Характеристика деятельности МБОУ «Пелымская СОШ»

1.1.


1.2. Организационная структура управления

Организационная структура является неотъемлемой частью любого предприятия. Она наряду с другими компонентами играет важную роль в адаптации организации к макро- и микросреде, а, следовательно, в ее способности выживать. Поэтому структура должна быть оптимальной по отношению к организации и изменяться вместе с нею.

Организационная структура должна быть такой, чтобы обеспечивалась реализация ее стратегии, выполнялись и достигались поставленные цели и задачи организации.

В ходе производственной практики было выявлено, что муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Пелымская средняя общеобразовательная школа» работает на основе линейной структуры. Организационную структуру можно рассмотреть на рисунке 1.1.

Организационной структуре свойственны: специализации, разделение труда; централизация, децентрализация и процесс, посредством которого она осуществляется – делегирование полномочий.

Во главе структуры стоит директор, прошедший соответствующую аттестацию, который осуществляет непосредственное руководство школой. Он несет полную юридическую ответственность за организацию жизнедеятельности школы, создает благоприятные условия для его развития, а также представляет интересы школы.

Педагогический совет – это постоянно действующий коллегиальный орган, который занимается решением основных вопросов учебно-воспитательной работы школы.

Совет школы является органом самоуправления школы и создается в целях решении вопросов, способствующих организации образовательного процесса и финансово-хозяйственной деятельности, и привлечение к участию в органах самоуправления широких слоев участников образовательного процесса.


Рис. 1.1 – Структура управления МБОУ «Пелымская СОШ»

На втором уровне структуры функционируют заместители директора и главный бухгалтер. Заместители создают необходимые условия высокопроизводительного труда работников и учащихся, организуют работу на целый учебный год.

Роль бухгалтерии в организации состоит в введении учета имущества, как собственного, так и находящегося на общественном хранении, за ее сохранностью, ее обязательств и всех происходящих хозяйственных операций.

Методический совет – это коллегиальный педагогический орган внутришкольного управления, который:

- разрабатывает новые методические технологии организации учебно-воспитательного процесса;

- диагностирует состояние учебно-воспитательного процесса и разрабатывает рекомендации по устранению каких-либо недочетов и т.д.

Социально-психологическая служба в школе предназначена для оказания всесторонней квалифицированной помощи учащимся, в том числе родителям и педагогам.

1.3. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов

Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами представлен в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Структура трудовых ресурсов МБОУ «Пелымская СОШ» за 2012-2014 гг.

Категория персонала Структура персонала
2012г. 2013г. 2014г.
кол., чел УВ,% кол., чел УВ,% кол., чел УВ,%
Всего работников            
Персонал осн. деятельности, всего   56,1   58,6   62,3
в том числе:            
учителя   43,8   44,8   47,2
руководители   1,8   1,7   1,9
специалисты   10,5   12,1   13,2

Из данных таблицы следует, что в МБОУ «Пелымская СОШ» удельный вес персонала по основной деятельности с 2012 год по 2014 год увеличился и составил 62,5%. В 2012 и 2013 годах данный показатель составлял 56,1% и 58,6%.

Численность руководителей на протяжении трех лет остается неизменной, а численность специалистов меняется незначительно. Так в 2012 году удельный вес руководителей в общей численности персонала равен 1,8%, в 2013 году – 1,9% специалистов с 2011 году – 10,5% а к 2014 году их удельный вес равен 13,2%.

Также необходимо проанализировать и качественный состав трудовых ресурсов по возрасту, образованию, трудовому стажу, половому признаку.

Таблица 1.2

Состав трудовых ресурсов по половому признаку в МБОУ «Пелымская СОШ» за 2012-2014 гг.

Показатель 2012 г. 2013 г. 2014 г.
человек УВ,% человек УВ,% человек УВ,%
Всего, чел            
женщины   70,0   72,4   79,2
мужчины   30,0   27,6   20,8

На основании данной таблицы можно сказать, что на протяжении трех лет доля мужчин снизилась с 30% с 2012 года до 20,8% в 2014 году. Рассмотрев приведенные данные можно сказать, что наименьший удельный вес в структуре работников занимают мужчины.

В таблице 1.3 далее проанализируем работников МБОУ «Пелымская СОШ» по возрасту и образованию.

Таблица 1.3

Состав трудовых ресурсов по возрасту, образованию и трудовому стажу в 2012-2014 гг.

Показатели Численность рабочих на конец года, чел. Удельный вес, %
2012г. 2013г. 2014г. 2012г. 2013г. 2014г.
Группы работников:            
По возрасту, лет до 20 - - - - - -
От 20 до 30       8,8 10,3 9,4
От 30 до 40       19,3 19,0 20,8
От 40 до 50       47,3 46,6 47,2
От 50 до 60       22,8 22,4 20,7
Старше 60       1,8 1,7 1,9
Итого            
По образованию:            
Незаконченное среднее       17,5 15,5 17,0
Среднее, среднее специальное       49,1 53,4 50,9
Высшее       33,3 31,0 32,1
Итого            
По трудовому стажу, лет: до 5         10,5   12,1   11,3
От 5 до 10       10,5 10,3 11,3
От 10 до 15       15,8 15,5 13,2
От 15 до 20       8,8 8,6 9,4
Свыше 20       54,4 53,4 54,7
Итого            

Рассматривая таблицу можно сказать, что в МБОУ «Пелымская СОШ» в структуре работников по возрастному составу за 2012-2014 гг. преобладает количество работников от 40 до 50 лет, что составляет 47,2% на 2014 год. Наименьшее количество работников приходится на возраст старше 60 лет и на возраст от 20 до 30 лет, и их удельный вес составляет 1,9% и 9,4%. Также имеются сотрудники от 30 до 40 лет и от 50 до 60 лет, что равно 20,8% и 20,7% в 2014 году.

Рассматривая структуру персонала по образованию, наибольшее количество работников имеют среднее и среднее специальное образование. Высшее образование имеют 32,1% работников. В учреждении также имеются сотрудники с незаконченным средним образованием. Как правило, это некоторые работники в возрасте от 50 до 60 лет.

При рассмотрении трудового стажа у работников, видно, что преобладают работники с трудовым стажем свыше 20 лет и составляет 54,7%. В МБОУ «Пелымская СОШ» также имеются сотрудники, чей трудовой стаж меньше 5 лет, и их удельный вес равен 11,3%. Наименьшее количество сотрудников имеют трудовой стаж от 15 до 20 лет, что равно 9,4%.

Проанализировав таблицу, можно сделать вывод, что МБОУ «Пелымская СОШ» отдает предпочтение работникам, у которых есть уже стаж и большой опыт работы в данной сфере, что положительно влияет на динамику работы учреждения.

Также необходимо проанализировать качественный состав персонала по уровню квалификации.

Таблица 1.4

Качественный состав педагогических кадров по уровню квалификации в МБОУ «Пелымская СОШ» за 2014 гг.

Число педагогических работников в ОУ Число педагогических работников, имеющих I категорию Число педагогических работников, имеющих II категорию Число педагогических работников, не имеющих категории
       
Удельный вес, %      

На основании данных таблицы можно сказать, что в МБОУ «Пелымская СОШ» преобладают количество педагогических работников, имеющих II категорию, что составляет 56%. Также в школе есть преподаватели, которые не имеют категории, их число равно двум и равно 8%. Число преподавателей с I категорией равно 36%.

Так как изменения качественного состава происходят в результате его движения, рассмотрим следующую таблицу.

Таблица 1.5

Анализ движения персонала в МБОУ «Пелымская СОШ» за 2012-2014 гг.

    Годы  
Показатели      
Приняты на работу      
Выбыли: -по собственному желанию -уволены за нарушение трудовой дисциплины   -  
Численность персонала на конец года, чел.      
Среднесписочная численность персонала, чел.      
Коэффициент оборота по приему работников 0,05 0,05 0,02
Коэффициент оборота по выбытию работников 0,02 0,03 0,07
Коэффициент текучести кадров 0,04 0,03 0,1
Коэффициент постоянства кадров 1,0 1,0 0,96

Данные таблицы показывают, что среднесписочная численность персонала в 2014 г. снизилась по сравнению с 2012 г. на 2 человека, а с 2013 г. – на 3 человека.

За последние три года увеличились коэффициент оборота по выбытию кадров на 0,05, и коэффициент текучести кадров на 0,06.

Коэффициент оборота по приему работников в 2012 году составлял 0,05, а в 2014 г. он равен 0,02, то есть снизился на 0,03. Коэффициент постоянства кадров также снизился и равен 0,04.

На основании вышеуказанных данных можно сделать вывод, что к 2014 году значительно увеличилась текучесть кадров, и коэффициент постоянства кадров в 2012-2014 гг. находился на высоком уровне – это может говорить о том, что в учреждении налажена система мотивации труда.

Далее необходимо изучить эффективность использования рабочего времени.

Таблица 1.6

Баланс рабочего времени в МБОУ «Пелымская СОШ» за 2014 гг.

  Показатель На одного работника Отклонение от плана
  план   факт на одного работника на всех работников
Календарное количество дней: в т.ч:       -   -
-выходные и праздничные дни       -   -
Номинальный фонд рабочего времени, дни       -   -
Неявки на работу, дни: в т.ч:        
-неявки по уважительным причинам       -2   -106
-отпуска с разрешения администрации        
-прогулы - - - -
-простои - - - -
Явочный фонд рабочего времени       -3   -159
Продолжительность рабочего дня, час.     7,5   -0,5   -26,5

На основании данных таблицы можно сделать вывод, что неявки на работу превысили план на 3 дня на одного человека. Следовательно, явочный фонд рабочего времени снизился на 159 дней на всех работников учреждения.

В МБОУ «Пелымская СОШ» существуют значительные объемы потери рабочего времени. Эти причины могут быть вызваны разными объективными и субъективными причинами, не предусмотренных планом: заболеваниями работников с временной потерей трудоспособности, дополнительные отпуска с разрешения администрации, прогулами, простоями и т.д.

Многие причины из вышеперечисленного (кроме потерь, связанных с болезнью) можно считать недоиспользованными резервами увеличения фонда рабочего времени. Их число составляет 993,75 чел-час. ((106+26,5)*7,5).

Если снизить внутрисменные потери рабочего времени в расчете на одного работника трудового коллектива на 0,5 часа (8-7,5), то это обеспечит увеличение отработанного времени на 496, 875 ч. (0,5*993,75).

Оценка показателей производительности труда.

Таблица 1.7

Анализ производительности труда в МБОУ «Пелымская СОШ» за 2012-2014 гг.

  Показатель   2012 г.   2013 г.   2014 г. Отклонение 2014г. к 2012г.
Объем оказанных платных услуг, тыс.руб. 492,8 588,0 849,5 356,7
Среднесписочная численность, человек:       -2
Отработано дней одним работником за год тыс. человеко-дней   5,8   6,4   5,8   -
Средняя продолжительность рабочего дня, часов   7,94   7,92   7,5   -0,44
Общее количество отработанного времени: всеми работниками за год, человеко-часов   118,6   120,2   117,8   -0,8
В том числе одним работником, человеко-часов   2016,2   2128,1   2120,4   104,2
Среднегодовая выработка, тыс. руб.: одного работника   8,6   10,1   15,4   6,8
Среднедневная выработка работника, руб.   1,5   1,6   2,7   1,2
Среднечасовая выработка работника, руб.   4,3   4,7   7,2   2,9

На основании данных таблицы можно сказать, что произошло увеличение производительности труда. Среднегодовая выработка работника в 2014 году по сравнению с 2012 годом увеличилась на 6,8 т.р., среднедневная выработка увеличилась к 2014 году на 1,1 руб., часовая выработка рабочего повысилась на 2,9 рубля, и составила 7,2 рублей.

Также происходит уменьшение отработанных человеко-часов и человеко-дней на одного работающего. В снижении значений данных показателей выступают такие причины, как сокращение средней продолжительности рабочего дня, так и снижение численности персонала.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: