Транзит Каспийской нефти

Развитие энергетических мощностей и поставок энергетических ресурсов на Каспии зависят не только от проблем освоения месторождений нефти и газа на Каспии, и раздела Каспия. Особое значение приобрели и связанные с ними проблемы транспортировки этих ресурсов на основные энергетические рынки, проблемы безопасности энергетических ресурсов, проблемы трубопроводных транспортных систем и взаимодействующего с ними морского и железнодорожного и автомобильного транспорта. Каспий стал ареной столкновения крупнейших транснациональных энергетических, транспортных и строительных корпораций. Доступу на рынки препятствуют политические и географические условия, включая продолжающееся российское влияние, ограниченный доступ к водным путям, за исключением Каспийского моря, и плохо развита экспортная инфраструктура.

В настоящее время транзит Каспийской нефти осуществляется по нескольким нефтепроводам. Трубопроводная система Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), пропускной способностью более 1 миллиона баррелей в день, имеет по мнению части российских экспертов имеет больше политические, а не экономические расчеты и рискованную перспективу. "Северный" (Баку-Новороссийск) и "Западный" (Баку-Супса) нефтепроводы, с пропускной способностью от 100 до 115 тысяч баррелей в день соответственно. Недавно подписано соглашение о маршруте (баржи) между Казахстаном и Азербайджаном по поставкам 10 миллионов тонн (приблизительно 733 миллиона баррелей) казахстанской нефти ежегодно для трубопровода БТД. Российский трубопровод Атырау-Самара, который идет из Атырау в Казахстане к Самаре в России. Его пропускная способность составляет 300 тысяч баррелей в день, но Россия обязалась увеличивать ее вместимость до 500 тысяч. Для поставок нефти в Китай строится казахско-китайский трубопровод, первая часть которого соединяет казахские месторождения нефти Актобе с казахским нефтяным центром Атыптау, который уже готов. Вторая часть, которая еще строится, будет идти от Атасу (Северо-Западный Казахстан) к Алашканоу (Синьцзян, Китай) и будет стоить приблизительно 850 миллионов долларов, начальная пропускная способность составит 200 тысяч баррелей в день, а максимальная 400 тысяч.

Еще одним направлением транспортировки является Каспийский Трубопроводный Консорциум, который соединяет казахские нефтяные месторождения с российским портом Новороссийск. Им владеют и управляют западные частные компании и государственные компании России, Казахстана и Омана, пропускная способность составляет 560 тысяч баррелей в день; трубопровод от Shymkent в Казахстане к Чарджоу в Туркмении (через Узбекистан); соглашение между Туркменией и Ираном, по которому туркменская нефть поставляется в иранский порт Нека баржами.

Кроме того, в декабре 2002 года правительства Туркмении, Афганистана и Пакистана подписали Меморандум о намерениях по строительству Центрально-Азиатского Нефтепровода, который будет качать узбекскую и туркменскую нефть в Гвадар (Gwadar), пакистанский порт на Аравийском море. Однако этот проект был отложен по причине продолжающейся нестабильной обстановки в Афганистане. В целом строительство большей части трубопроводных систем на Каспии направлены либо в обход России, либо в южном направлении вне России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: