МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ
План
1. Цели и задачи изучения арифметических действий.
2. Особенности традиционной технологии изучения арифметических действий.
3. Нетрадиционные технологии изучения арифметических действий (конференция).
4. Сопоставление методик изучения арифметических действий в различных концентрах.
Литература - обязательная
1. Цели и задачи изучения арифметических действий
Надо ли изучать арифметические действия?
Каково содержание понятия «изучение арифметических действий»?
- номенклатура (перечень);
- смысл каждого арифметического действия (условия его применимости, перевод реальных ситуаций на математический язык);
знание вычислительных приёмов и умение их применять;
- овладение вычислительными умениями и вычислительными навыками.
Цель – сформировать прочные навыки быстрых и правильных вычислений. В табличных случаях добиться автоматизма воспроизведения результатов.
Обучение представляет собой «перевод» созданных поколениями ЗУН в индивидуальные, собственные ЗУН.
Как можно осуществить этот «перевод», передачу общественных знаний ребёнку?
Логически возможными являются три подхода:
1.Делай, как я! (потребитель)
восприятие ® механическое «применение
готовой запоминание
информации
2. Пойми меня и делай, как я! (наблюдатель)
восприятие ® осмысление «применение
готовой запоминание
информации
3. Ищи сам! (исследователь)
¯
исследование процесса и результатов деятельности
¯
открытие нового знания
¯
применение
¯
осознанное запоминание.
Каким путём предпочтёте идти?
Самым коротким? Самым длинным?
В массовой школьной практике через содержание НКМ ставятся и решаются следующие задачи изучения арифметических действий:
- раскрыть смысл арифметических действий;
- раскрыть связи, существующие между различными арифметическими действиями;
- познакомить с теми свойствами арифметических действий, которые являются теоретическими основами изучаемых приёмов устных и письменных вычислений;
- обеспечить сознательное усвоение вычислительных приёмов, сознательный выбор наиболее рациональных из них для каждой конкретной пары чисел.
При изучении арифметических действий различают изучение табличных случаев и изучение внетабличных случаев.
Результат изучения арифметических действий должен стать
автоматизм воспроизведения
результатов для алгоритмов для
табличных случаев внетабличных случаев
| ![]() |
Как можно решать поставленные задачи?
Возникновение математики как науки связано с житейской потребностью решения двух элементарных задач:
1) счёт; 2) измерение.
Они и определяют два принципиально различных подхода к трактовке понятия числа и арифметических действий над ними:
1) теоретико-множественного;
2) на основе измерения величин.
2. Особенности традиционной технологии изучения арифметических действий
1. Базируется на теории множеств, т.е. операции над множествами и свойствами этих операций служат основой: а) для введения каждого из 4-х арифметических действий; б) для открытия тех законов и правил, которым они подчиняются; в) для вывода способов вычислений.
Конкретный смысл арифметических действий раскрывается через:
а) практические действия с предметными множествами;
б) решение простых задач соответствующих типов.
Например:
Было. Добавили. Стало больше «(+)
«да ещё»
Было. Взяли Стало меньше «(-)
«без»
По 2 взяли 5 раз «2 · 5
10 разделили по 2
на 2 равные части «10: 2
Для усвоения этого «словаря» выполняются разнообразные виды упражнений.
Например:
Раскрытию конкретного смысла умножения способствует выполнение заданий следующих видов:
1) счёт предметов группами;
2) решение примеров и задач на сложение одинаковых слагаемых;
3) составление задач по рисунку;
4) замена суммы произведением;
5) противопоставление: 6+9+69; 6+6+6 – 6;
6+6+26;
6) замена произведения суммой;
7) чтение примеров на умножение;
8) запись примеров под диктовку;
9) сопоставление примеров и простых задач на сложение и умножение.
3 + 2 3 2
Чем похожи примеры? Чем отличаются?
Чем отличаются рисунки?
Почему?
10) сравнение выражений 8 · 9/*8 · 7
11) нахождение значения выражения, пользуясь решённым примером:
8·5=40
8·6=
Раскрытие смысла деления способствует решение простых задач на деление по содержанию и на равные части.
Традиционный подход предусматривает следующую последовательность изучения арифметических действий:
- сложение, вычитание, умножение, деление. Для каждого из них рассматривается один и тот же круг вопросов понятие (содержание и объём), термины, взаимосвязь арифметических действий, свойства, ряд вычислительных приёмов, формирование вычислительных умений и вычислительных навыков, способы арифметической проверки.
+ И -
![]() | |||||
![]() | |||||
![]() |
· ׃
Почему (+) и (-) одновременно, а (·) и (:) последовательно друг за другом?
3. Изучение арифметических действий строится по принципу концентричности, что позволяет
- эффективно осуществлять соответствующую подготовительную работу (повторение, применение имеющихся знаний в новой области чисел);
- с опорой на имеющиеся знания открывать новое, устанавливать взаимосвязи, обобщать, систематизировать.
4. По принципу органической связи арифметической теории и практики вычислений (см. опорные схемы 13-18).
5. К оперированию множествами своевременно подключается оперирование величинами.
Например:
- сложение и вычитание отрезков, длин отрезков и других величин;
- действия с именованными числами.
6. В каждом концентре сначала изучаются приёмы устных вычислений, а затем письменных.
Устные ® 23 4 = 92
Письменные ® 23 456 4
* 114
4
7. Создаётся обширная тренировочная база, т.к. цель – автоматизм.
3. Нетрадиционные технологии изучения арифметических действий (конференция)
В нетрадиционных технологиях пересмотру и перестройке подвергаются почти все названные особенности.
1. Оперирование величинами (В.В.Давыдов)
![]() |
2. - + В.В.Давыдов
![]() |
: · В.Д. Герасимов, Н.С. Пиядин
3. В системе развивающего обучения нет чётко выраженной концентричности
6) От письменных к устным (В.В. Давыдов и В.Н.Рудницкая)
7) Мало однотипных тренировочных упражнений(А.А. Столяр, Э.И.Александрова и др.).
С.М. Лысенкова – технология перспективно - опережающего обучения.
У Герасимова, у Зайцева, у Моро чёткая ориентация на формирование полноценных вычислительных навыков.
Детальному обсуждению нетрадиционных технологий будет посвящена учебно – методическая конференция.
4. Сопоставление методик изучения арифметических действий в различных концентрах
В «Практикуме» В.Н. Медведской проанализируйте опорные схемы №13-18 и выделите в них, общие признаки. Попытайтесь вербализировать полученные вами результаты анализа.