Важно, чтобы клиенты не ощущали спешки во время упражнения на транспозицию. Попросите их расслабиться и не торопиться. Поскольку новое восприятие часто очень скоротечно, важно также, чтобы клиенты как можно чаще выполняли это
упражнение.
Изображения могут использоваться в групповой терапии с таким же успехом, как и в индивидуальной, и даже более эффективно в групповом процессе. В группе изображения демонстрируются более наглядно — при помощи настольного компьютера. При использовании программного обеспечения для проведения презентаций изображения могут проецироваться на большой внешний экран, и терапевт может пользоваться настольной мышью, чтобы показывать и очерчивать образы. Существуют программы, позволяющие выделять образ из фона.
Большим преимуществом использования транспозиции в группе является то, что клиенты, которые увидели образ, помогают другим, у кого это не получается. Групповая транспозиция учит клиентов оказывать и принимать помощь от других — урок, необходимый им для того, чтобы научиться изменять свои собственные убеждения.
|
|
Каждый раз, когда вы используете эти изображения в групповой терапии, просите группу помогать друг другу не только в нахождении образа, но и в составлении списка правил или руководств, которые можно применять при совершении транспозиции.
В течение многих лет мы использовали картинки в сотнях групп, на самом различном клиническом контингенте. В таблице 8.2 перечислены наиболее общие правила, сформулированные клиентами, проходившими групповую терапию.
Дополнительная информация
Скрытые и двойные картинки можно найти у Attneave (1968), Berger (1977), Block & Yuker (1989), Boring (1930), Dallenbach (1951) W. Ellis (1939), Fernberger (1950), Fisher (1967, 1968), Gregory (1977), Joyce (1994), Mach (1959), Martin (1914), Newhall (1952), Wever (1927). Один из лучших источников — работа М. С. Escher (1971).
Таблица 8.2
Правила трансформации1
Чтобы изменить то, что мы видим, нужно: | Чтобы изменить то, во что мы верим, нужно: |
Знать, какой образ мы хотим различить. Принимать помощь от тех, кто уже видит образ. Потратить столько времени на поиск образа, сколько необходимо. Искать! Продолжать попытки и не сдаваться. Пытаться различить части образа, если пока не удается увидеть его целиком. Вернуться и повторить попытки, если забыли, что видели. Продолжать практиковаться в различении образов, пока они не станут второй натурой, так чтобы их можно было видеть спонтанно и автоматически. | Знать, какую установку мы хотим себе привить. Слушать своего терапевта, который видит и понимает новую когницию. Не ждать того, что мы мгновенно воспримем понимание терапевта. Искать! Не надо просто надеяться на то, что, проснувшись однажды, мы будем верить в новую идею. Продолжать попытки. Могут потребоваться месяцы для транспозиции убеждения. Попытаться принять убеждение частично, если не удается полностью. Если новое убеждение уступает позиции старому, начать работу заново, пока вы не укрепитесь в новом образе мыслей. Продолжать практиковаться в утверждении новых идей, пока они не станут привычными, а старые забудутся. |
_________________
|
|
1 За дополнительными подробностями об этих правилах обратитесь к описанию квантового изменения в разделе, посвященном сложным транспозициям. (Прим. авт.)