Перерастание энергетических и транспортных проблем Каспия в военно-техническое противоборство

Каспийский регион в постсоветское время, особенно в последнее десятилетие стал объектом активной политической деятельности многих государств и международных организаций. Это связано и с открытием новых месторождений углеводородного сырья, и вводом в эксплуатацию новых трубопроводных маршрутов и открытием новых транспортных коридоров TRACECA (Transport Corridor Europe-Caucasus-Asia) и «Север - Юг» и близостью замороженных конфликтов Кавказа, и стремлением США, ЕС, НАТО, Ирана и Турции расширить свое политическое и экономическое и военно-техническое присутствие в этом стратегически важном регионе, а также стремлением ГУАМ и Польши «насолить России» и направить энергетические потоки по своей территории, минуя Россию.

Энергетическая кладовая Каспия - пасынок для России.

На Каспии открыто 20 нефтегазовых месторождений и выявлено более 250 перспективных нефтеносных участков, правда, но экспертным оценкам вероятность обнаружения в них нефти в коммерческих количествах оценивается в 15-20%. Поэтому сроки разведки всех месторождений региона будут зависеть от перспективных цен на углеводороды в ближайшие десятилетия. Прогнозные ресурсы месторождений нефти ориентировочно составляют 24- 26 млрд. тонн[13]. Если сравнивать с мировыми запасами нефти от 270 до 400 млрд. тонн., то запасы Каспия могут составить около 10%. Прогнозные запасы природного газа составляют около 8300 млрд. кубических метров. Многочисленные прогнозы и экспертизы дают противоречивые оценки энергетических запасов. По мнению российских экспертов, оценки разведанных запасов нефти и газа Каспия западными специалистами в несколько раз превышают российские оценки. Особенно это касается запасов углеводородов в азербайджанском секторе Каспия. Примером тому по американским оценкам ресурсы Азербайджана в 4 раза превышают российские оценочные показатели по нефти и газу. Понятно, что прикаспийские государства преувеличивают свои запасы для привлечения зарубежных инвесторов, а для геополитических соперников России это выгодно, поскольку позволяет формировать политику каспийских государств.

Несмотря ни на что, Каспий называют – вторым Персидским заливом, но с проблемами политического, экономического, правового характера. Однако чтобы более полно представить ситуацию, необходимо напомнить, что добыч нефти на Каспии, сопоставима с общей добычей Ирака и Кувейта, но намного меньше добычи всех стран-экспортеров нефти (ОПЕК). Ожидается, что объем добычи, в 2015 году достигнет 4 миллионов баррелей в день. Для сравнения: страны ОПЕК в 2006 году добыли 45 миллионов баррелей.

Понятно, что вести добычу на шельфе значительно труднее, чем на суше, но в мире уже сейчас около 30% нефти добывается с морского дна. На месторождения Каспийского шельфа приходится примерно 30-40% разведанных в регионе топливных ресурсов. При этом на долю газа, в перерасчете на нефтяной эквивалент приходится около 30%.

Российские компании, с учетом того, что Россия владеет примерно пятой частью каспийского морского дна, контролируют скромные 10% нефти и примерно 8% газа. Самые крупные месторождения нефти, как и три самых крупных нефтяных проекта, находятся в Казахстане и Азербайджане, а именно месторождения Тенгиз и Карачаганак в Казахстане и месторождение Азери-Чираг-Гюнешли (подводное) в Азербайджане. В каждом проекте участвуют основные западные нефтяные компании в качестве акционеров. Потенциальные запасы нефти Туркмении в прибрежной зоне на Каспийском море еще не исследованы и не могут разрабатываться из-за споров между Туркменией, Азербайджаном и Ираном по поводу разграничения южной части моря.

На сегодняшний день наибольшую активность из стран Каспия в разведочных и эксплуатационных работах на своих нефтяных месторождениях проявляют Азербайджан и Казахстан. Предполагается,что к 2012 году на первое место по объему добычи нефти займет Казахстан – примерно 55%, на втором месте окажется Азербайджан с 32 %, а на Российскую Федерацию и Туркменистан суммарно придется около 13%. Неудивительно, что Вашингтон, при реализации так называемой «хьюстонской инициативы» Буша – Назарбаева, намерен инвестировать в сырьевую отрасль Казахстана в течение 10 лет огромную сумму – 200 млрд.долларов[14].

Активность заморских компаний, которым приходится решать массу проблем географического, политического, технического характера, чтобы занять какие - нибудь позиции на Каспии, на фоне благодушия российских компаний, которые без боя и сожаления, пассивно отдают лакомые куски нефтегазовых месторождений, беспрецедентна. Создается впечатление, что российская нынешняя нефтегазовая элита, увлекшись «распилом» доставшемуся ей от СССР нефтяного пирога, продолжает зарабатывать «легкие деньги» на «легкой классической нефти и газе», совершенно не заботясь о национальных интересах России. Конечно, это значительно проще, договориться по «понятиям» внутри России о разделе сфер влияния, чем вступать в жесткую конкурентную борьбу с сильным, грамотным, нефтяным или газовым американским, арабским, английским гигантом, от которого можно и пинок получить. Из множества российских нефтяных и газовых компаний только «ЛУКОЙЛ» (LUKoil) появился на Каспии, который за последние десять лет инвестировал только в Казахстан более 1.5млрд. $. Компания владеет 15% в проекте Карачаганак, 50% в проекте Кумколь, работает в проекте «Достык». Сильны позиция «ЛУКОЙЛА» в Азербайджане. На равных с западными партнерами «ЛУКОЙЛ» разрабатывает Азери - Чираг - Гюнешли (владеет 10%), 5% владеет в месторождении Шах – Девиз. За последние четыре года «ЛУКОЙЛ» (LUKoil) и Газпром совместно стали разрабатывать новые месторождения Хвалынское, Ракушечное, и им Ю.Корчагина, где к 2020 году намеренны довести добычу нефти до 50млн. тонн, газа до 20млрд.куб.м.

Каспий не самый крупный источник нефти и газа в России, вдобавок их добыча с морского дна затруднена, а правовые основание достаточно неопределенны. Для России, как бы не привлекальны были каспийские энергетические возможности, но они по большому счету, к сожалению, не входят в перечень приоритетных первоочередных стратегических задач энергетического развития страны. На первых местах находятся Северно-Европейский проект и увеличение мощности Балтийской трубопроводной системы, создание сети магистралей Восточной Сибири Дальнего Востока, обеспечение увеличения добычи и экспорта нефти из регионов Крайнего Севера на шельфе Арктических морей. Именно эти вопросы являются ключевыми в реализации Энергетической стратегии РФ до 2020 года. Хотя крупнейшие энергетические компании России: Газпром и «ЛУКОЙЛ» три года назад, в 2004году, приняли решение совместно разрабатывать нефтегазовую структуру «Центральная», но это не означает, что Каспийское направление для России стало более весомо.

Важнейшие рынки для России западно и центрально – европейские остаются рынками, где Российская нефть не смешивается с «каспийской». Независимая нефть Каспия, доставляемая нынешними трубопроводами для европейского покупателя, остается успокоительным направлением. В перспективных поставка нефти и газа на рынки Китая, Японии и США, каспийская нефть и газ также не будут присутствовать, правда несколько пройдется потесниться с Казахстаном, но не в стратегических направлениях. Каспийская нефть и газ для России рассматриваются больше не в стратегическом плане, а в региональном (оперативным) плане. В отличие от стран СНГ каспийского региона и Южного Кавказа, для которых каспийская нефть и газ стратегически важны и перспективны. Это вопрос жизненно важности для Грузии, Армении (при улучшении отношений с Баку) и Турции стратегической важности для США и Европы, но странным образом не важны пока для ведущих российских нефтяных и газовых компаний.

В российских национальных интересах Каспий должен трансформироваться из пасынка для России в ее любимое детище. Деятельность «ЛУКОЙЛ» демонстрирует, что позиции России на Каспии можно не только сохранять, но и наращивать. Стратегическая заинтересованность России в разработке новых месторождений на Каспии, совпадает с национальными интересами по развитию устойчивых, дружественных интересов с государствами Южного Кавказа – Азербайджаном. Арменией, Грузией и с каспийскими государствами Средней Азии - Казахстаном и Туркменистаном.

Проблемы раздела Каспия.

Появление на карте Каспия в конце 20 века вместо двух государств: СССР и Ирана – пяти независимых государств (России, Казахстана, Туркменистана, Азербайджана и Ирана) вынесло на первый план проблему – статуса Каспийского моря. До развала СССР правовой режим определялся двумя договорами между ССР и Ираном. Договором между РСФСР и Персией в 1921 года. И Договором о торговле и мореплававании между СССР и Ираном 1940 года, поэтому и был закреплении статус «закрытого моря» для судов других государств. С начала 90-х годов Российская Федерация, Республика Казахстан, Республика Туркменистан, Азербайджанская Республика, и Исламской Республика Иран вступили в переговорный процесс по статусу Каспия, но до настоящего времени находятся в тупике из – за разных подходов по разделению Каспия на национальные зоны и способов дальнейшего разграничения.

На сегодняшний день соглашение о разграничении морского дна подписано тремя государствами - Россией, Казахстаном и Азербайджаном. При заключении этими странами трехстороннего соглашения в мае 2003 года было разделено 64 % акватории Каспийского моря. В соответствии с ним Казахстану принадлежит 27%, России -19%, а Азербайджан получил контроль над 18 %. Участники северного соглашения готовы отдать Тегерану только ту часть акватории, которая ему принадлежала ранее до развала СССР. Сейчас Ирану принадлежит 14% шельфа Каспия. Но Тегеран претендует на 20% каспийской акватории и настаивает на переносе границы севернее на 80 км от так называемой линии Астара – Иранская – Гасан – Кули (Туркмения), по которой прежде проходила граница СССР. В таком случае Иран будет претендовать на нефтяные месторождения Алов, Араз, Шарг, ныне осваемые по соглашению с Азербайджаном международным консорциумом.

В последнее время Иран получил поддержку со стороны Туркмении, которую проигнорировали три страны северной коалиции, при заключении сепаратного соглашения. Туркмения оспаривает право у Азербайджана на месторождение Шарг (в официальных документах Ашхабада он имеет туркменское название Алтын – Асыр) и на месторождения Чираг и Азери (по турменски называемые – Осман и Хазар). Одновременно Туркмения выступает и против иранского предложения, опасаясь иранских требований на свои запасы газа.

На сегодняшний день позиции прикаспийских стран различны по многим вопросам. Россия и Казахстан выступают против раздела водной поверхности для осуществления свободы судоходства и рыболовства, не согласны с демилитаризацией моря из-за политической не стабильности соседних регионах (Южного Кавказа, Ирака, Афганистана, вокруг Ирана). Особо жесткую позицию против прокладки трубопроводов по дну Каспийского моря имеют Россия и Казахстан, обоснованную тем, что северная (российская и казахская) части Каспийского побережья находятся в зоне 7-9 бальной сотрясаемости. Учитывая то, что большая часть промышленной, транспортной инфраструктуры и системы жизнеобеспечения большей части Калмыкии, Астраханской области РФ, Гурьевской области Казахстана, находящихся в прибрежных зонах не рассчитаны на условия повышенной сейсмичности.

Позиция Азербайджана, хотя и близка к позиции России и Казахстана по разделу морского дна, предлагает разграничить водное и воздушное пространство, над которым установить режим национального суверенитета, одновременно считает, что прокладка трубопроводов по дну моря находится исключительно в ведении страны, по дну которого он проложен. Россия, Казахстан и Азербайджан предлагают делить дно пропорционально пограничной зоне, но не делить водную поверхность.

Иран предлагает разделить Каспий из расчета по 20% каждой из пяти стран каспийского региона. Использовать Каспий на общих началах, по принципу кондоминиума и создания Организации прибрежных государств, которая бы занималась освоением ресурсов и равным распределением прибыли.

Туркмения занимает промежуточную позицию, поддерживает Иран о разделе Каспия на равные участки по 20% каждой прикаспийской стране и предлагает полнопрофильное разделение Каспия с использованием методики широтного метода. Соглашаясь с разделом морского дна, Ашхабад предлагает установить 15-и мильную прибрежные зоны под национальный суверенитет и 35 –и мильную рыболовную зону.

Проблема раздела Каспия сейчас зависит от того найдут ли общий язык Баку и Тегеран с новым лидером Туркмении Гурдангулы Бердымухаммедовым и пойдет ли он на компромисс и на каких условиях подпишет соглашение о разграничении пограничных участков моря. И второй важный момент, если четыре Каспийских страны РФ, Казахстан, Азербайджан и Туркмения исключат Иран из переговорного процесса, не добившись компромиссного согласия, то ситуация с правовым статусом Каспия вообще зависнет на неопределенное время.

На нынешнем этапе большая часть экспертов соглашается в одном, что разрешение спорных проблем по разделу не может быть решена в рамках рабочих групп. Эту проблему уже нужно решать на уровне министров иностранных дел, и не исключено, что на уровне президентов Каспийских государств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: