Вопрос 89: если закон не может сделать человека лучше, тогда для чего возводить нравственность в закон

Во-первых, закон — учитель морали, вечная норма, поддерживающая порядок в обществе. Согласно библейскому учению, закон существует для организации общественного порядка, чтобы воплощать объективные критерии, основанные на божественных предписаниях.

Нам часто говорят, что узаконить мораль невозможно, однако мы не согласны с этим. Создавая закон, осуждающий убийство, мы, в сущности, выносим моральное осуждение. Если над этим задуматься, можно понять, что само принятие закона всегда включает в себя нравственную оценку того или иного типа поведения, что какие-то поступки мы признаем приемлемыми, а какие-то совершенно недопустимыми, и наша позиция отражается в принятом нами законе.

Эта традиция берет начало в Ветхом Завете. Вначале Бог дал Израилю Десять заповедей, которые затем стали достоянием всей Западной цивилизации (даже индуисты считают Десять заповедей очень важным моральным сводом).

Нет сомнения, что у федерального правительства нет власти, чтобы определять характер вероисповедания, и она не имеет права вмешиваться в организацию религиозных мероприятий. Томас Джефферсон, «Из письма к Самюэлю Миллеру»

Во-вторых, система объективных законов, отражающих единство нравственных критериев в общественном сознании, очень важна для поддержания общественного порядка. Давайте рассмотрим простой пример с правилами дорожного движения. Выезжая на перекресток, мы должны быть уверены, что другие водители соблюдают единые правила. Наша уверенность в этом случае исходит не из наших эмоций, а из нашего доверия к другим водителям. Наша уверенность основана на знании, что они, как и мы, готовы соблюдать правила дорожного движения. В противном случае наши улицы превратились бы в настоящий кошмар. В этом смысле общественная ситуация в целом ничем не отличается от ситуации на дорогах.

Итак, закон — и учитель нравственности, и средство поддержания общественного порядка.

Однако есть люди, которые не понимают моральной стороны закона и предлагают, например, легализовать наркотики, утверждая, что это приведет к снижению наркоторговли.

Но в этом случае обществу пришлось бы признать наркоманию нормой, не заслуживающей какого бы то не было морального осуждения. Уберите закон — и исчезнет моральная оценка, содержащаяся в законе, утверждающем, что употребление наркотиков и другие губительные пороки заслуживают морального осуждения.

Легализация наркотиков ни к чему хорошему не приводит. Посетите Нидл Парк в Цюрихе, где ведется официальная раздача зелья наркоманам, или посмотрите, что творится в Нидерландах, где употребление наркотиков разрешено законом. Отмена запрета на наркотики не снижает их потребления, а, наоборот, повышает его. Так называемая легализация не снижает криминальной активности вокруг наркотиков, так как контроль за ними по-прежнему остается функцией государства, а отдельные группы, например молодежь, не попадают под этот контроль. Ни черные наркотические рынки, ни связанная с ними преступность никуда не исчезают.

К своему стыду, западное общество, которое, опираясь на живую силу истинной религии, так долго возвышалось над язычеством, сегодня из-за пренебрежения иудейско-христианским наследием все больше сползает к моральному упадку. Утратив свое духовное наследие, оно приближается к торжеству дикости и пороков, подобных варвар-ским нравам языческих народов в дохристи-анскую эру. Карл Ф. Генри, «Естественный закон и нигилистическая культура»

К началу страницы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: