Условие движения автомобиля:
,
где – сила тяги автомобиля, кг-с;
W – сила сопротивления движению, кг-с.
Рис. 1. Схемы для расчета тягового усилия при движении автомобиля:
а – на горизонтальном участке, б – на подъём
Сила сопротивления при движении автомобиля по горизонтальной плоскости ():
,
где G – вес автомобиля, кг-с;
Q – вес груза, кг-с;
– коэффициент сопротивления движению ().
Сила сопротивления при движении автомобиля под уклон (), (рис.1, б):
,
где b – угол подъёма дороги, град.
Так как углы подъёма дороги незначительны, принимаем
.
Общая сила сопротивления перемещению автомобиля на подъём:
Общая сила сопротивления перемещению автомобиля на подъём:
.
Максимальная сила тяги:
,
где – грузоподъёмность автомобиля, кг-с.
Мощность двигателя:
где – скорость движения автомобиля, м/с;
– коэффициент полезного действия (КПД) механизма передвижения ().
Сила сцепления:
,
где P – нагрузка на ведущие колеса, кг-с;
– коэффициент сцепления (при движении по сухому асфальтовому или бетонному покрытию = 0,5 ÷ 0,6, по мокрому – = 0,3 ÷ 0,4).
|
|
Условие движения автомобиля без скольжения:
, т. е. .
Максимальный подъем, преодолеваемый автомобилем:
Сила сопротивления буксирного тягача с прицепом (тележками):
,
где – вес тягача, кгс.
– вес одного прицепа, кгс.
Z – количество одинаковых прицепов, шт.
Сила сцепления буксирного тягача с прицепом (тележками):
,
где – часть веса тягача, приходящаяся на ведущие колеса, кгс.
Из условия возможного перемещения
Определяем количество прицепов, которые можно прицепить к тягачу при известном подъеме.
.
Количество машин:
,
где Q – количество груза, которое необходимо перевезти, тонн;
Т – количество часов работы транспорта (за сутки или за смену), час;
– производительность одной машины, тонн/час.
Производительность одной машины:
,
где – грузоподъёмность машины, тонн;
– коэффициент использования грузоподъёмности;
– коэффициент использования машины во времени;
– полное время одного рейса (одной ездки).
Время ездки:
,
где – время погрузки машины;
– время разгрузки;
– скорость движения автомобиля с грузом;
– скорость движения автомобиля без груза;
– общая длина пути в оба конца (длина пути одной ездки).
.