Для чего нам надо знать психологию речи

Мы рассм восстановление - мы должны знать строение, чтобы могли работать

Понимание речи явл более широким. Речь это особая психич функция. Наряду с другими - она средство, организующее формирование и протекание других психич процессов.

Зная речь. мы нач более глубоко понимать другие психич процессы

Другие формируются под влиянием речи

- Восприятие становится более точным приобретает категориальный смысл

- Память приобретает произвольный характер

- Мышление становится абстрактным. Чел получает благодаря речи возможностью для понимания и отражения связей реального мира. кот выходят за пределы чувств познания

- В двиг сфере – формирует произвольное движение

- В целом речь - формирует личность человека.

Речь - сложный процесс имеет свою психологию, свои нейропсихологич аспекты

Р речь с т зр нейропсихологии и с т зр возможностей восстановления

Был курс мышление и речь. Сейчас нейропсихологич аспект

Какие сущ виды речи

- Выделяется устная. Устная - делится на

- экспрессивную

- и импрессивную

- Письменная. Письменная включает

- письмо

- и чтение.

- Внутренняя. Внутр речь обеспечивает и опосредует внут и письменную

Сущ различ классификации речи

Мы выделим те формы. кот важны для нейрореабилитации и восстановления

Выделяются

- Монологич

- Диалогоич

- Групповая

Все вместе - спонтанная речь. - произвольная

След форма - автоматизирования и рядовая речь - непроизвольная

След формы - это не формы, а функции

Повторна я речь

Номинативная речь

(повторение и называние)

Это рабочая классификация. Нужна для понимания дальнейш вопросов

Эти виды речи

- Спонтанная - это речь произвольная

- Автоматизированная и рядовая - непроизвольные формы речи.

Непроизвольная -

пение, чтение заученных стихотворений. тексты, молитвы. Все что чел знает наизусть.

У больных в перв очередь страдает произвольный - с мот формами, а непроизвольный обычно сохраннее

Мы должны выяснить, что чел может делать - петь, стихи. Бывает, что больной отказывается от всего. Надо искать.

Непроизвольные формы речи - они близки к произвольным - 1 2 3 4 5 - это непроизвольная, в обратном порядке - произвольная. Это все хорошо видно на практике.

След форма - спонтанная - монологич, диалогич

В реальности вопрос дискутируется. Есть взгляды, что монологич - не может быть. когда чел говорит, он все равно к кому-то обращается

Для нас это разделение актуально, потому что мы видим, что в некот случаях возникают проблемы, когда нарушается одна форма, а сохранна другая

Напр у больного сохраняется возможность вести прямой диалог - хорошо себя чувствуете - хорошо. Цель готовых реакций м б доступна

Если просим рассказ - это будет уже недоступно. Надо четко знать. В прев очередь страдает монологич, кот требует самостоят структурирования рассказа. А диалог - он структурирован

След 2 формы - повторная - эти вещи часто ломаются.

М б речь сама по себе сохранна, но страдает или называние.

Повторная речь - выделена потому что часто наблюдается - у чел затруднено повторение.

Если посмотреть классификации - классификация - проводниковая - это обыч в неврологич учебниках. (В других может вообще не быть Лурии).

Проводниковая - была выделена - в ее основе проблема повторной речи. Эта форма афазии широко используется логопедами. В чем загвоздка? Лурия ее не включил в классификацию

Здесь - повторная речь м нарушаться в рез разных причин. Это внешний симптом. Классификация Лурии выделяет механизмы - факторы. Проводниковая с т зр Лурьевской - почему м нарушаться вопросная речь

- Надо услышать

- Суметь сартикулировать. Нужна для артикуляции -

- серийная переключаемость с одного звука на другой

- И ощущение произнесение каждого звука

- Может внести - объем восприятия - не хватает объема для схватывания слова.

Какой м сделать вывод - эти все моменты м быть причиной нарушения речи. Если говорим. что проводниковая афазия - нет конкр инф. Описание симптома. С т зр нейропсихологии форма сомнительная.

Еще нюанс. Эта афазия часто встречается в литературе, почему? Наша нейро возникла на описании травматич случаев. Большая часть больных - пораж большая часть мозга. У чел м б несколько легких нарушений. Все понемногу. Это все складывается и получ общее нарушение.

Никогда наруш повторной речи не явл моно симптомом. Это мы всегда смотрим при нейрообследовании. Мы даем пробы на разные уровни

Самый простой - повторить звук - 2 звена –

- различение

- и артикуляция

(Если слово - надо учесть - намного больше звеньев, и все могут страдать)

Артик

Память и т д

След - форма речи номинативная - выделяется в данной классификации.

Номинативная - это называние. Часто видим проблему с называнием

Может возникать при пораж различ зон -

- страдает переключ - эффер мот,

- ощущение от орг артик - аффер,

- сенс

- Но это м наблюдаться и отдельно, изолированно. В частности при амнестич афазии. Этот дефект может выступать ярко. Чел не испытывает проблем, но не может подбирать слова.

При работе будем использовать опред технологии

- Такая же проблема при акустико мнестич

Проблемы с называем и снижается объем восприятия - пораж сред вис извилины.

В основе проблем с называнием -

1. нарушение образов представлений

2. проблема выбора нужного слова из семантического поля.

Теперь про письменную речь

Главные особенности.

Включ письмо и чтение.

1. Более позднее появление в психич сфере чел, когда все впф уже появились

2. Ее произвольность. И формирования и протекания

3. 3 особенность - письменная речь появляется только в процессе специального обучения.

Для чего нам надо знать про письм речь

При разных форма афазии будем р письмо и чтение. Они наруш также вследствие того, что выпадает то или иное звено

При эффер - наряду с наруш устной речи - не м переключаться, также страдает и письмо и чтение

Когда чел пишет - он себе диктует. То же самое при чтении.

Занимаясь восстановлением, наряду с восст устной речи занимаемся вост письма. Но не во всех формах. Напр при аффер - если сразу будем включать письмо - можно навредить.

Функции речи.

Коротко.

- Коммуникативная реализуется в 2 видах

Сообщение и воздействие.

С целью передать инф, или с целью воздействовать

- След функция - регулятивная. Заключается в регулировании собственного поведения и организации и связывании. Опосредованная всех других психич процессов.

- След функция - обобщения.

Каждое слово несет опред значение и это значение как бы имеет 2 гл свойства

1. Выделение существенных признаков предмета.

2. 2 отнесение предмета на основе обобщения признаков к опред категории.

Т е когда говорим слово стол - имеется в виду не конкр стол, а обобщенное понятие - некот предмет, имеющий поверхность, разное колич ног - 1 - 3-4. Слово вып функцию обобщения

- След функция - познавательная.

Благодаря речи мы познаем окр мир. Можем познавать те стороны действительности. кот были бы недоступны.

- еще функция номинативная

След тема

Семантика речи

3 компонента

- Значение

- Смысл

- Предметная отнесенность

Каждое слово помимо звучания несет на себе опред значение, благодаря кот возникает возможность понимания инф, заключенной в словах, т е слово становится речью только в том случ, когда нач что-то обозначать, нести опред значение.

· Значение -

это обобщенное и устойчивое отражение предметного содержания слова.

Значения явл общим для всех, говорящих на данном языке.

Слово - представляет собой единство звука и значения

Т е звуки явл материальными носителями нематериального значения слова.

Значение связано со звучанием слова.

- У взрослого человека материальный носитель - на переднем плане всегда содержание слова, его значение. Когда мы общаемся, мы не воспринимаем, как говорим. Мы воспринимаем значение.

- При обучении языку, при некот формах афазии слово утрачивает значение и на передний план снова выходит его звучание. Мы отрабатываем материальный план - произнесение. Потом опять будет процесс интериоризации и на передний план выйдет значение

Внешним аппаратом значения явл структура слова с его корнями, суффиксами. В зав от этих составляющих меняется значения слова.

Это кас значения.

· След категория - смысл

Эта сторона изучается многими направлениями психологии. Смысл - это индивидуальное значение слова, кот приобретает данное слово для чел в каждой конкр ситуации.

Смысл слова зав от совокупности знаний чел. его жизненного опыта. Важной особенностью смысла явл то, что он связан не просто со звуковой структурой слова, а с целой фразой или высказыванием. Мы м сказать одну и ту же фразу с разной интонацией. И эта фраза может приобрести противоположный смысл.

- Т е значение связано с конкр словом.

- Смысл связан с целостной структурой.

Основой понимания людей явл общность значений слов. Каждое слово имеет опред значение, и эти значения для всех одинаковы

(Если смотреть на тоталитарные секты - они нач вводить новые слова или придавать другие значения словам. Приводит к тому, что чел, кот долго там, нач терять значение слов - проблемы с коммуникацией. Напр саентологи).

Для чего нам нужно исследовать значение и смысл - при разных формах афазии они наруш по-разному

Есть формы афазии при кот страдает значение и сохран смысл. Есть противоположная картина

Мы должны опираться на то что более сохран

- Сенс - страдает значение - чел не различает звуки.

Если просим показать пол или потолок - он и не м показать - не воспринимает материальную сторону речи. Не может извлечь значение. Можем дать картинки и просить показать велосипед, мяч - он не покажет. По отдельности слова утрачивают значение.

Если начнем говорить развернутыми фразами - с интонацией - уровень понимания возрастет - целостное понимание.

Будем опираться на смысл при работе с больными. Как это делается. Если положим несколько предметных картинок и будем просить показывать, он не сможет. Если изменим сит и положим не предметные, а сюжетные картинки - составим маленький рассказ - увидим. что уровень понимания резко возрастает. Больной не понимая ни одного слова по- отдельности. очень хорошо схватывает смысл. Т о сохранность смысловой сферы - позволяет разработать технологию для работы. Можно использовать готовые технологии. Это четко видно на больных.

След пример - противополож картина

- Семантич афазия.

Больной без проблем понимает отдельное слово - сохранно звукоизвлечение. Но не понимает грамматич конструкции, кот несут опред смысл

Они воспринимают отдельные значения слов, входящих в конструкцию, но при этом не могут воспринять смысловую структуру. Брат отца и отец брата. Для больных эта конструкция не более чем 2 слова - не одно понятие. Они не понимают, что стоит за их объединением. Они нах в пространств отношениях и порядок меняет смысл. Мы должны это учитывать в работе

- Еще интересный феномен. Нарушение внимания переносному смыслу - поговорки, метафоры.

У больных с афазиями, в част с акустико мнестич (бывает и семантич) наруш понимания пословиц - вместо скрытого смысла воспринимает прямой смысл - не смысловую структуру - а значения. Кот наплакал. Прямое понимание - коту грустно.

Или большой человек- высокий.

Или золотая голова - голова статуэтки.

На первый план понимание внешнего значения.

Это наруш более выс уровня. Страдает мышление. При работе с больными эти вещи потом проходят. Возвращается понимание переносн смысла.

При акустико - мнестич - это яркий симптом.

Как если больного шизофрении смотреть - ничего не увидите, потом спрашиваете смысл пословицы.

И при акустико мнестич - говорит слегка упрощенно, подбирает слова. А на пословицах очень заметно. Это связано с тем, что акутико - мнестич - затрагивает третич отделы - сред вис извилина и видим наруш более выс уровня в отлич от других - здесь уже третич зона. Наруш затрагивает и другие психич процессы. Как и при семантической.

Т о мы в ходе обследования д выяснить, что страдает в прев очередь - значение или смысл. Это и диагностич момент, и дает возможность видеть сохранную сторону психич деят, кот необходима для работы

· 3 сост семантики - предметная отнесенность слова.

Каждое слово связано с опред предметом. Слово замещает предметы, объекты. Показывает как формируется фонематич слух. Чтобы мы могли различать слова дома или дом - разные предметы называются разными словами. У разных народов фонематич строй языка будет различаться. Есть народы. где используется высота - у людей абс слух. Предметная соотнесенность лежит в основе формирования фонематич слуха. Указывает на связь слова и предмета.

След вопрос -

Психологическая структура речи.

Различается для устного высказывания и для понимания

- Говорение требует перехода из внутр плана к внеш.

- Понимание из внеш плана во внутр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: