double arrow

Преимущества и недостатки малого предпринимательства

Малое предпринимательство играет важную роль в экономике России, т.к. в нашей стране, ему свойственны некоторые преимущества. Согласно Конституции РФ, за гражданами закреплено право свободно использовать свои способности и имущество для осуществления предпринимательской деятельности и иной не запрещённой законом экономической деятельности.

Не могу не заметить, что малые предприятия находятся в условиях куда менее привилегированных, имеют гораздо меньше средств для проведения жизненно важных стратегических исследований и т.д., но наличие существенных достоинств даёт малым фирмам возможность отвоевать свою долю на рынке.

Собственники малого предприятия склонны к сбережению средств, у них всегда больший уровень достижения успеха. Субъекты малого предприятия лучше знают уровень спроса на местных рынках, дают средства к существованию большому числу наёмных работников, способствуют их занятости, содействуют подготовке профессиональных кадров и т.п.

По сравнению с крупными компаниями малый бизнес имеет явные достоинства:

- Для организации малого бизнеса не требуется крупных вложений в основные средства. Это положительно сказывается на себестоимости продукции и позволяет привлекать молодых, активных и талантливых предпринимателей.

- Гибкость и мобильность. Малые фирмы оперативнее реагируют на изменения ситуации на рынке, на запросы рынка.

- Дублирование и взаимозаменяемость работников. При известном разграничении функций между сотрудниками для малого коллектива характерны взаимопомощь и поддержка друг друга.

- Высокая скорость продвижения информации. Она обеспечивается за счёт меньшего объёма информации в малом предприятии, и непосредственного прямого общения руководителя и подчинённых.

- Хорошая управляемость при сравнительно низких управленческих расходах.

Малые предприятия действуют по принципу «ориентации на нужды», приспосабливаются к запросам клиентуры, предлагают рынку что-то новое, реально действенное. Представители малого предпринимательства умеют мыслить перспективно. Крупные же компании нередко поддаются искушению выпускать как можно большее количество продукции, забывая о требовании не только производить, но и сбывать её.

Малые предприятия эффективны не только как производители товаров, но и как производители отдельных узлов и механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным компаниям. Всё это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и роли малых предприятий в экономике общества.

Наряду с преимуществами всегда имеются и недостатки. Выделю самые существенные из них:

- Значительно большая степень риска. Предприниматель работает под страхом разориться и стать банкротом.

- Важность накопления капитала. Чтобы «удержаться на плаву» необходимо расширять производство; имеются ограничения в получении кредита, т.к. у малого предпринимателя нет возможности выплачивать высокий процент.

- Ограниченность сферы деятельности. Малому бизнесу нет места в отраслях, где требуются большие капиталовложения.

- Ограниченная номенклатура выпускаемой продукции делает малое предприятие уязвимым с точки зрения конъюнктуры рынка.

- Неспособность на равных конкурировать с крупным производством из-за скромных масштабов производства и ограниченности ресурсов.

Конечно, недостатки и неудачи деятельности субъектов малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий. Как показывает опыт, большинство неудач малых предприятий связано с отсутствием опыта управления или профессиональной некомпетентностью собственников малых предприятий.

На неудачах малого бизнеса сказывается невысокая квалификация предпринимателей. Предприниматели, уже накопившие опыт ведения дел в небольших предприятиях, как правило, более удачливы. Если в управлении предприятием участвует не один человек, а предпринимательская команда состоит из 2 – 4 человек, то шансы на выживание выше, поскольку коллективное принятие решений более профессионально. На «живучести» малых предприятий сказываются и размеры финансирования на первом этапе: чем больше вложений в первоначальный капитал, тем больше возможностей выжить в кризисные периоды.

Таким образом, как и у всех видов бизнеса, у малого предпринимательства есть как положительные, так и отрицательные стороны. К основным преимуществам можно отнести быструю адаптацию к местным условиям, гибкость и оперативность в принятии и выполнении решений, большие возможности индивидуума реализовать себя, более низкую потребность в начальном капитале и т.д. Основными недостатками являются высокий уровень риска, зависимость от крупных предприятий, недостатки в управлении делом, трудность в заимствовании дополнительных финансовых средств и т.д. В малом предпринимательстве кроются большие резервы, которые можно широко поставить на службу народному хозяйству России. Задача предпринимателя - грамотно построить своё дело с учётом всех особенностей этого вида бизнеса, чтобы добиться успеха на российском рынке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: