Задача № 1
1. Разработайте программу, определяющую количество монет каждого типа в сдаче, величина которой вводится пользователем. Например, если пользователь вводит $5.88, то программа должна вывести 3 монеты по 25 центов, 1 монета по 10 центов, 3 монеты по 1 центу (не беспокойтесь о количестве долларов и падеже существительных). Программа должна учитывать только монеты по 1, 5, 10 и 25 центов. Результат должен состоять из минимально возможного количества монет.
2. Определить, имеется ли среди заданных целых чисел A, B, C хотя бы одно чётное.
3. Даны три числа. Вывести на экран те из них, которые принадлежат заданному отрезку [e, f].
4. Определить число, полученное выписыванием в обратном порядке цифр заданного целого трёхзначного числа.
5. Определить, есть ли среди цифр заданного целого трёхзначного числа одинаковые.
6. Выбрать наибольшее из трёх чисел, которые вводятся с клавиатуры.
7. Определить номер квадранта, в котором находится точка с заданными координатами (x, y).
8. Составьте программу, которая определяла бы вид треугольника (равносторонний, равнобедренный, разносторонний, прямоугольный, тупоугольный, остроугольный), если по данным трем отрезкам его можно построить.
|
|
9. Определить, лежит ли точка A (a; b) внутри квадрата
10. Напишите программу, в результате выполнения которой выводится значение true, если pe > ep.Возможны следующие варианты:
а) числа p и e описать как константы с точностью 10-5
б) числа p и e представить с машинной точностью.
, если 10 < x < 17, в остальных случаях. |
11. Вычислить функцию
12. Дано число х. Напечатать в порядке возрастания числа cos(x), и .
13. Написать программу, вычисляющую стоимость междугороднего разговора в соответствии с таблицей:
Город | Код | Цена руб/мин |
Владивосток | 9,20 | |
Москва | 4,10 | |
Краснодар | 2,05 | |
Волгоград | 2,50 |
Входными данными должны являться код города и число минут.
На выходе мы должны иметь сообщение о стоимости минуты и сумме за разговор.
14. Пусть даны координаты трех вершин прямоугольника. Определить координаты четвертой вершины.
Задача № 2
1. Написать программу, которая запрашивает у пользователя номер месяца и выводит соответствующее название времени года. В случае ввода недопустимого числа должно выдаваться сообщение «Ошибка ввода!».
2. Написать программу, которая запрашивает у пользователя номер дня недели и выводит одно из сообщений: «Увы – рабочий день!», «Ура! Суббота!», «Ура! Воскресенье!».
3. Написать программу, которая после ввода с клавиатуры числа (в диапазоне от 1 до 999), обозначает денежную единицу, дописывая слово «рубль» в правильной форме. Например, 12 рублей, 21 рубль и т. д.
|
|
4. Написать программу-фильтр, которая при нажатии любых клавиш выводит на экран только буквы и цифры, при этом указывая, что именно выводится: буква или цифра.
5. Написать программу, которая по паролю будет определять степень доступа к секретной информации в базе данных. Доступ к базе имеют только шесть человек, разбитых на 3 группы по степени доступа. Они имеют следующие пароли: 9876, 1234 – доступны модули базы А, Б, В; 3333, 2222 - доступны модули базы Б, В; 4680, 9753 - доступны модули базы А, Б
6. Создайте программу, которая по введенному k – числу грибов – печатает фразу «Мы нашли в лесу k грибов», причем согласовывает окончание слова «гриб» с числом k.
7. Создайте программу для вычисления числа дней в месяце, если даны: номер месяца, целое число А, равное 1, если год – високосный и 0 в противном случае.
8. Создайте программу, которая для введенного целого числа k (от 1 до 99) печатает фразу «Мне k лет», причем в нужных случаях заменяет слово «лет» на слово «год» или «года».
9. Дан номер месяца (1 – январь, 2 – февраль,...). Вывести название соответствующего времени года («зима», «весна» и т. д.).
10. Дано целое число в диапазоне от 0 до 9. Вывести строку – название соответствующей цифры на русском языке (0 – «ноль», 1 – «один», 2 – «два»,...).
11. Дано целое число в диапазоне от 1 до 5. Вывести строку – словесное описание соответствующей оценки (1 – «плохо», 2 – «неудовлетворительно», 3 – «удовлетворительно», 4 – «хорошо», 5 – отлично»).
12. Арифметические действия над числами пронумерованы следующим образом: 1 – сложение, 2 – вычитание, 3 – умножение, 4 – деление. Дан номер действия и два числа A и B (В не равно нулю). Выполнить над числами указанное действие и вывести результат.
13. Единицы длины пронумерованы следующим образом: 1 – дециметр, 2 – километр, 3 – метр, 4 – миллиметр, 5 – сантиметр. Дан номер единицы длины и длина отрезка L в этих единицах вещественное число). Вывести длину данного отрезка в метрах.
14. Составить программу, которая по возрасту человека (вводится с клавиатуры как целое число) определяет его принадлежность к возрастной группе: от 0 до 13 – мальчик; от 14 до 20 – юноша; от 21 до 70 – мужчина; более 70 – старец.
15. Локатор ориентирован на одну из сторон света («С» – север, «З» – запад, «Ю» – юг, «В» – восток) и может принимать одну из трех цифровых команд: -1 – поворот налево, 1 – поворот направо, 2 – поворот на 180 градусов. Дан символ C – исходная ориентация локатора и число N – посланная ему команда. Вывести ориентацию локатора после выполнения команды.
16. Элементы окружности пронумерованы следующим образом: 1 – радиус (R), 2 – диаметр (D), 3 – длина (L), 4 – площадь круга (S). Дан номер одного из этих элементов и его значение. Вывести значения остальных элементов данной окружности (в том же порядке). В качестве значения π использовать стандартную константу Pi.
17. Элементы равнобедренного прямоугольного треугольника пронумерованы следующим образом: 1 – катет (a), 2 – гипотенуза (c), 3 – высота, опущенная на гипотенузу (h), 4 – площадь (S). Дан номер одного из этих элементов и его значение. Вывести значения остальных элементов данного треугольника (в том же порядке).
18. Даны два целых числа: D (день) и M (месяц), определяющие правильную дату невисокосного года. Вывести значения D и M для даты, предшествующей указанной (например, дано D=1 M=1, надо вывести D=31 M=12; дано D=1 M=3 надо вывести D=28 M=2; дано D=15 M=12 надо вывести D=14 M=12)
19. Даны два целых числа: D (день) и M (месяц), определяющие правильную дату невисокосного года. Вывести значения D и M для даты, следующей за указанной (например, дано D=1 M=1, надо вывести D=2 M=1; дано D=31M=12 надо вывести D=1 M=1; дано D=28 M=2 надо вывести D=1 M=3)
20. Дано целое число в диапазоне 20 – 69, определяющее возраст (в годах). Вывести строку – словесное описание указанного возраста, обеспечив правильное согласование числа со словом «год», например: 20 – «двадцать лет», 32 – «тридцать два года», 41 – «сорок один год».
|
|
21. Дано целое число в диапазоне от 100 до 999. Вывести строку – словесное описание данного числа, например: 256 – «двести пятьдесят шесть», 814 – «восемьсот четырнадцать».
22. Составить программу, вычисляющую площадь геометрической фигуры. Тип фигуры определяется символом (с): О – окружность, T – равнобедренный прямоугольный треугольник и K – квадрат. Целое число, вводимое вслед за символом определяет соответствующий элемент для вычисления площади (для окружности это радиус, для треугольника – длина катета, для квадрата – длина стороны).
23. Составьте программу, которая определяет к какой группе относится введенный символ (с) – к цифрам, заглавным или прописным буквам. На экран должна выводиться фраза «Символ с – это …», где вместо … пишется соответствующая группа (например, «Символ R – это заглавная буква»).
24. Составить программу, которая по номеру дня в месяце печатает день недели. Считаем, что 1–е число месяца – понедельник.
25. Составить программу, которая по порядковому номеру месяца определяет, к какому времени года он принадлежит.
26. Составить программу, которая по номеру семестра печатает курс, к которому относится введенный семестр (1 и 2 семестр – 1 курс, 3 и 4 семестр – 2 курс и т. д.).
27. Дано целое число n, соответствующее количеству углов геометрической фигуры. Составить программу, которая по введенному числу n печатает название фигуры (например, при n=3 программа напечатает «треугольник», при n=5 – «пятиугольник», при n>8 – «многоугольник»). В случае если вводится число меньше 2, выводится сообщение об ошибке.
28. С клавиатуры вводится два целых числа, обозначающих возраст человека и его пол (1 – мужской, 2 –женский). Составить программу, которая в зависимости от введенных данных определяет принадлежность человека к определенной группе: от 0 до 13 – мальчик (девочка); от 14 до 20 – юноша (девушка); от 21 до 70 – мужчина (женщина); более 70 – старец (старушка).
|
|
29. Составить программу, которая печатает номера дней в месяце, если вводится день недели. Считаем, что 1–е число месяца – понедельник, в месяце 31 день. Выводить на экран словесное описание дня недели и соответствующие числа месяца (например, вводится число 2, на экране появляется: «Вторник – 2, 9, 16, 23, 30»).
Список используемой литературы
- Абрамов С.А. и др. Задачи по программированию. М.: Наука, 1988. 224 с.
- Галисеев Г.В. Программирование в среде Delphi 8 for.NET. М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. 304 с.
- Златопольский Д.М. Сборник задач по программированию. СПБ.: БХВ-Петербург, 2007. 240 с.
- Павловска Т.А. Паскаль. Программирование на языке высокого уровня. СПб.: Питер, 2003. 393 с.
- Фаронов В.В. Delphi 3. Учебный курс. М.: «Нолидж», 1998. 400 с.