Осн подход - используем сохранные уровни. Переводим наруш функцию на сохр - это м быть низший - как при эффер. Или более высший - это уровень осознания. Для работы мы используем переход на более осознанный уровень. Для больных м быть доступно через сознательную работу.
Центр задачей является преодоление дефектов пространственного восприятия.
Цель ю является - восстановление понимания граматич конструкций речи.
Очень важна последовательность работы с больным. Мы можем заниматься восстановлением только создав базу. Восстановив восприятие пространства
1. 1 стадия восстановление восприятия прост отношений. Учим ориентировке в реальном пространстве.
Не касаемся непосредственно речи. Работа от наиболее простого к сложному.
Предлагаются фигуры - найти подобную фигуру среди 2 - там зеркальные картинки
Постепенно задания усложняются.
Восстанавливаем понимание правого и левого - для этого вкладываем какой-то предмет в правую руку. Мы воссоздаем нарушенный процесс. Пока он держит в руке, он помнит.
Вначале нач работу от координат собственного тела, потом переходим к координатам окр мира.
Могут быть упражнения. Можно с больным ходить и просить - поверните направо, налево. Важно. что это в деятельности. Можно давать лабиринты, в кот он движется, и мы говорим, куда поворачивать
Можно попросить нарисовать путь, по кот он пришел в кабинет.
Когда этих больных вызывают на обследование. обычно персонал знает и провожает. Иначе он м не найти дорогу в кабинет и обратно. Бывает, что приводят больного и выясняется, что есть проблемы и понимаешь, что проблемы тпо, и его надо провожать
Любые задания, кот направлены на восстановление понимания левого и правого
Даем 2 предмета - положите ручку на книжку, слева. Справа.
Постепенно переходим к речевой сфере.
Восстановив общее понимание координат пространства, переходим к речи
2. 2 стадия - центр задача - восстановление понимания в логико - грамматич конструкциях.
Наша первая задача довести до сознания больного относительности пространственного расположения предметов. Т е простр расположение одного предмета м установить лишь по отношению к другому предмету. Объясняем. что главным является тот предмет, местоположение кот мы определяем, второй. относительно которого - является второстепенным. Мы идем по пути осознанного анализа.
Лампа висит над столом - лампа - главный предмет
Стол стоит под лампой - стол - главный.
Сущ много методов - читать в книге. Мы раб на уровне осознания.
Разбираем. какой главный, какой второстепенный. Разбираем предлоги.
Если раб над более сложной конструкцией –
брат отца. идем путем сознательно анализа. Мы м разобрать на примере больного. Его отца, у его отца есть брат.
Сначала в развернутой форме, потом будет сворачиваться.
Но интериоризация не всегда доходит до полного автоматизма. больные понимают в разговоре. Для больных сохраняется отчужденность.
Семантич афазия хорошо поддается коррекции.
Самый главный путь - перевод речи на произвольный осознанный уровень. Идем через осознание грамматич конструкций.
Осталось динамич и акустико - мнестич.
Есть еще амнестич - она одна из простых.
Лекция 8 28.10.09
Сегодня последняя лекция.
Закончим 2 формы афазии - динамич и акустико - мнестич
Акустико - мнестическая.
Зона поражения - средняя вис извилина - 21 и 37 поля. Это третич кора. На перекрытии вис слуховой и зрит затыл.
Здесь нарушение носит более сложный характер. Ц выделяет 2 фактора.
1. 1 сужение объема акустического восприятия.
2. 2 нарушение зрительно - предметных образов - представлений.
Однако если посмотреть литературу - Лурия и др учебники - у этой формы во многих раб выделяется нарушение слухоречевой памяти. Это был первонач. взгляд на эту форму афазии
Эти мех были выделены Ц - она показала, что в перв очередь - сужение объема акустич восприятия. Лурия с ней согласился. Но в книге оказалась старая редакция.
Мы будем говорить про эти 2 мех. В книгах она пишет дипломатично. Что память м нарушаться - память как нач звено. Эхоич память, кот общая с восприятием.
В книге Лурия - упоминается оптическая - эта форма была ранее выделена, потом не вошла в классифик Лурии. Это и есть акустико - мнестич, где наруш образы - представлений
К чему эти мех приводят в устной речи больных
Эти больные могут в целом понимать обращенную речь. Осн дефекты возникают при увеличении объема поступающей верб информации. И в тех случаях, когда у больных происходит отчуждение смысла слова. Они могут слово слышать, но т к страдает зрит образ, слово не понимается больным, он слово повторяет, но для него недоступно, что это слово означает
- Т к страдают зрит образы. Больной с одной стороны испытывает проблемы с пониманием и проблемы, когда пытается актуализировать в разговоре.
Чел или припоминает другое слово из того же семантич поля, или же использует сохранную синтагматич сторону речи - т е происходит опора на некую связную речевую структуру - напр забывается слово «звезда» и больной припоминает – «над кремлем горят яркие звезды».
- Т е с одной стороны в устрой речи вербальные парафазии
- В импрессивной - больной испытывает проблемы с пониманием.
Когда говорили про сенсорную - отчуждение смысла слова - больной слышит, не наруш звуковой образ слова - он это слово не понимает
Такой же феномен - слово слышит - но не понимает. Т о обе височные формы - но мех разные
- В одном случае наруш звуковой образ слова,
- в другом - зрит - предметный
Как диагностируем –
просим нарисовать простые рисунки. Обычно - яблоко и грушу. Рыбу и птицу.
Больные дают интересные рисунки. При нарушении образов - происходит выхолащивание образов. Чел рисует более упрощенные. В грубых случаях могут быть квадраты и т д.
Это важный мех. Когда с больными работаем, если образы не восстановить - речь не восстановится.
Когда с таким больными рисуем - родственники бывают недовольны. Но если не заставить рисовать - речь не улучшится.
Образы представления - формируются с детства - реб слышит слово - все объединяется. Потом интериоризация. Одно слово нач обозначать группу
- 2 мех - нарушение объема акустич восприятия. - раньше это считалось нарушением слухоречевой памяти. Если положим картинки и попросим показывать. Если по одной - проблем не будет. В отлич от сенсорной - будут и проблемы при одной. эти больные воспринимают слово четко. Но если начнем называть по 2 по 3 слова, проблемы могут быстро вырасти.
Больной нач запинаться. Может показать нарп 1 картинку, а про другие переспрашивает
Проявляется при устной речи - больной слышит. но перестает понимать
Мы м почувствовать при чтении отдельных книг - предложения по пол страницы. Объем восприятия нач пробуксовывать. Мы нач терять начало. мысль еще не окончена и не укладывается при нашем объеме восприятия.
Диагностика –
показывать картинки. Или просто называем слова, и больной повторяет 1 -2 слова.
- Еще важное проявление средней вис извилины - нарушение понимания переносного смысла. Иногда это удивляет. Может общаться нормально. Видим интеллект человека и вопрос относительно пословицы - отвечает прямым текстом. Не только наруш - в целом переносного смысла - пословицы, метафоры, юмор.
Это мы рассматривали - наруш понимания значений и смысла.
- Там при сенс страдает понимание значений. Но остается понимание общего смысла.
- Здесь противополож картина- отдельное значение доступно, но страдает понимание общего смысла.
Это не просто наруш речи - это нарушение уровня мышления.
Это важная проба. Когда просим объяснить смысл пословиц.
Это может говорить и о других заболеваниях. Шизофрения. Полезно смотреть целостно. Может быть психотитч радикал. Есть обследование среди картинок - там психотич уровень.
Бывает. что наблюдается неврологич симптоматика и после инсульта - психотич. При инсульте меняется личность. Чел утрачивает навыки после инсульта. Это м быть посттравматич вещь. Любой инсульт - даже маленький - это большая проблема с работой мозга и психогенное переживание. Любой инсульт дает изменение в психике чел. вследствие системного строения.
Часто поступают больные из других городов, с акустико - мнестич. Эта афазия не всегда диагностируется. Врачи нацелены на сенсомоторную. Эта часто не обнаруживается. Бывают видны большие речевые проблемы. Просишь нарисовать - и видишь - что проблема с образами - представлениями.