Оценка финансово-хозяйственной деятельности МБОУ «Пелымская СОШ»

2.1 Укомплектованность учреждения учениками.

Анализ укомплектованности учеников по классам, обучающихся в учреждении можно проанализировать в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Анализ укомплектованности учеников по классам в МБОУ «Пелымская СОШ» за 2012-2014 гг., чел.

Показатели 2012 г. 2013 г. 2014 г. Отклонение 2014 г. к 2012 г.
Абс.,т.р. Отн., %
  Количество учеников, в т.ч       -12 92,8
1.1 1 класс         105,6
1.2 2 класс       -5 72,2
1.3 3 класс       -3  
1.4 4 класс       -4  
1.5 5 класс         106,3
1.6 6 класс       -8 55,6
1.7 7 класс       -1 93,3
1.8 8 класс          
1.9 9 класс       -  
1.10 10 класс -       -
1.11 11 класс       -6 55,6
  Количество классов с численностью обучающихся менее 15 человек          

Как видно из таблицы 2.1, в 2014 году по сравнению с 2012 годом произошло уменьшение количества учащихся на 12 человек, в том числе на 5 человек во 2 классе (27,8%), на 3 человека в 3 классе (25%), на 4 человека в 4 классе (20%). Также наблюдаем уменьшение численности на 8 человек в 6 классе (44,4%), на 1 человека в 7 классе (6,7%), и в 11 классе на 6 человек (44,4%).

Количество учащихся в других классах увеличилась. В 9 классе численность учеников 2014 году по сравнению с 2012 годом не изменилась. Количество классов с численностью обучающихся менее 15 человек с 2012 года по 2014 год резко увеличилось. Если же в 2012 году был всего лишь один класс численностью учащихся менее 15 человек, то к 2014 году это число уже равно 6.

В МБОУ «Пелымская СОШ» отсутствует число учеников, обучающихся индивидуально на дому.

Рис 2.1 – Количество учащихся в МБОУ «Пелымская СОШ» за 2012-2014 гг.

2.2. Оценка фонда заработной платы в учреждении.

В МБОУ «Пелымская СОШ» также необходимо проанализировать эффективность использования фонда заработной платы. Анализ представлен в таблице 2.2.

Таблица 2.2

Показатели эффективности использования фонда заработной платы в МБОУ «Пелымская СОШ» за 2012-2014 гг.

Показатель 2012 год 2013год 2014 год Отклонение 2014г к 2012 г
ФЗП, тыс. руб. 12691,7 14806,33 16783,6 4091,9
Среднегодовая заработная плата, тыс. руб. 222,7 255,3 316,7  
Среднемесячная з/п, тыс. руб. 18,6 21,3 26,4 7,8
Прибыль от оказания платных услуг на рубль зарплаты, коп. 0,04 0,04 0,05 0,01

Рис. 2.2 – Динамика фонда заработной платы в МБОУ «Пелымская СОШ»

На основании данных таблицы можно сказать, что среднегодовая заработная плата в 2014 году по сравнению с 2012 годом увеличилась на 94 тыс. руб. Это произошло за счет увеличения фонда заработной платы и уменьшения численности работников.

Прибыль от оказания платных услуг на рубль зарплаты увеличилась к 2014 году. Можно сказать, что МБОУ «Пелымская СОШ» добилась повышения эффективности использования средств фонда оплаты труда.

Далее проанализируем эффективность использования фонда заработной платы отдельно у педагогических работников в МБОУ «Пелымская СОШ».

Таблица 2.3

Эффективность использования фонда заработной платы у педагогических работников в МБОУ «Пелымская СОШ» за 2012-2014 гг.

Показатель 2012 год 2013год 2014 год Отклонение 2014г к 2012 г
ФЗП, тыс. руб. 8249,5 9258,53 11142,9 2893,4
Среднегодовая заработная плата, тыс. руб. 329,98 356,1 428,6 98,62
Среднемесячная з/п, тыс. руб. 27,5 29,7 35,7 8,2

Рассмотрев данную таблицу можно сделать вывод, что ФЗП также увеличивается. Среднегодовая заработная плата к 2014 году составила 428, 6 тыс. руб., что больше по сравнению с 2012 годом на 98, 62 тыс.руб. Если сравнивать среднемесячную заработную плату, то она на в 2014 году составляет 35,7 тыс. руб. В среднем по Пермскому краю заработная плата у педагогических работников, по данных Пермьстата, в целом равна 26,3 тыс. руб. Исходя из этого можно сказать, что в МБОУ «Пелымская СОШ» среднемесячная заработная плата выше, чем в целом по Пермскому краю, и даже в целом по России. В России среднемесячная заработная плата у педагогов равна 31,5 тыс. руб. (по данным Росстата).

Рис 2.3. - Динамика ФЗП у педагогических работников в МБОУ «Пелымская СОШ» за 2012-2014 гг.

2.3. Анализ основных фондов учреждения.

Основные средства являются главным производственным потенциалом учреждения. Именно от качественного управления и использования основных фондов зависят финансовые показатели хозяйственной деятельности.

Основные фонды являются одним из важнейших частей всех фондов, которые многократно участвуют в производственном процессе. Состав и структура основных фондов зависят от таких факторов, как уровень развития технологии, уровень автоматизации производства, особенностей выпускаемой продукции и т.д.

Анализ основных фондов обычно осуществляется по нескольким направлениям, разработка которых в комплексе позволяет дать оценку динамики, структуры и эффективности использования основных средств.

Для того чтобы выполнить анализа использования основных фондов, нужно выполнить следующие задачи:

1) определить обеспеченность, как предприятия, так и его структурных подразделений основными средствами и уровень их использования;

2) изучить степень использования производственной мощности не только предприятия, но и оборудования в учреждении;

3) выявить степень использования основных фондов и факторов, которые влияют на ее уровень;

4) рассчитать влияние использования основных фондов на объем производства и т.д.

Анализ обычно начинают с изучения наличия и состава основных средств, их структуры и динамики.

Рассмотрим наличие, состав и структуру основных средств в МБОУ «Пелымская СОШ» в таблице 2.4.

Таблица 2.4

Наличие, состав и структура основных фондов в МБОУ «Пелымская СОШ» за 2012-2014 гг.

Группы основных фондов 2012 год 2013 год 2014 год Отклонения (+,-) 2014 к 2012
сумма, тыс. руб. УВ, % сумма, тыс. руб. УВ, % сумма, тыс. руб. УВ, % Абс., тыс.руб. Отн., %
Здания 7196,1 56,1 7196,1 52,5 7196,1 46,5 -  
Сооружения 27,9 0,2 27,9 0,2 27,9 0,2 -  
Машины и оборудование 2147,5 16,7 2719,7 19,9 2847,9 18,4 700,4 132,6
Транспортные средства 1672,7 13,0 1672,7 12,2 2706,4 17,5 1033,7 161,8
Произ. и хозяйственный инвентарь 1040,6 8,1 1277,9 9,3 1666,7 10,8 626,1 160,2
Библиотечный фонд 744,8 5,8 804,7 5,9 1037,7 6,7 292,9 139,3
Продолжение таблицы 2.4
Итого основных фондов 12829,6   13699,0   15482,7   2653,1 120,7
                             

Из таблицы 2.4 видно, что стоимость основных фондов с 2012 года по 2014 год в МБОУ «Пелымская СОШ» увеличилась на 2653,1 тыс. руб. Это увеличение произошло в основном за счет увеличения стоимости машин и оборудования на 700,4 тыс. руб. (+33,6%), транспортных средств на 1033,7 тыс. руб. (61,8%), производственного и хозяйственного инвентаря на 626,1 тыс. руб. (60,2%), и библиотечного фонда на 292,9 тыс. руб.(39,3%). Стоимость зданий и сооружений в течение отчетного периода не изменялась и оставалась прежней.

Если рассматривать структуру основных фондов, то основной удельный вес в общей структуре основных средств занимают здания. В остальных же группах основных средств наблюдается увеличение. Наименьший удельный вес в структуре занимают сооружения и составляют лишь 0,2% от общей доли основных средств.

Не маловажным для учреждения является анализ изучения движения и технического состояния основных фондов.

Расчет коэффициентов движения и технического состояния основных фондов представлен в таблице 2.5.

Таблица 2.5

Показатели движения и технического состояния основных фондов в МБОУ «Пелымская СОШ» за 2012-2014 гг.

Показатели 2012 год 2013 год 2014 год
Доля активной части ОФП 0,30 0,32 0,36
Коэффициент износа 0,725 0,765 0,748
Коэффициент годности 0,274 0,235 0,252
Коэффициент обновления      
Продолжение таблицы 2.5
Коэффициент выбытия      

Важным путем повышения эффективности использования основных средств является уменьшение либо увеличение ОПФ предприятия. Именно от этого зависит выпуск продукции и производственная деятельность предприятия.

Необходимо провести тщательный анализ использования основных фондов для того, чтобы руководитель организации принял правильное решение об увеличении или уменьшении основных фондов предприятия.

Рассмотрим данный анализ в таблице 2.6.

Таблица 2.6

Анализ использования основных фондов в МБОУ «Пелымская СОШ» за 2012-2014 гг.

Показатели 2012 г. 2013 г. 2014 г. Отклонения (+,-) 2014 от 2012 гг.
Абс., Отн., %
Объем оказанных платных услуг, тыс. руб. 492,8 588,0 849,5 356,7 172,4
Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. руб. 12829,68 13700,28   2654,32 120,7
Среднегодовая численность работников, чел.       -4  
Фондоотдача, руб. 0,04 0,04 0,05 0,01  
Фондоёмкость, руб. 26,0 23,3 18,2 -7,8 70,0
Фондовооруженность, тыс. руб. на работника 225,1 236,2 292,2 67,1 129,8

Как видно из таблицы 2.6, в МБОУ «Пелымская СОШ» в анализируемом периоде при увеличении объемов оказанных платных услуг на 356,7 тыс. руб. (72,4%) и росте среднегодовой стоимости основных производственных фондов на 2654, 32 тыс. руб. (+20,7%) фондоотдача увеличилась на 0,01 рубля (+25%) и составила в 2014 году 0,05 рубля. В то же время наблюдается снижение фондоемкости на протяжении трех лет на 7,8 рублей, то есть на 30% и к 2014 году она составляла 18,2 рубля.

Увеличение фондоотдачи и снижение фондоемкости говорит о том, что учреждение эффективно использует свои основные средства. Следовательно, использование основных фондов в учреждении увеличивается.

Фондовооруженность – это коэффициент, который показывает, сколько рублей стоимости оборудования приходится на одного работающего. Об изменении фондоворуженности можно судить только в сравнении с производительностью труда. Увеличение темпов роста фондовооруженности вместе с производительностью труда свидетельствует о рациональном использовании ресурсов учреждения. В течение трех лет фондовооруженность на одного работника увеличилась на 67,1 тыс. руб. и составила в 2014 году 292,2 тыс. руб. (+29,8%). Увеличение произошло за счет увеличения среднегодовой стоимости ОПФ, в то время как численность персонала уменьшилась.

2.4. Анализ бюджета МБОУ «Пелымская СОШ» по доходам.

Рассмотрим анализ бюджета МБОУ «Пелымская СОШ» по доходам за 2012-2014 гг. в таблице 2.7.

Таблица 2.7

Анализ доходов бюджета МБОУ «Пелымская СОШ» за 2012-2014 гг., тыс. руб.

Показатели 2012 год 2013 год 2014 год Отклонения (+,-) 2014 к 2012 году
Абсолют-ные, тыс. руб. Темпы роста, %
Доходы от оказания платных услуг 492,8 588,0 849,5 356,7 172,4
Прочие доходы в т.ч. 20039,6 21436,6 24867,5 4827,9 124,1
-субсидии на выполнение гос. задания 15653,8 16656,3 19034,3 3380,5 121,6
Продолжение таблицы 2.7
- субсидии на иные цели 3877,1 4276,5 5286,9 1409,8 136,4
-иные доходы 508,7 503,8 546,3 37,6 107,4
Итого доходов 20532,4 22024,6   5184,6 125,3

МБОУ «Пелымская СОШ» получает финансирование из бюджета и оказывает платные услуги. Общая величина доходов в анализируемом периоде выросла на 5184,6 тыс. руб. и в 2014 году составила 25717 тыс. руб.

В связи с ростом финансирования из бюджета, наблюдается рост доходов на 4827,9 тыс. руб. (24,1%) и рост объемов оказываемых услуг на 72,4% (на 356,7 тыс. руб.).

Наибольший удельный вес в общей сумме доходов приходится на финансирование из бюджета. Ее удельный вес в 2014 году равен 96,7%.

Далее рассмотрим анализ выполнения плана по доходам в МБОУ «Пелымская СОШ» в таблице 2.8.

Таблица 2.8

Анализ выполнения плана по доходам бюджета МБОУ «Пелымская СОШ» за 2014 год, тыс. руб.

Показатели 2014 год Отклонение от плана (+,-)
план факт Тыс. руб. %
Доходы от оказания платных услуг   849,5 -50,5 94,4
Прочие доходы в т.ч. 24867,5 24867,5    
-субсидии на выполнение гос. задания 19034,3 19034,3    
- субсидии на иные цели 5286,9 5286,9    
-иные доходы 546,3 546,3    
Итого доходов 25767,5   -50,5 99,8

По анализу выполнения бюджетов можно сделать следующие выводы:

1) план доходов от платных услуг не выполнен на 50,5% или на 5,6%;

2) план бюджета по доходам не выполнен на 0,2% или на 50,5%;

3) План доходов финансируемых из бюджета выполнен на 100%.

В целом МБОУ «Пелымская СОШ» в 2014 году сработало достаточно успешно.

Анализ расходной части бюджета МБОУ «Пелымская СОШ».

Анализ расходной части бюджета является одним из важнейших этапов проведения анализа в бюджетном учреждении. Данный анализ проводится с целью выявления отклонения, если таковые имеются в учреждении, выявления факторов, которые повлияли на эти отклонения.

Основными задачами анализа исполнения сметы расходов являются:

1) оценка соблюдения сметных назначений в целом и по отдельным статьям;

2) определение факторов отклонений фактических расходов от тех, которые предусмотрены сметой;

3) выявление резервов повышения эффективности использования ресурсов бюджетных учреждений;

4) характеристика состава и структуры расходов, оценка их изменения за определенный период;

5) разработка мероприятий, которые будут направлены на повышение эффективности управления бюджетными средствами и учреждениями.

В ходе изучения статей сметы расходов эти задачи затем конкретизируются по отдельным их видам и направлениям.

Анализ расходов бюджета МБОУ «Пелымская СОШ» представлен в таблице 2.9.

Таблица 2.9

Анализ расходов бюджета МБОУ «Пелымская СОШ» за 2012-2014 гг.

Показатели расходов 2012 год 2013 год 2014 год Отклонения (+,-) 2014 к 2012 году
Абсолют-ные, тыс. руб. Темпы роста, %
Приобретение запасов 2373,3 2837,6 3223,9 850,6 135,8
Приобретение объектов основных средств 437,6 572,3 802,6   183,4
Заработная плата с начислениями сотрудников 13024,6 14613,9 16633,7 3609,1 127,7
Оплата работ и услуг сторонних организаций, в том числе: 7913,1        
Услуги связи 47,8 70,5 71,4 23,6 149,4
Транспортные услуги 11,3 15,9 38,1 26,8 337,2
Коммунальные услуги 204,3 285,1 421,7 217,4 206,4
Арендная плата - - - - -
Работы и услуги по содержанию имущества 2355,7 2270,0 1796,1 -559,6 76,2
Прочие работы и услуги 725,4 591,2 366,6 -358,9 50,5
Социальное обеспечение 508,7 503,8 546,3 37,6 107,4
Прочие расходы 136,7 166,7 179,0 42,3 130,9
Расходы по операциям с активами 3923,2 4318,6 5044,8 1121,6 128,6
Итого расходов          

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: