Воображаемая плоскость, как и реальная, имеет круги внимания. Их также можно расширять и сужать.
Упражнения.
1. Представьте себе детскую игрушку (плюшевого мишку) — объект-точка.
2. Представьте себе витрину прилавка магазина с игрушками— малый круг внимания.
3. Представьте себе весь магазин с различными отделами игрушек — средний круг внимании.
4. Представьте себе ярмарку, в которой находится магазин игрушек, — большой круг внимания.
Далее надо предложить ученикам самим наметить границы кругов внимания: большого, среднего, малого. Расширять их и сужать, найдя оправдание этому действию.
Привести пример на расширение круга внимания и дать пояснение, как надо делать данное упражнение.
Педагог. Мне надо купить цветы в подарок своей подруге— у нее сегодня день рождения. Я останавливаю свое внимание на красной розе, стоящей в вазе на прилавке цветочного павильона (это — объект-точка). Я рассматриваю и другие розы в этой же вазе, выбирая наиболее пышно расцветшие (малый круг внимания). Далее я обращаю внимание на рядом стоящие вазы с бледно-розовыми, желтыми и белыми розами (средний круг внимания). Подобрав десяток роз, думаю, что букет получился небольшой, надо добавить других цветов, и я осматриваю весь цветочный павильон (это большой круг внимания).
|
|
Вот пример на сужение круга внимания, рассказанный одним из участников занятий.
— Однажды я узнал от своего товарища, что в лесу есть гнездо и в нем птенцы, которые, видимо, лишились своих кормильцев, так как жалобный писк их раздается целый день. Меня
это тронуло. Я решил достать гнездо и вырастить птенцов. Ранним утром я пришел в лес, осмотрел часть леса от дорожки до оврага (большой круг внимания). Выбрал три больших дерева, стоявших у оврага: дуб и две березы (средний круг внимания). Прислушался к редким звукам писка птенцов. Остановил внимание на дубе, осмотрел верхние ветки, стараясь найти гнездо (малый круг внимания). Заметил гнездо и сосредоточил на нем внимание (объект-точка).
Надо требовать, чтобы все участники подробно описывали объекты большого, среднего и малого кругов внимания. Очень важно, чтобы они тренировали себя при передаче видений партнеру.