Сопротивление

В данном разделе сценических навыков сопротивление рассматривается с точки зрения сценического действия.

Формы борьбы между двумя или несколькими персонажами на сцене могут быть крайне разнообразны.

Борьба может происходить без оружия и с оружием в рукаж «ак холодным, так и огнестрельным.

. Оружием может служить нож, кинжал, наваха, рапира, сабля, штык, ружье, револьвер, а также палка, хлыст и другие самые различные предметы.

Цели борьбы могут быть также различны, например:

1) оттолкнуть от себя или столкнуть партнера;

2) вырваться из рук;

3) удержать вырывающегося партнера;

4) увести сопротивляющегося за собой;

5) обезвредить его: сбить с ног, повалить, избить, ранить, убить;

6) вырвать, выбить, отнять вещь;

7) обезоружить от различного вида оружия: нож, палка, сабля, револьвер и т. д.

Бокс, борьба, фехтование, дзюу-до и другие йиды за-~:щиты к нападения на.сцене в чистом виде применяются довольно редко и 'Обычно в виде коротких схваток, ради которых невозможно изучить все виды и способы защиты и нападения, тем более, что каждый из них требует длительной тренировки.

Поэтому здесь мы не рассматриваем приемов и правил той «ли иной борьбы, тем более, что по всем указанным видам имеется специальная литература.

Задачей данного раздела является, во-первых, ознакомить занимающихся с элементами всякого 'сопротивления: толчком, ударом, рывком, тягой и т. д., во-вторых, научить правильно распределять и использовать центр тяжести, вес, силу и инерцию тела как своего, так и партнера, «е затрачивая той физической силы, которая необходима при настоящей борьбе, и, в-третьих, научить правильно и четко пользоваться приемами борьбы и сопротивления (как парному, так и групповому), а также зрительно интересно и разнообразно построить то или иное сценическое действие.

Вначале изучается техника движения и прививаются навыки различного вида сопротивления и борьбы. Затем упражнения производятся с наименьшей затратой энергии, не изменяя, однако, внешнего рисунка напряженного движения.

Умение передать усилие и напряжение, фактически не вкладывая его в движение, необходимо для актера, так как это научит его сохранять силы и не нарушать правильности дыхания.

Сплошь и рядом, не обладая этой техникой, -актеры из-' бегают динамических моментов роли (обкрадывая этим себя и зрителя), так как непосредственно после физического напряжения они не в состоянии говорить, а В особенности петь. А те моменты борьбы, которые' все же мы видим на сцене, в большинстве случаев проводятся весьма •формально или условно и недостаточно четко и ярко.

В занятия данного раздела могут быть введены самые разнообразные приемы борьбы, защиты и нападения, так как задача их не обучить какому-нибудь одному из '.этих видов, а научить использовать данные и 'Возможности как свои, так и партнера, преодолевая, используя и учитывая сценическую площадку, а также время с тем, чтобы с минимальной затратой физических сил создать наиболее яркое и сильное (сценическое действие.

Ознакомившись с элементами сопротивления, актер в любой момент без труда сможет изучить несколько приемов

той или иной борьбы, передать стиль и характер движений, избрав для сценического действия наиболее характерные и действенные примеры.

Последнее особенно важно для актера, так как целый ряд примеров настоящей борьбы недостаточно сценичен, чтобы в короткой одном'ияутной схватке дать динамически насыщенную борьбу, драку или целый бой.

Поэтому спортивная борьба, бокс, дзюу-до и другие виды борьбы в виде настоящего соревнования на сцене неприм е в и -м ы, так как на сцене не может быть случайностей.

Выше было указано, что при сопротивлении на сцене в движение не должно вкладываться усилие. Это- необходимо помнить при всякоц борьбе, причем все движения при сопротивлении на сцене, во-первых, должны иметь уо-роший, четкий «посыл», во-вторых, не всегда должны быть доведены до конца и во-время остановлены, в-третьих, сила ре а к ц и и на удар, рыаок должна соответствовать с иле посыла этого удара или рывка и, в-четвертых, все движения партнеров должны быть строго с о г л а-сованы между собой.

Упражнения

982. Выходное положение. Один стоит или сидит на стуле, вытянув руку перед собой, затем сгибает руку, сжимая пальцы в кулак. Второй подставляет левую руку под локоть первого, а правой берет его за кисть.

Упражнение. Второй должен разогнуть руку первого. Тот сопротивляется. Затем первый должен согнуть руку обратно, второй ее задерживает.

То же: другой рукой.

983. Втроем. Выходное положение. Один становится между двумя партнерами и разводит руки к стороны, согнув их в локтях.

Упражнение. Оба партнера стараются разогнуть ему руки.

То же: средний старается сагнуть руки, стоящие с боков задерживают.

984. Выходное положение. Встать лиц-ом друг к другу. Ноги косо — врозь. Вытянуть вперед, вниз правые руки, сжав пальцы в кулак. Руки скрестить вплотную выше кисти.

Упражнение. Отвести руку партнера в сторону. •

То же: скрестив руки тыльной стороной.

То же: подняв- руки выше.

То же: обеими руками.

Соединить свои руки, скрестив пальцы, и отводить руки партнера соединенными руками вправо и влево.

985. Борьба с палка!ми. Выходное положение. Взять палку двумя руками и скрестить ее внизу с палкой партнера.

Упражнение. Отвести палку партнера в сторону.

986. Отведение ноги. Выходное положение. Встать лицом друг к другу. Руками обхватить партнера выше локтя. Вытянуть перед собой правую ногу и скрестить ее с правой ногой партнера.

.Упражнение. Отвести ногу napraepia в (сторону.

То же: скрестив ноги наружной стороной.

987. Выходное положение. Встать лицом друг к другу, взявшись за руки. Поднять правые ноги, согнутые в коленях, и зацепиться за ногу партнера.

Упражнение. Выпрямить ногу партнера, сгиба» свою.

988. Нагибание партнера. Выходное положение. Встать лицом друг к другу. Ноги врозь. Обхватить друг друга за плечи.

Упражнение. Наклонить партнера в сторону.

То же: стоя на месте. Повалить партнера на пол.

989. Выходно е положение. Сесть за стол, поставить правые руки локтями на стол.

Сцепить руки, взяв друг друга за большой палец и кисть. (Рис. 1376.)

Упражнение. Положить руку партнера на стоя.

То же: стоя на коленях перед табуретом. Руки на табурете.

То же: лежа на полу. Ноги врозь.

Сцепления

990. Выходное положение. Встать лицом друг к другу. Сцепить руки с руками партнера, скрестив пальцы.

Упражнение. Поставить партнера на колени.

991. Цыганская борьба. Выходное положение. Лечь на иол, на спину, рядом, головами в разные стороны. Взяться под руки. Поднять внутри лежащие ноги кверху и скрестить их. '

Упражнение. Перевернуть партнера за ногу.

То же: зацепившись снаружи лежащими ногами.

992. Шведская борьба. Выходное по-ложе-н и е. Встать лицом друг к другу, одну ногу выставить вперед вплотную к ноге партнера. Взяться правыми руками за кисть. (Рис. 137, 137а и 1376.)

Упражнение. Отталкивая, таща на себя и оттягивая в сторону, стащить партнера с места или свалить на пол (на мат).

То же: другой рукой.

То же: стоя на одном колене.

993. Подножка (на матах). Выходное положение. Встать лицом друг к другу. Взяться за плечи или за пояса.

Упражнение. Стоя на одной ноге, другой столкнуть опорную ногу партнера и повалить его на пол.

994. Пе"р сталкивание. Выходное положе-н и е. Встать лицом друг к другу, одну ногу выставить вперед. Обхватить друг друга за.руки выше локтей.

Упражнение. Сильно напирая вперед, сдвинуть (оттеснить) партнера нааад.

То же: держа перед.собой горизонтально палку на уровне груди.

995. П е р е т а л к и в а н и е с п а. л к а м и. Выходное положение. Взять по палке. Встать лицом друг к другу. Другой рукой взяться за палку партнера. Захватить палки ближе «середине, концы прижать к себе локтями/

Упражнение. Оттеснить партнера назад.

То же: с палкой поперек.

996. П еретал к и в а н ие спиной. Выходное по-л о ж е н и е. Встать вплотную спинами друг к другу. Поднять руки в стороны и сцепиться кистями.

Упражнение. Оттеснить друг друга назад.

997. Пе рета лкив а не шеренгой. Выходное положение. Встать в две шеренги, спинами одна к другой. Взяться под руки и подойти вплотную, шеренга к ше-

У пражнение. Оттеснить шеренгу противников на-

'998 Пер'сталкивание шеренгой. Выходное положение Встать в две шеренги лицом друг к другу. Каждый обхватывает справа и слева стоящего за талию или за ллечи. Подойти.вплотную, шеренга к шеренге, плечо к плечу в шахматном порядке.

Упражнение. Оттеснить шеренгу противников назад.

999. Переталки;вание парное. Выходное положение. Встать лицом друг к другу. Руки сложить за спиной. Наги врозь. Подойти вплотную и опереться правым-плечом.

Упражнение. Оттеснить противника назад.

То же: другим плечом.

1000. Пер еталкивание парное. Выходное положение. Встать лицом друг,к другу, опуститься на колени, на четвереньки, опираясь на пол вытянутыми руками. Подойти вплотную, утираясь правым плечам.

Упражнение. Оттеснить друг друга назад.

То же: левым плечом.

1001. Отталкивание. Выходное положение. Встать лицом друг к другу. Одну ногу выставить вперед. Руки ладонями вперед согнуть перед собой и упереться в ладони противника.

Упражнение. Сильным толчком столкнуть противника с места.

1002. Сталкивание со стола. Выходное положение. Встать на стол лицом друг к другу.

Упражнение. Толчком плеча столкнуть партнера со

То же- толчком рук в плечи.

1003. Ста л кивание с мест а. Выходное положение. Итти навстречу друг другу.

Упражнение. Не доходя одного шага до противника, слетка выдвинуть вперед правое плечо, подпрыгнуть кверху и вперед, столкнуть партнера с места.

То же: в положении полуприседа и приседа.

1004. Петушиный бой. Выходное по ложе-:i и е. Встать лицом друг к другу на расстоянии двух-трех шагов. Встать на правой ноге, другую согнуть и захватить руками сзади за подъем.

Упражнение. Прыгая на правой ноге, толчком плеча оттеснить партнера.

То же: на левой ноге, левым плечам.

1005. Перетягивание. Выходное положение. Встать правым боком друг к другу и взяться правой рукой в замок. (Рис. 137а.) Опереться наружной стороной правой ступни, носками вовнутрь, в ступню партнера.

Упр ажнение. Перетянуть партнера на свою сторону, используя силу и вес своего тела.

1006. Перетягивание ногой. Выходное положение. Встать правым боком друг к другу, поднять пр:авые ноги и зацепиться ступнями, согнув носок на себя.

Упражнение. Прыгая на левой ноге, перетащить партнера на свою сторону.

То же: другой ногой.

1007. Перетягивание за палку. Выходное п о ло ж е н и е. Двое становятся лицом друг к другу на расстоянии двух шагов. Между ними на пол кладется концами к ним палка.

Упражнение. По сигналу 'схватиться за концы пал--ки и перетянуть партнера на.свою сторону.

То же: паяка лежит концами в стороны, ухватиться за середину 'обеими руками.

1008. Перетягивание за палки. Выходное положение. Лицом к партнеру. Взять две палки за концы.

Упражнение. Оттащить партнера на стою сторону.

То же: оттеснить назад.

1009. Перетягивание за кольдо. Выходное положение. Встать боком к паргпнеру. В правую руку

взять кольцо.

Упражнение. Перетянуть партнера на свою сторону.

1010 Перетягивание головой. Выходное положение. Встать лицом друг к другу. Обоим на голову надевается связанное за концы полотенце или широкий кушак.

.288

Упражнение. Пятясь назад, перетянуть партнера на свою.сторону.

То же: стоя на четвереньках и высоко подняв голову.

1011. Игра групповая. Выходное положение. Две шеренги становятся на расстоянии пяти-семи тагов друг от друга, перед каждой проводится черта. Из правой шеренги выходит один — водящий и подходит ко' вторым, которые вытягивают руки перед.собой.

Упражнение. Водящий неожиданно схватывает кого-нибудь за руку и вытягивает его за черту. Если.он его вытащит, тот идет в плен к первым, если нет, сам остается у вторых. Затем идет вожак из второй шеренги и т д., пока не будут перетянуты все на одну сторону.

1012. Ин д ей с к и и танец. Игра групповая. Выходное положение. Все становятся,в круг. Посредине ставят несколько булав на расстоянии сорока-пятидесяти сантиметров друг от друга. Все, взявшись крепко за руки, идут ло кругу.

Упражнение. По команде каждый сталкивает соседа за руку в круг так, чтобы тот уронил булаву. Уронивший выходит из игры.

1013. Игра групповая. Выхо'дное положе-н и е. 8<ге выстраиваются в шеренгу и берутся за руки. Посредине зала во всю длину шеренги ставятся булавы на расстоянии тридцати-пятидесяти сантиметров. По команде шеренга бежит вперед и, пробегая между булавами, старается столкнуть на них соседа. Уронивший булаву выходит из строя.

1014. Групповое перетягивание. Игра. Выходное положение. Все делятся на две партии. Головные становятся друг против друга и берутся руками в замок. Между ними проводится черта. Остальные становятся в затылок и обхватывают друг друга за талию.

Упражнение. Перетянуть противников на, свою сторону, чтобы головной переступил через черту.

То же: головные берутся за кольцо или палку.

1015. Перетягивание каната. Дъе партии становятся лицом к 'Середине. По команде все наклоняются,-поднимают канат и тянут на свою сторону. (Рис. 140.)

1016. П е р е т я г и в а н и е к а и а т а. Игра. Концы ка-напга крепко связываются. Все становятся в круг, взявшись за канат. Внутри перед носками ног стоящих на полу чертится круг. По команде каждый тянет канат в свою сторону. Переступивший черту выходит из круга. •' ';

1017. То же: встав в середину круга спиной к центру так, чтобы канат оказался снаружи, нажимом вперед, каждый старается оттянуть канат огт середины. Отступивший назад выходит из игры.

1018. П ер ет яг ив ан и е шеста вдоль. Длинный шест кладется на пол. Все делятся на две партии и становятся вдоль шеста, лицом к центру. По команде все берутся за шест и тянут на 'Свою сторону.

1019. Перетягивание шеста. Взявшись за шест,, как в упражнении 1018, обе партии, упираясь в шест, стараются оттеснить противника назад.

1020. Пер етя г ив ани е за шест поперек. Две шеренги становятся лицом друг к другу в шахматном порядке (в промежутках) и берутся за шест. По команде обе шеренги тянут шест на свою сторону.

1021. Переталкивание с шестом. Взяться за шест, как в упражнении 1020, и сильным нажимом вперед оттеснить противников.

1022. Отнимание палки. Выкручивание. Выходное положение. Встать лицом друг к другу и взяться обеими.руками за палку на уровне груди.

Упражнение. Выкручивая палку,.отнять ее у партнера.

Так же отнять кольцо.

1023. О т ни м ание мя ч а. Выходное положение. Обхватить медицинбол обеими руками. Партнер подходит вплотную, ухватывается за мяч и, выкручивая и вырывая, старается отнять его.

То же: на мате, с броскам 'партнера на пол.

1024. Освобождение от захвата руки. За-хват. Первый захватывает обеими руками правую руку второго выше кисти.

Освобождение. Второй сжимает пальцы правой

руки в кулак, захватывает сжатый кулак левой рукой и резким поворотом. влево с наклоном вниз освобождает РУКУ-Примечание. Упражнение производится в полсилы.

1025. Освобождение 6т захвата рук. Захват. Первый, сжав руки в кулак, поднимает их перед собой кверху. Второй схватывает аго за руки выше кисти.

Освобождение. Первый резко опускает руки вниз, разводя их в стороны, и, наклоняя корпус вперед, освобождается от захвата.

Примечание. Упражнение производится в полсилы.

1026. Освобождение от захвата рук. 3 а-х в а т. У первого руки опущены вниз. Второй (Схватывает ело зя руки.

Освобождение. Первый, сжав пальцы в кулаки, быстро поднимает руки вверх, затем в стороны и резко дергает на себя, освобождаясь от захвата.,

Примечание. Упражнение производится в полсилы.

1027. Освобождение от захвата за горло. Захват. Первый обхватывает за горло второго обеими руками.

Освобождение. Второй, сцепив пальцы ICBOHX рук, заносит руки в сторону. Одновременно с шагом назад делает рывок головой назад «бьет соединенными руками по рукам.противника, ближе к кистям и слепка вверх, освобождаясь от. захвата.

Примечание. Упражнение производится в полсилы.

1028. Освобождение от захвата. Захват. Первый обхватывает второго спереди.

Освобождение. Второй руками нажимает снизу в подбородок противника и освобождается от захвата. Примечание. Упражнение производится в полсилы.

1029. Захват руки. Первый, стараясь схватить за горло, бросается на второго, второй схватывает его за большой палец правой руки и выворачивает его кнаружи, заставляя нападающего присесть и повернуться спиной. Примечание. Упражнение производится в иолсилы

1030. Захват руки. Схватить нападающего обеими руками за кисть, левой рук-ой сверху, со стороны большого пальца, а правой снизу за ладонь и быстро согнуть и повернуть всю ладонь кнаружи.

Примечание. Упражнение производится в полсилы.

этюды

Постепенно вводятся этюды, где приходится преодолевать фактически несуществующее сопротивление человека или вещи.

1031. Р а стяг-ив а яи е резины-пружины. Выходное положение. Встать в положение чшлувыпада левой ногой вперед. Наклониться вперед и опереться левой рукой на колено. Пальцы обеих рук сжать в кулак и приставить правый кулак к левому.

Упражнение. Подтянуть кулак правой руки кверху до пояса, как бы растягивая резину, и быстро опустить руку вниз'в первоначальное положение. Выдох.

Во второй раз потянуть рукой до груди, немного выпрямляя корпус, голову и левую ногу, и еще резче вернуться обратно. Выдох.

В третий раз потянуть еще сильнее, доведя руку до плеча, сильнее выпрямляя корпус, голову и левую ногу, и еще резче вернуться в выходное положение. Выдох.

В четвертый, и последний, раз резким рывкам рвануть руку к плечу, одновременно откидывая корпус и голову назад, поднимаясь на носки и перенося тяжесть тела на правую ногу. Быстрым резким броском 'согнуться вперед сильнее, чем в выходном положении. Выдох.

То же: другой рукой.

Когда все движения будут выполнены правильно и достаточно энергично, повторить осе упражнение, не напрягаясь, с минимумом затраты энергии, во так же четко по-

давая все движения и передавая характер сильного, напряженного движения.

1032. Отрывай не палки от стены и вырывание из земли. Выходное п о л о жени е. Взять палку обеими руками и приставить одним концом к стене на уровне груди.

Упражнение. Не отрывая палки от стены, рвануть корпусом и головой назад, как бы отрывая палку ют стены, чтобы осталось 'впечатление, что палка вделана в стену.

То же: палку поставить одним концом на пол. Дергать и поворачивать палку, как бы стараясь вырвать ее из земли.

1033. Завинчивание и вывинчивание крышки люка. Выходное положение. Положить на пол медицинбол.

Упражнение. 'Обхватить его с двух сторон руками и медленным движением поворачивать его в сторону, как бы завинчивая тяжелую крышку люка.

То же: в обратную 'Сторону, как бы отвинчивая крышку.

То же: вдвоем, помогая друг другу.

1034. Борьба на столе. Выходное положение. Встать на стол лицом друг к другу.

Упражнение. Построить борьбу двоих, на любых ранее пройденных приемах, учитывая небольшую и возвышенную площадь. Например, первый захватывает второго обеими рунами выше костей. Первый выкручивается и захватывает второго за ногу или за шею и т. д. Надо стремиться, чтобы во все движения было вложено минимум напряжения, но чтобы действенность и напряженность борьбы от этото не пропадала.

1035. Освобождение от захв'ата. 'Выходное положение. Первый захватывает кисти рук второго.

Упражнение. Второй должен освободиться от захвата любым приемом но не вкладывая в него напряжения. Отсутствие напряжения не должно быть заметно ни у первого, ни у второго.

То же: один держится за лестницу, второй старается его оторвать от нее.

1036. Борьба втроем. Выходное положение.- Двое захватывают третьего.

Упражнение. Захваченный, не вкладывая усилия, должен, вырываясь, выкручиваясь и т. д., освободиться. Двое, захватившие его, должны реагировать на все его движения, также не вкладывая силы. По сигналу.все трое замирают' в тех положениях, в которых их застал сигнал.

Расцепить руки, не меняя положения тела, и проверить правильность выполнения задания и особенно правильность расположения центра тяжести тела.

1037. Отнимание вещи. Выходное положение. Взять любую вещь: мяч, паласу, книжку, стул и т. д.

Упражнение. Один должен отнять вещь у другого, затрачивая минимум сил. Все движения должны быть оправданы и разнообразны.

1033. Перетягивание". Выходное п о л о ж е-н и е. Все 'Строятся в затылок по одному на две колонны, одна колонна против другой. Первые головные берутся за руки, а стоящие сзади обхватывают передних за талию. Одна колонна должна перетянуть другую на свою сторону. В движения сила не вкладывается, но все движения должны быть строго согласованы, и моменты перевеса сил той или иной колонны, должны быть переданы всеми одинаково.

По сигналу все разводят руки в стороны. Тот, кто вкладывал в движение усилие, не сможет сохранить точно свое положение в момент сигнала и потеряет равновесие.

То же: заранее договорившись о перевесе сил одной колонны. Но.в момент «уступания» направление движения уступающих должно оставаться тем же, изменяется лишь положение тела.

1039. Защита от револьвера. Первый выхватывает револьвер и направляет его на второго. Тот поднимает руки вверх и одновременно быстрым вамахом ноги вверх выбивает револьвер из руки противника. Удар ногой не должен быть сильным. Первый должен держать револьвер Б свободной руке, не напрягая кисти и локтя, и в момент удара слегка расслабить руку, дав вылететь револьверу, но ни в коем случае не бросать его нарочно, даже если бы прием не удался.

1040. Захват руки. Первый подбегает ко второму и пытается схватить его за горло или ударить по лицу. Второй должен поймать его за ладонь и повернуть ее кнаружи, в сторону большого пальца. Первый -совершенно не должен сопротивляться «пассивно повернуться и.опуститься иа колени. Все тело должно быть абсолютно свободно.

1041. Опрокидывание на спину. Подбежать вплотную к противнику, присесть и направить удар головой в живот. Одновременно обхватить его за ноги под колени и, дернув на себя, опрокинуть на спину. Второй быстро группируется и уходит назад задним кульбитам. (См. «Акробатика».)

1042. Нападение двоих на одного. Первый проходит с папиросой. От стены отделяются двое, и один из них подходит вплотную. Другой обходит сзади. Первый, оценив положение противников, быстрым поворотом наносит удар кулаком снизу в подбородок сзади стоящему. Тот реагирует падением назад с поворотом на бок и на руки. После удара первый быстро приседает, а стоящий противник, который приготовился 'сзади навалиться на первого, летит через него и заканчивает падение каскадом. Первый убегает. (См. «Акробатика».)

1043. Один против двоих. Первый бьет второго кулаком снизу и сбоку в нижнюю челюсть. Второй падает на бок. В это время третий прыгает сзади на спину первому. Первый, подняв руки кверху, захватывает его за шею и, нагибаясь вперед, перекидывает его через <оебя. Третий в свою очередь перекидывает его вперед через себя. Первый освобождает руки, быстро повертывается лицом if третьему и наносит ему удар ногой в живот, тот резко сгибается вниз, падает вперед и перевертывается через плечо. Первый убегает.

Проведя ряд этюдов, где борьба происходит между двумя или тремя партнерами, можно провести групповую-борьбу, построенную на тех же элементах.

1044. Этюд для девяти.,

Четверо ведут двоих, которые сопротивляются. Появляются еще трое, задача которых — освободить двоих. У каждого из этих девяти человек есть определенная кон-, кретная задача. Один должен вырваться из рук, другой — задержать противника, третий — обезоружить и т. д.

Вначале каждый прием, введенный в борьбе, разучивается отдельно, затем постепенно они соединяются по два, по три, а потом уже проводится вся борьба в непрерывном, быстром и живом темпе.

По изучению техники того или иного приема следует проводить их с музыкой, в определенном ритме, приучая укладывать движения в определенные ритмические рамки и определенное время, давая их в четкой, законченной; форме,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: