Глава 6. Техники опровержения: объективные

Многие техники оспаривания основаны на использовании для изменения иррациональных верований высокого или низкого уровня эмоционального возбуждения, но иногда более эффективным для трансформации мыслей оказывается хладнокровный, бесстрастный стиль. Причина в том, что объективное, внеличностное обсуждение идей клиента может развеять его пристрастные эмоции, в то время как жесткие и мягкие техники опровержения могут их усилить.

Техники объективного оспаривания предполагают, что терапевт будет предоставлять логичные, неэмоциональные аргументы и склонять клиента к моделированию того же стиля. Как клиент, так и терапевт анализируют идеи клиента бесстрастно и отчужденно, как будто это математические формулы.

Объективное опровержение предполагает изменение предверований в случае, если терапевт поможет клиенту собрать логических доказательств против этих идей больше имеющихся у него аргументов «за». Эта точка зрения противоположна тому мнению, что эмоциональная напряженность и привычная сила контраргумента превосходит по значимости стоящую за ним логику. Приобретая опыт, терапевт выяснит для себя, какие верования лучше поддаются мягким техникам, какие — жестким, а какие — объективным.

Мы обнаружили, что объективное оспаривание больше всего подходит для сопротивляющихся и защищающихся клиентов, поскольку этот подход не задевает их эмоциональные струны, с другой стороны, есть клиенты, которым больше помогает (200:) теплое, эмпатическое и позитивное обхождение с ними терапевтов (Rogers, 1951, 1959). Для поддержки контраргументации депрессивных клиентов им в особенности может понадобиться мягкий эмоциональный подход, напротив, клиентам, страдающим от приступов паники, подойдет атакующее, жесткое опровержение.

Объективный анализ идей клиента — ясный и элегантный терапевтический подход. Наш опыт, однако, показывает, что многие клиенты не приветствуют логику в той же мере, что и терапевты. Для таких клиентов объективное оспаривание должно быть заменено или дополнено другими методами.

Ниже следуют отдельные ключевые принципы, лежащие в основе различных типов объективного опровержения.

1. Пусть клиент идентифицирует основные центральные верования, которые приводят к негативным эмоциям.

2. Помогите клиенту разбить каждое утверждение на его основные логические компоненты. Скрупулезно избегайте субъективных суждений как о самом веровании, так и о составляющих его частях.

3. С помощью клиента исследуйте каждое верование с позиций индуктивной и дедуктивной логики. Вместе с клиентом решите, является ли верование логичным.

4. Если клиент оценивает суждение как ложное, пусть он запишет все логические доводы для такого опровержения.

5. Попросите клиента вспоминать все эти опровергающие доводы каждый раз, когда возникает ложное верование, пока оно не перестанет повторяться совсем.

Мы используем эти инструкции в памятке, которая знакомит клиента с техникой объективного оспаривания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: