Теория вероятностей родилась из математической теории игр

В середине XVII века французские математики Паскаль и Ферма разработали математическую модель, описывающую вероятность исходов в играх, зависящих от случая, по заказу известных игроков в азартные игры. При игре в «кости», рулетку, как и при опросах, исследованиях (физических, экономических, социо­логических и т.д.), результаты меняются от раза к разу даже при сохранении неизменных условий.

Деловые люди принимают решения в таких же условиях. Например, специа­лист по маркетингу никогда не сможет точно предсказать объемы реализации нового товара. Так же, как и заключая пари, невозможно предвидеть, выиграешь или проиграешь. И в том, и в другом случае присутствует неопределенность. Теория вероятностей как раз и оперирует этим понятием. Изучение теории вероятностей, основанной на игре случая, обеспечит надежный инструмент измерения и контроля различных форм неопределенности, с которыми имеют дело бизнесмены.


in. i. исновы теории вероятностей 11

Для начала несколько слов о терминологии.

Опыт — действие, результат которого заранее неизвестен. Например, резуль­тат бросания монеты или игральной кости.

Эксперимент — один или несколько опытов. Например, бросание монеты 6 раз.

Исход — возможный результат эксперимента. Например, монета брошена 6 раз, результат: «решка», «решка», «решка», «орел», «орел», «решка».

Событие — один или несколько исходов эксперимента. Например, монета брошена 6 раз, событие: 2 «орла», 4 «решки».

Хотя может существовать неопределенность в отношении результата единст­венного эксперимента, ряд идентичных экспериментов определяет наиболее веро­ятный результат, который и используется в анализе ситуации в бизнесе.

Вероятность — что это такое?

В качестве иллюстрации можно взять бросание монеты. Существуют два возмож­ных исхода — «орел» и «решка». С какой вероятностью будет вьшадать «решка»? Бросим монету 10 раз, а результаты запишем. А потом увеличим число экспери­ментов до 100, 1000 и так далее. Возможные результаты могут быть таковы.

Таблица 1.1. Возможное распределение результатов

Число бросков Число Соотношение
*ор/юо* <решск* *орлов* «решек»
  64 643 6431   0,6 0,64 0,643 0.6431 0,4 0,36 0,357 0.3569

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: