Когда дела идут из рук вон плохо, даже несгибаемые атеисты начинают грозить кулаком Богу, Который, по их словам, не существует. Мы инстинктивно обвиняем во всех наших неудачах Бога, и только Библия разъясняет нам, как Бог способен быть Богом — как Он существует вечно как конечная реальность и Творец всего сущего и при этом не виновен в существовании зла.
Согласно библейскому учению, Бог благ, и сотворенная Им вселенная совершенна, а ныне вселенная осквернена грехом, омрачена смертью и страданием. Поскольку Бог не является источником греха и страдания, то возможен только один вывод: существует самостоятельный источник греха, некая сущность, способная делать моральный выбор и творить в Божьем мире то, что этому миру изначально чуждо. Этому носителю греха не нужно быть вторым Богом, вторым Творцом, ибо зло, в отличие от добра, по своей природе не вечно.
Писание учит, что зло вошло в Божье творение в результате свободного морального выбора, сделанного первыми людьми в ответ на уговоры падшего духа сатаны. Подобно распространившейся повсюду чуме, этот дух пронизывает всю историю человечества как следствие свободного морального выбора, который люди продолжают делать до сегодняшнего дня.
|
|
По Своей доброте Бог позволяет смертным людям самим решать, хотят или не хотят они подчиняться Его благой и мудрой власти. Благость Бога не зависит от непослушания людей, от сделанного ими выбора в пользу зла. Зло существует из-за нежелания людей принять благо, которое предлагает Бог. Поэтому Бог не несет ответственность за зло. Виновны в этом только мы.
Бог создал феномен свободы; мы совершаем поступки, пользуясь этой свободой. Бог дал злу возможность существовать; человек использовал эту возможность, сделав зло реальностью. Норман Гайслер и Рон Брукс, «Когда скептики задают вопросы» |
Эта истина, как выжженное клеймо должна запечатлеться в нашем разуме, потому что в наш век утопий очень многие люди (даже среди христиан), склонны отрицать реальность грехопадения. Недавно я разговаривал с молодым новообращенным, который сказал: «Разве Адама и Еву нельзя воспринимать как символы человечества, а грехопадение — как символ греха, который для всех нас ловушка?». Но дело в том, что грехопадение нельзя свести до некоего символа, не умалив при этом четкого христианского смысла. Библия называет грехопадение однажды бывшим конкретным событием. Бог сотворил мир совершенным, но в определенный момент люди своим волевым актом отвергли путь Бога и согласились со злом, тем самым фактически отвергнув совершенный путь Творца.
Если грехопадение — просто символ постоянно присутствующего греха, если грех всегда был частью человеческой природы и неотделим от нее, то мы возвращаемся к тому, что Бог сотворил зло. Поэт Арчибальд Мак-Лиш касается проблемы зла в своей поэтической драме Джей Би, где рассказывается история современного Иова. Джей Би не может принять Бога, который творит людей несовершенными, а затем наказывает их за их несовершенство.
|
|
И он прав. Библия учит, что Бог не создал людей постоянно склонными к злу или не способными выбирать между добром и злом; она учит, что зло вошло в Божье творение и омрачило его.
Очень важно понимать историческую реальность Адама и Евы. Несмотря на поэтичность стиля Книги Бытие, ее важнейший философский смысл остается очевидным: сотворенная Богом вселенная была прекрасна, но губительная, деструктивная, катастрофическая перемена произошла вместе с вторжением греха, потому что люди сделали свой выбор и восстали против авторитета Творца. Этот выбор сбил с заданного ритма все творение. Это исказило и извратило мир, внесло в него смерть и разрушение.
Именно поэтому зло так отвратительно, так ненавистно; поэтому по ночам мы плачем о его последствиях. Наша реакция совершенно оправданна: мы чувствуем, что что-то не так, и здесь мы не ошибаемся.
Бог в силах послать нам утешение в наших печалях и боли: Он на нашей стороне. Не Он сотворил эту отвратительную гримасу греха в мире, но Он ненавидит зло. Защитник наш — Он, а не тот жестокий Бог, который навязывает нам страдания.
К началу страницы