несущественными, определяющими становятся агломерационные или дегламерационные факторы, в основе которых лежит такое явление, как экономия от масштабов производства.

Агломерационные факторы связаны с получением дополнительной экономии на затратах при совместном размещении в одном пункте различных производств, которая возникает за счет взаимодействия производств различного типа, близости к сервисным отраслям, улучшения доступа к рынку, экономии на масштабе, экономии на стоимости услуг обслуживающих и вспомогательных производств.

Размещение предприятия в том или ином месте характеризуется различным соотношением внутренней и внешней экономии на затратах.

Внутренняя экономия - это экономия от удешевления каждой единицы продукции, используемая внутри самой фирмы, внешняя экономия - это такая экономия, когда расширение производства продукции в одной фирме приносит выгоды, часть которых достается другим предприятиям.

В условиях сложной современной экономики внешняя экономия становится все более существенным фактором размещения производства, поскольку выгоды от размещения предприятия в том месте, где оно сможет реализовать внешнюю экономию, могут существенно перекрыть экономию затрат, возникающую в месте добычи сырья или непосредственно у рынка сбыта.

Совокупную агломерационную экономию можно разделить натри части:

• экономию от масштаба производства,

• локализационную,

• урбанизационную и межотраслевую экономию.

Экономия от масштаба производства означает повышение рен­табельности, связанное с выбором оптимального для данного пункта размещения размера производства, за счет чего снижаются издержки производства на единицу продукции. Экономия от масштаба является внутренней экономией, поскольку весь ее эффект достается фирме.

Локализационной, или экономией, связанной с местом расположения, называется такая экономия, которая получается в результате концентрации предприятий одной отрасли в одном пункте.

Межотраслевая и урбанизационная экономия возникают в результате концентрации в одном пункте предприятий различных типов.

Два последних типа экономии относятся к внешним, совокупная экономия, возникающая вследствие взаимодействия, в этом случае распространяется на все или на часть предприятий, расположенных в данном месте.

Существуют различные пути обеспечения внутренней экономии при выборе места размещения. Она может быть достигнута в результате диверсификации производства; укрупнение производства на предприятиях, выпускающих различные виды продукции, обеспечивает экономию постольку, поскольку такие предприятия могут менять ассортимент продукции в зависимости от колебания спроса и цен. В этом случае оптимальные общие размеры производства могут быть значительно большими, чем на предприятиях, вырабатывающих лишь один вид продукции. Внутренняя экономия может быть реализована за счет рационального сочетания функций, которые выполняет фирма: собственно производство, управление, сбыт продукции и финансовая деятельность. Минимальные ср.дние издержки производства по каждой функции могут достигаться при различных размерах производства, что позволяет сосредоточивать или распределять в пространстве предприятия, выполняющие те или иные функции.

Одним из главных факторов, обеспечивающих фирме локализационную экономию, является наличие в данном месте значительных ресурсов рабочей силы требуемой квалификации. К другим факторам внешней экономии относятся:

возможность использования побочных продуктов с предприятий отрасли;

организация научно-исследовательских и лабораторных центров;

сокращение затрат на сырье в связи с массовым его использованием;

возможность углубления специализации производства и его кооперирования.

Внешняя межотраслевая экономия образуется за счет снижения издержек производства в случае концентрации в одном пункте предприятий разных отраслей. Она возникает за счет:

улучшения транспортного обслуживания:

наличия более емкого и гибкого рынка рабочей силы;

улучшения условий коммерческого и финансового обслуживания.

Все эти факторы могут привести к урбанизационной экономи - снижению средних издержек фирмы (при том же объеме произ водства), если предприятие расположено в более крупном населенном пункте.

На решение фирмы разместить предприятие в крупном центр может повлиять наличие в нем различного рода культурных общественных организаций, привлекающих население, что также может создать дополнительную экономию за счет того, что фирм получает доступ к более развитому рынку труда, информационных ресурсов.

С другой стороны, при увеличении концентрации произвол ства в данном конкретном пункте размещения может возникнут дегламерационный эффект, или отрицательная экономия, кото рая может быть вызвана: увеличением транспортных затрат на доставку сырья в связи использованием более отдаленных источников;

повышением производственных затрат на добычу местной сырья;

ростом цен на земельные участки;

более высоким уровнем заработной платы в результате лучше! профессиональной организованности в крупных центрах.

В целом при транспортной ориентации процесс агломерации зависит от условий, внутренне присущих самой промышленности (индекса экономии от агломерации и ориентации на сырье) и от условий среды (тарифные ставки на перевозку грузов и числа производств, расположенных на территории агломерации).

Высокие показатели экономии от агломерации и низкие показатели материалоориентированности отрасли и транспортных тарифов ведут к усилению агломерационных процессов, а обратные условия подавляют их.

Экономическая инфраструктура как фактор размещения про­изводства. Инфраструктура является одним из факторов размещения производства, позволяющих получать агломерационные эффекты. Однако влияние этого фактора на размещение производства, развитие региона, его инвестиционную привлекательность настолько велико, что он заслуживает отдельного рассмотрения.

В экономическую литературу термин был введен американским ученым П. Розенштейном-Роданом, определившим; инфраструктуру как комплекс общих условий, обеспечивающих благоприятное развитие частного предпринимательства в основных отраслях экономики и удовлетворяющих потребности всего населения. Он выделил два вида инфраструктуры: хозяйственную (или производственную) и социальную.

В наиболее общем понимании инфраструктура как категория региональной экономики есть сочетание действующих сооружений, зданий, систем и институтов, которые необходимы для нормального функционирования как производства, так и для жизни населения определенной территории. \ В совокупности элементы инфраструктуры отражают степень освоенности (обустройства) данной территории и по своему назначению делятся на две группы:

•/социальная инфраструктура - элементы, связанные с обслуживанием населения и составляющие материальную базу таких сфер, как здравоохранение, просвещение, культура, отдых, спорт, общественная безопасность, различные виды общественных услуг, розничная торговля и т. д.;

• производственная инфраструктура - элементы, связанные
преимущественно с производством, хотя они частично и обслуживают
население, представленные такими отраслями, как транспорт, связь,
электроэнергетика, оптовая торговля, система водоснабжения и канализации,
складское хозяйство, очистные сооружения, гостиничное хозяйство,
банковское и страховое обслуживание, наука, информация, деловой сервис и
т. д.

Общим для обеих групп является то, что они имеют вспомогательное, обслуживающее значение, причем их функции являются межотраслевыми.

В экономическом смысле инфраструктура обладает тремя важными характеристиками;

• все составляющие ее отрасли не создают материальных продуктов, а
предоставляют услуги производственного и непроизводственного
характера, поэтому затраты на создание инфра
структуры (весьма существенные) могут окупиться лишь после
того, как начнут давать продукцию возникающие благодаря ей
производственные отрасли;

• современное производство не может развиваться в данном
конкретном районе, если он предварительно не обустроен, т.е.
создание инфрас груктуры должно опережать хозяйственное освоение
территории;

• уровень развития инфраструктуры определяет в каждый дан ный момент возможности экономического развития региона.

Каждый элемент инфраструктуры более или менее четко поддается количественному учету (мощность, пропускная способность и т.д.). Емкость размещения любого района или центра, т.е. его способность принять новые отрасли и предприятия без существенных сопряженных затрат, определяется наряду с такими факторами, как трудовые и природные ресурсы, именно резервом мощностей инфраструктуры. Опережающее развитие инфра­структуры и ее свободные мощности способствуют привлечению частных предприятий в регион и, следовательно, его развитию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: