Вопрос 12: Почему добрый и любящий Бог заставляет нас страдать. Чтобы изменить нас и заставить расти духовно

Любящий Бог, чтобы усовершенствовать нас, использует любые средства, что нередко причиняет боль несовершенным и греховным существам. Если у вас сломана и смещена кость, а врач пытается поставить ее на место, это очень больно. Как падшие существа мы, говоря метафорически, наполнены сломанными костями, и когда Бог, стараясь создать в нас христианский характер, расставляет это беспорядочное нагромождение костей по местам, мы испытываем немалую боль.

Но иногда мы сами навлекаем на себя страдания. Бог позволяет нам прочувствовать последствия нашего греха, чтобы мы, испытав все на себе, пришли к покаянию. В таких случаях страдание — инструмент нашего воспитания: так, прикоснувшись к раскаленной плите, мы отдергиваем палец с восклицанием: «О! Этого не следовало делать!». Боль назидает и вразумляет человека, о чем говорит автор Послания к Евреям, называющий это «наказанием» (см.: Евр. 12:8). Значит, иногда наказание настигает нас как наставление любящего Отца.

Однако не всякое страдание — результат греха, о чем говорил Иисус в притче о слепце (см.: Ин. 9). Ученики спросили Его, почему этот человек родился слепым, не по причине ли своих собственных грехов или грехов родителей? Иисус ответил: «…не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9:3). Затем через Иисуса Бог совершает Свое дело — исцеляет слепого, и тот прозревает. Отсюда следует, что не всегда болезни и беды — следствие нашего греха, ибо Бог может использовать их в Своих целях, когда мы обращаемся к Нему за исцелением.

Знаменитый атеист Фридрих Ницше однажды изрек поразительно глубокую библейскую истину: «Люди могут вынести любое страдание, если знают, ради чего живут». Любое тяжкое испытание облегчается, если рассматривать его в более широком и высоком контексте смысла и цели, то есть — в библейском контексте, называемом вечностью. Зло реально, но оно не свойственно первоначальному творению, и поэтому некогда оно будет уничтожено. Его власть над реальностью временна. Поразительна черта Божьего характера — Его способность использовать наихудшее из зол — распятие Своего безгрешного Сына — для достижения Своей благой цели: сокрушить сатану, спасти, укрепить и очистить нас и открыть нам славу Свою. В замысле Бога мы находим смысл страдания.

Блаженный Августин выразил смысл страдания в своей знаменитой формуле «святая вина»: «Не полное отсутствие зла и страдания было угодно Богу, а чтобы из недр этого зла вышло добро». Бог не мог не сотворить человека, Бог не отказался от идеи сотворения человека, даже несмотря на то, что Ему самому пришлось претерпеть великую боль ради искупления грешников. Почему? Причина одна: Его любовь. Его любовь настолько сильна, что, даже предвидя грех и страдание, которые должны были непременно омрачить Его творение, Он все-таки сотворил нас, даровав нам свободу выбора и человеческое достоинство. Это величайшая тайна на свете.

Но самое замечательное то, что у дилеммы греха и страдания есть решение. Да, мы падшие существа; да, наше грехопадение исказило все Божье творение. Но нам не нужно стенать под бременем вины и греха: есть путь к спасению, который открылся нам через искупительную смерть и воскресение Иисуса Христа.

К началу страницы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: