Мы рассм восстановление - мы должны знать строение, чтобы могли работать
Понимание речи явл более широким. Речь это особая психич функция. Наряду с другими - она средство, организующее формирование и протекание других психич процессов.
Зная речь. мы нач более глубоко понимать другие психич процессы
Другие формируются под влиянием речи
- Восприятие становится более точным приобретает категориальный смысл
- Память приобретает произвольный характер
- Мышление становится абстрактным. Чел получает благодаря речи возможностью для понимания и отражения связей реального мира. кот выходят за пределы чувств познания
- В двиг сфере – формирует произвольное движение
- В целом речь - формирует личность человека.
Речь - сложный процесс имеет свою психологию, свои нейропсихологич аспекты
Р речь с т зр нейропсихологии и с т зр возможностей восстановления
Был курс мышление и речь. Сейчас нейропсихологич аспект
Какие сущ виды речи
- Выделяется устная. Устная - делится на
|
|
- экспрессивную
- и импрессивную
- Письменная. Письменная включает
- письмо
- и чтение.
- Внутренняя. Внутр речь обеспечивает и опосредует внут и письменную
Сущ различ классификации речи
Мы выделим те формы. кот важны для нейрореабилитации и восстановления
Выделяются
- Монологич
- Диалогоич
- Групповая
Все вместе - спонтанная речь. - произвольная
След форма - автоматизирования и рядовая речь - непроизвольная
След формы - это не формы, а функции
Повторна я речь
Номинативная речь
(повторение и называние)
Это рабочая классификация. Нужна для понимания дальнейш вопросов
Эти виды речи
- Спонтанная - это речь произвольная
- Автоматизированная и рядовая - непроизвольные формы речи.
Непроизвольная -
пение, чтение заученных стихотворений. тексты, молитвы. Все что чел знает наизусть.
У больных в перв очередь страдает произвольный - с мот формами, а непроизвольный обычно сохраннее
Мы должны выяснить, что чел может делать - петь, стихи. Бывает, что больной отказывается от всего. Надо искать.
Непроизвольные формы речи - они близки к произвольным - 1 2 3 4 5 - это непроизвольная, в обратном порядке - произвольная. Это все хорошо видно на практике.
След форма - спонтанная - монологич, диалогич
В реальности вопрос дискутируется. Есть взгляды, что монологич - не может быть. когда чел говорит, он все равно к кому-то обращается
Для нас это разделение актуально, потому что мы видим, что в некот случаях возникают проблемы, когда нарушается одна форма, а сохранна другая
Напр у больного сохраняется возможность вести прямой диалог - хорошо себя чувствуете - хорошо. Цель готовых реакций м б доступна
|
|
Если просим рассказ - это будет уже недоступно. Надо четко знать. В прев очередь страдает монологич, кот требует самостоят структурирования рассказа. А диалог - он структурирован
След 2 формы - повторная - эти вещи часто ломаются.
М б речь сама по себе сохранна, но страдает или называние.
Повторная речь - выделена потому что часто наблюдается - у чел затруднено повторение.
Если посмотреть классификации - классификация - проводниковая - это обыч в неврологич учебниках. (В других может вообще не быть Лурии).
Проводниковая - была выделена - в ее основе проблема повторной речи. Эта форма афазии широко используется логопедами. В чем загвоздка? Лурия ее не включил в классификацию
Здесь - повторная речь м нарушаться в рез разных причин. Это внешний симптом. Классификация Лурии выделяет механизмы - факторы. Проводниковая с т зр Лурьевской - почему м нарушаться вопросная речь
- Надо услышать
- Суметь сартикулировать. Нужна для артикуляции -
- серийная переключаемость с одного звука на другой
- И ощущение произнесение каждого звука
- Может внести - объем восприятия - не хватает объема для схватывания слова.
Какой м сделать вывод - эти все моменты м быть причиной нарушения речи. Если говорим. что проводниковая афазия - нет конкр инф. Описание симптома. С т зр нейропсихологии форма сомнительная.
Еще нюанс. Эта афазия часто встречается в литературе, почему? Наша нейро возникла на описании травматич случаев. Большая часть больных - пораж большая часть мозга. У чел м б несколько легких нарушений. Все понемногу. Это все складывается и получ общее нарушение.
Никогда наруш повторной речи не явл моно симптомом. Это мы всегда смотрим при нейрообследовании. Мы даем пробы на разные уровни
Самый простой - повторить звук - 2 звена –
- различение
- и артикуляция
(Если слово - надо учесть - намного больше звеньев, и все могут страдать)
Артик
Память и т д
След - форма речи номинативная - выделяется в данной классификации.
Номинативная - это называние. Часто видим проблему с называнием
Может возникать при пораж различ зон -
- страдает переключ - эффер мот,
- ощущение от орг артик - аффер,
- сенс
- Но это м наблюдаться и отдельно, изолированно. В частности при амнестич афазии. Этот дефект может выступать ярко. Чел не испытывает проблем, но не может подбирать слова.
При работе будем использовать опред технологии
- Такая же проблема при акустико мнестич
Проблемы с называем и снижается объем восприятия - пораж сред вис извилины.
В основе проблем с называнием -
1. нарушение образов представлений
2. проблема выбора нужного слова из семантического поля.
Теперь про письменную речь
Главные особенности.
Включ письмо и чтение.
1. Более позднее появление в психич сфере чел, когда все впф уже появились
2. Ее произвольность. И формирования и протекания
3. 3 особенность - письменная речь появляется только в процессе специального обучения.
Для чего нам надо знать про письм речь
При разных форма афазии будем р письмо и чтение. Они наруш также вследствие того, что выпадает то или иное звено
При эффер - наряду с наруш устной речи - не м переключаться, также страдает и письмо и чтение
Когда чел пишет - он себе диктует. То же самое при чтении.
Занимаясь восстановлением, наряду с восст устной речи занимаемся вост письма. Но не во всех формах. Напр при аффер - если сразу будем включать письмо - можно навредить.
Функции речи.
Коротко.
- Коммуникативная реализуется в 2 видах
Сообщение и воздействие.
С целью передать инф, или с целью воздействовать
- След функция - регулятивная. Заключается в регулировании собственного поведения и организации и связывании. Опосредованная всех других психич процессов.
|
|
- След функция - обобщения.
Каждое слово несет опред значение и это значение как бы имеет 2 гл свойства
1. Выделение существенных признаков предмета.
2. 2 отнесение предмета на основе обобщения признаков к опред категории.
Т е когда говорим слово стол - имеется в виду не конкр стол, а обобщенное понятие - некот предмет, имеющий поверхность, разное колич ног - 1 - 3-4. Слово вып функцию обобщения
- След функция - познавательная.
Благодаря речи мы познаем окр мир. Можем познавать те стороны действительности. кот были бы недоступны.
- еще функция номинативная
След тема
Семантика речи
3 компонента
- Значение
- Смысл
- Предметная отнесенность
Каждое слово помимо звучания несет на себе опред значение, благодаря кот возникает возможность понимания инф, заключенной в словах, т е слово становится речью только в том случ, когда нач что-то обозначать, нести опред значение.
· Значение -
это обобщенное и устойчивое отражение предметного содержания слова.
Значения явл общим для всех, говорящих на данном языке.
Слово - представляет собой единство звука и значения
Т е звуки явл материальными носителями нематериального значения слова.
Значение связано со звучанием слова.
- У взрослого человека материальный носитель - на переднем плане всегда содержание слова, его значение. Когда мы общаемся, мы не воспринимаем, как говорим. Мы воспринимаем значение.
- При обучении языку, при некот формах афазии слово утрачивает значение и на передний план снова выходит его звучание. Мы отрабатываем материальный план - произнесение. Потом опять будет процесс интериоризации и на передний план выйдет значение
Внешним аппаратом значения явл структура слова с его корнями, суффиксами. В зав от этих составляющих меняется значения слова.
Это кас значения.
· След категория - смысл
Эта сторона изучается многими направлениями психологии. Смысл - это индивидуальное значение слова, кот приобретает данное слово для чел в каждой конкр ситуации.
Смысл слова зав от совокупности знаний чел. его жизненного опыта. Важной особенностью смысла явл то, что он связан не просто со звуковой структурой слова, а с целой фразой или высказыванием. Мы м сказать одну и ту же фразу с разной интонацией. И эта фраза может приобрести противоположный смысл.
|
|
- Т е значение связано с конкр словом.
- Смысл связан с целостной структурой.
Основой понимания людей явл общность значений слов. Каждое слово имеет опред значение, и эти значения для всех одинаковы
(Если смотреть на тоталитарные секты - они нач вводить новые слова или придавать другие значения словам. Приводит к тому, что чел, кот долго там, нач терять значение слов - проблемы с коммуникацией. Напр саентологи).
Для чего нам нужно исследовать значение и смысл - при разных формах афазии они наруш по-разному
Есть формы афазии при кот страдает значение и сохран смысл. Есть противоположная картина
Мы должны опираться на то что более сохран
- Сенс - страдает значение - чел не различает звуки.
Если просим показать пол или потолок - он и не м показать - не воспринимает материальную сторону речи. Не может извлечь значение. Можем дать картинки и просить показать велосипед, мяч - он не покажет. По отдельности слова утрачивают значение.
Если начнем говорить развернутыми фразами - с интонацией - уровень понимания возрастет - целостное понимание.
Будем опираться на смысл при работе с больными. Как это делается. Если положим несколько предметных картинок и будем просить показывать, он не сможет. Если изменим сит и положим не предметные, а сюжетные картинки - составим маленький рассказ - увидим. что уровень понимания резко возрастает. Больной не понимая ни одного слова по- отдельности. очень хорошо схватывает смысл. Т о сохранность смысловой сферы - позволяет разработать технологию для работы. Можно использовать готовые технологии. Это четко видно на больных.
След пример - противополож картина
- Семантич афазия.
Больной без проблем понимает отдельное слово - сохранно звукоизвлечение. Но не понимает грамматич конструкции, кот несут опред смысл
Они воспринимают отдельные значения слов, входящих в конструкцию, но при этом не могут воспринять смысловую структуру. Брат отца и отец брата. Для больных эта конструкция не более чем 2 слова - не одно понятие. Они не понимают, что стоит за их объединением. Они нах в пространств отношениях и порядок меняет смысл. Мы должны это учитывать в работе
- Еще интересный феномен. Нарушение внимания переносному смыслу - поговорки, метафоры.
У больных с афазиями, в част с акустико мнестич (бывает и семантич) наруш понимания пословиц - вместо скрытого смысла воспринимает прямой смысл - не смысловую структуру - а значения. Кот наплакал. Прямое понимание - коту грустно.
Или большой человек- высокий.
Или золотая голова - голова статуэтки.
На первый план понимание внешнего значения.
Это наруш более выс уровня. Страдает мышление. При работе с больными эти вещи потом проходят. Возвращается понимание переносн смысла.
При акустико - мнестич - это яркий симптом.
Как если больного шизофрении смотреть - ничего не увидите, потом спрашиваете смысл пословицы.
И при акустико мнестич - говорит слегка упрощенно, подбирает слова. А на пословицах очень заметно. Это связано с тем, что акутико - мнестич - затрагивает третич отделы - сред вис извилина и видим наруш более выс уровня в отлич от других - здесь уже третич зона. Наруш затрагивает и другие психич процессы. Как и при семантической.
Т о мы в ходе обследования д выяснить, что страдает в прев очередь - значение или смысл. Это и диагностич момент, и дает возможность видеть сохранную сторону психич деят, кот необходима для работы
· 3 сост семантики - предметная отнесенность слова.
Каждое слово связано с опред предметом. Слово замещает предметы, объекты. Показывает как формируется фонематич слух. Чтобы мы могли различать слова дома или дом - разные предметы называются разными словами. У разных народов фонематич строй языка будет различаться. Есть народы. где используется высота - у людей абс слух. Предметная соотнесенность лежит в основе формирования фонематич слуха. Указывает на связь слова и предмета.
След вопрос -
Психологическая структура речи.
Различается для устного высказывания и для понимания
- Говорение требует перехода из внутр плана к внеш.
- Понимание из внеш плана во внутр.