Юридическая обработка информации

Юридическая обработка играет важнейшую роль в обеспечении качества информационного наполнения СПС, благодаря чему достигается упорядоченность массива правовых документов и внутренняя взаимосвязь документов друг с другом, возможность быстро и эффективно находить нужную информацию и работать с ней.

Юридическая обработка – это такой вид работы, при котором осуществляется выявление взаимосвязей между документами, реализация и фиксирование выявленных связей с помощью определенных форм (ссылок, примечаний, справочных сведений), создание новых редакций документов при их изменении, а также экспертная обработка информации, при которой создаются специальные аналитические материалы и инструменты поиска. Всё это обеспечивает эффективное выполнение основной функции СПС – дать пользователю возможность быстро и в удобной форме получить всю необходимую информацию для принятия верного решения по интересующей проблеме.

Так как юридическая обработка имеет аналитический, исследовательский характер, то ей свойственны в той или иной степени объективность и субъективность.

Объективная юридическая обработка – это такая обработка документов, при которой результат исследования, анализа документа основывается на положениях самого документа (или других документов, упоминающих анализируемый документ), а также на устоявшихся, бесспорных научных положениях теории права.

Субъективная юридическая обработка – это такая обработка документа, при которой результат основывается, прежде всего, на опыте и умозаключениях эксперта, проводящего исследование документа и использующего положения других документов, в которых исследуемый документ не упоминается, а также основывается на спорных научных теориях. По своей сути результат субъективной юридической обработки является выражением взгляда, мнения об исследуемом предмете отдельного эксперта.

Стандартные элементы юридической обработки следующие:

· Классификация (рубрикация) документа, подбор ключевых слов (понятий). Перед введением нового документа в ИБ, все правовые акты распределяются по определенным темам, т.е. происходит систематизация правовой информации.

· Подготовка новых редакций документа при издании официальных изменений, вносимых в изучаемый документ.

· Выявление взаимосвязей документов, формирование перекрестных ссылок между документами. Сформированный массив информации подвергается анализу с целью выявления других правовых актов, связанных с изучаемым документом, а также относящимся к определенной правовой проблеме.

· Подготовка примечаний к документу и справочных сведений.

Рассмотрим каждый элемент юридической обработки более подробно.

Подготовка новых редакций документа*

В условиях постоянного изменяющегося законодательства для пользователя правовой информации крайне важными и актуальными являются две возможности:

· возможность получить полный текст правового акта со всеми внесёнными в него на сегодняшний день изменениями;

· возможность получить текст правового акта в том виде, в каком он действовал на определённую дату в прошлом.

В связи с этим, обратим внимание на то, что изменение нормативных правовых актов (НПА) правотворческим органом в большинстве случаев происходит без одновременного утверждения новой редакции изменяемого документа. Изменения в документе могут вноситься разными способами. Перечислим наиболее распространенные:

· замена части текста (статьи, пункта, абзаца, отдельных слов) документа другим текстом;

· отмена отдельных частей текста документа;

· дополнение документа новыми частями.

Заметим, что нередко в одном документе применяется несколько способов внесения изменений.

Многочисленные изменения одного документа без создания его новой редакции приводят к тому, что становиться практически невозможно пользоваться таким документом. Поэтому выход из создавшейся ситуации заключается в том, чтобы специалисты компании-разработчика СПС сами создавали редакции НПА.

*Подредакцией документамы будем понимать текст документа с внесенными в него изменениями.

Например, изменения Налогового кодекса РФ (часть вторая), внесенные Федеральным законом от 30.06.2005г. № 71-ФЗ заключаются в следующем:


Разработчики системы «КонсультантПлюс» уделяют большое внимание вопросам, связанным с созданием редакций документа, как в юридическом аспекте, так и с точки зрения технического обеспечения инструментов доступа к этим редакциям (функция «Быстрый поиск редакции»). В результате пользователи системы имеют удобный доступ к любой редакции НПА и полную информацию о периоде её действия.

Процедура внесения изменений в документ в системах «КонсультантПлюс» состоит из двух этапов:

Этап 1. Оперативное предупреждение пользователя об изменениях, внесенных в документ.

В систему оперативно вносится содержащий изменения документ (документ Б), из текста которого можно по гипертекстовым ссылкам попасть в изменяемый им документ (документ А). При этом над текстом документа А появляется специальная информационная строка-предупреждение: «Внимание! Документ изменен — см. список изменяющих документов».

До создания новой редакции документа А с помощью этих инструментов можно использовать измененный документ, не рискуя получить устаревшую информацию.

Этап 2. Внесение изменений непосредственно в текст документа, т.е. создание новой редакции. После введения в ИБ изменяющего документа Б в строгом соответствии с его текстом специалистами компании «Консультант Плюс» создается новая редакция документа А.

Несмотря на то, что этот процесс требует выполнения значительного объема вспомогательной работы, новая редакция создается и вводится в ИБ в максимально короткий срок.

В результате этой работы:

· Текст новой редакции документа А включается в ИБ отдельным документом, при этом сохраняется первоначальный текст документа А (исходная редакция), а также все последующие редакции этого же документа. Т.е. в системах «Консультант Плюс» представлена полная ретроспектива редакций одного документа.

· После каждого измененного фрагмента указываются все документы, в соответствии с которыми внесены изменения, и дается ссылка на текст этого фрагмента в предыдущей редакции. Например, в Налоговом кодексе РФ (часть вторая) к статье 143:


· После заголовка изменённого документа приводится полный перечень изменяющих документов, которые учтены в тексте созданной редакции. Например, к Семейному кодексу РФ под заголовком указываются изменяющие кодекс Федеральные законы:


· Для каждой редакции документа, включённой в систему, указывается период действия этой редакции. Если есть неопределённость в этом вопросе, то обязательно указывается на наличие такой неопределённости и объясняется, с чем связано её наличие в данном случае. Например, это будет указано в Справке к документу:


Все редакции одного документа связаны между собой, и, находясь в тексте одной из редакций, можно попасть в последнюю действующую или в любую другую интересующую пользователя редакцию документа.

Из любой недействующей редакции можно попасть в последнюю редакцию по ссылке в строке предупреждения в начале текста: «Внимание! Недействующая редакция. Перейти в действующую редакцию».

Если изменения касаются не непосредственно текста документа, а его действия (статуса), то новой редакции не создается. Такие изменения называются нетекстуальными, и в этом случае в текущей редакции над измененным пунктом вставляется соответствующее примечание. Документу присваивается пометка: «(с изм. от …)». Например, Федеральный закон от 24.12.2002г. № 176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год» над статьей 136 имеется следующее примечание:



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: