Факторы N вопросов

1. Общая тревожность в школе 2,3,7,12,16,21,23,26,28,46,47,48, 49,50,51,52,53,54,55;56,57,58

сумма = 22 балла

2. Переживание социального 5,10,15,20,24,30,33,36,39,42,44

стресса сумма = 11 баллов

3. Фрустрация потребности 1,3,6,11,17,19,25,29,32,35,38,41,43

в достижении успеха сумма = 13 баллов

4. Страх самовыражения 27,31,34,37,40,45

сумма = 6 баллов

5. Страх ситуации перед 2,7,12,16,21,26

проверкой знаний сумма = 6 баллов

6. Страх несоответствовать 3,8,13,17,22

ожиданиям окружающих сумма = 5 баллов

7. Низкая физиологическая 9,14,18,23,28

сопротивляемость стрессу сумма = 5 баллов

8. Проблемы и страхи в отно- 2,6,11,32,35,41,44,47

шениях с учителем сумма = 8 баллов

­

Содержательная характеристика каждого синдрома (шкалы):

1. Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

2. Переживания социального стресса - эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего со сверстниками).

3. Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психической фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата.

4. Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

5. Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.

6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок.

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.


Приложение 4

ОПРОСНИК БАССА-ДАРКИ

(Диагностика различных форм проявлений агрессивности)

  1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим да нет
  2. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю да нет
  3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь да нет
  4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы да нет
  5. Я не всегда получаю то, что мне положено да нет
  6. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной да нет
  7. Если я не одобряю чье-то поведение, то даю ему это понять да нет
  8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь,

я испытывал мучительные угрызения совести да нет

  1. Мне кажется, что я не способен ударить человека да нет
  2. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами да нет
  3. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам да нет
  4. Если мне не нравится установленное правило,

мне хочется нарушить его да нет

  1. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными
  2. обстоятельствами да нет
  3. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся

ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал да нет

  1. Я часто бываю не согласен людьми да нет
  2. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь да нет
  3. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему да нет
  4. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми да нет
  5. Я гораздо более раздражителен, чем кажется да нет
  6. Если кто-нибудь корчит из себя начальника, я всегда

поступаю ему наперекор да нет

  1. Меня немного огорчает моя судьба да нет
  2. Я думаю, что многие люди не любят меня да нет
  3. Я не могу удержаться от спора, если люди

не согласны со мной да нет

  1. Люди, увиливающие от работы, должны

испытывать чувство вины да нет

  1. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью,

напрашивается на драку да нет

  1. Я не способен на грубые шутки да нет
  2. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются да нет
  3. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все,

чтобы они не зазнавались да нет

  1. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь,

кто мне не нравится да нет

  1. Довольно многие люди завидуют мне да нет
  2. Я требую, чтобы люди уважали меня да нет
  3. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей да нет
  4. Люди, которые постоянно изводят Вас, заслуживают

того, чтобы их щелкнули по носу да нет

  1. Я никогда не бываю мрачен от злости да нет
  2. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю,

я не расстраиваюсь да нет

  1. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания да нет
  2. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть да нет
  3. Иногда мне кажется, что надо мной смеются да нет
  4. Даже если я злюсь, я не прибегаю к сильным выражениям да нет
  5. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены да нет
  6. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня да нет
  7. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь да нет
  8. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием да нет
  9. Нет людей, которых я бы по-настоящему ненавидел да нет
  10. Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам» да нет
  11. Если кто-нибудь раздражает меня, то я готов сказать все,

что я о нем думаю да нет

  1. Я делаю много того, о чем в последствии сожалею да нет
  2. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь да нет
  3. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева да нет
  4. Я часто чувствую себя как пороховая бочка,

готовая взорваться да нет

  1. Если бы все знали, что я чувствую, меня все

бы считали человеком, с которым нелегко общаться да нет

  1. Я всегда думаю о том, какие тайные причины

заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня да нет

  1. Когда на меня кричат, я начиная кричать в ответ да нет
  2. Неудача огорчает меня да нет
  3. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие да нет
  4. Я могу вспомнить случай, когда я был настолько зол,

что хватал попавшую под руку вещь и ломал ее да нет

  1. Иногда я чувствую, что первый готов начать драку да нет
  2. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо да нет
  3. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду,

но теперь я в это не верю да нет

  1. Я ругаюсь только со злости да нет
  2. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть да нет
  3. Если для защиты своих прав мне нужно применить

физическую силу, я применяю ее да нет

  1. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу да нет
  2. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне

не нравятся да нет

  1. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить да нет
  2. Я не умею поставить человека на место, даже если он

этого заслуживает да нет

  1. Я часто думаю, что жил неправильно да нет
  2. я знаю людей, которые способны довести меня до драки да нет
  3. Я не огорчаюсь из-за мелочей да нет
  4. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются

разозлить или оскорбить меня да нет

  1. Я часто только угрожаю людям, хотя и не

собираюсь приводить угрозы в исполнение да нет

  1. В последнее время я стал занудой да нет
  2. В споре я часто повышаю голос да нет
  3. Я обычно стараюсь скрывать свое плохое отношение к людям да нет
  4. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить да нет

Обработка опросника Басса-Дарки производится при помощи индексов различных форм агрессивных и враждебных реакций, которые определяются суммированием полученных ответов.

    1. Физическая агрессия: 5. Обида:

«да» - № 1,25,33,48,55,62,68 «да» - № 5,13,21,29,37,51,58

«нет»-№9,17,41 «нет»-№44

    1. Косвенная агрессия: 6. Подозрительность:

«да» - № 2,18,34,42,56,63 «да» - № 6,14,22,30,38,45,52,59

«нет»-№10,26,49 «нет»-№65,70

    1. Раздражение: 7. Вербальная агрессия:

«да» - № 3,19,27,43,50,57,64,72 «да» - № 7,15,28,31,46,53,60,71,73

«нет»-№11,35,69 «нет» -№39,66,74,75

    1. Негативизм: 8. Чувство вины:

«да» - № 4,12,20,23,36 «да» -№8,16,24,32,40,47,54,61,67

Индекс общей агрессии равен сумме шкал 1,3,7

Индекс враждебность равен сумме шкал 5,6


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: