Растоу дэнкварт А

Д.А.Растоу (Rustow D.A.) - американский политолог, одни из теоретиков транзитологии. Одна из знаменитых работ - "Переходы к демократии" (Transitions to Democracy — Toward a Dynamic Model. 1970). Д. Растоу внес большой вклад в транзитологи и развитие теории модернизации. Несколько слов о становлении этой теории. Основы “социологии развития”, предшествовавшей теории модернизации, заложены работами Ф.Тенниса, М.Вебера, Т Парсонса, в которых выделялись два типа обществ: традиционное и современное.

Модернизация – это переход общества от традиционного аграрного состояния к современному – индустриальному, а затем и к постиндустриальному. Критерием современности, эффективности экономического и политического развития выступают западные страны, которые прошли путь модернизации еще в Новое время. В контексте теории модернизации Страны Запада рассматриваются, как государства "спонтанной модернизации", а страны, которым предстоит пройти этот путь в новых исторических условиях, – как государства "отраженной модернизации". Поэтому различают первичную и вторичную типы модернизации. Первичная - Западная Европа, США, Канада - охватывает эпоху первой промышленной революции, разрушения традиционных наследственных привилегий, провозглашения равных прав. Вторичная – отраженная, догоняющая модернизация – Россия, Бразилия, Турция - социокультурные контакты с уже существующими центрами индустриальной культуры.

Логика первичной модернизации: 1. Перемены в духовно-идеологической сфере (Возрождение, Реформация, Просвещение), 2. затем трансформировалась экономика, т.е. вызревали реальные интересы в обществе и происходила дифференциация форм собственности. Вторичная, догоняющая модернизация означает неравномерность развития социальных элементов. Социальная структура общества меняется замедленно. Традиционность и рациональность как принципиально противоположные способы поведенческой ориентации человека и общества.

Теория модернизации развивалась в два этапа:

1. 50- 60 годы ХХ в. - модернизация понималась как вестернизация, т.е. копирование западных устоев во всех областях. Использовались технологии демократизации и экономическое сотрудничество с развитыми государствами Западной Европы и США. В 50-60-е годы встала как практическая проблема для стран Азии, Африки, Латинской Америки, освободившихся от колониальной зависимости. Но попытки воспроизвести западные образцы приводили к непредвиденным результатам: рост и произвол бюрократии, коррупция, катастрофическое расслоение населения, политическая аморфность граждан, рост нестабильности, постоянные политические перевороты, усиление экономического отставания от развитых стран. В результате взгляд на модернизацию, как ни линейное движение и последовательное освоение западных образцов, потерпел крах. Исторический опыт в странах запоздалой модернизации показал, что модернизация не только прогресс, но и весьма рисковое предприятие. Стало очевидно, что процесс модернизации – это процесс длительный, противоречивый, в котором возможно не только прогрессивное развитие, но и глубокие деформации, вплоть до воспроизводства ранее существующих традиционных структур. Кроме термина "догоняющая" модернизация стали применять термины "частичная", "тупиковая", "рецидивирующая" модернизация.

2. 70-90-е годы - связь между модернизацией и развитием была пересмотрена: модернизация стала рассматриваться не как условие развития, а наоборот, его функция. Целью стало изменение социально-экономических и политических структур, которое может проводиться вне западной демократической модели.

Модернизация – это комплексный процесс, преобразующий все сферы общественной жизни. Выделяют следующие ее критерии:

· В социальной сфере – формирование социальной структуры индустриального общества, усиление социальной мобильности, разделение сфер частной и общественной жизни, вытеснение отношений личной зависимости между людьми отношениями их личной независимости;

· в экономике – индустриализация, применение технологий, основанных на использовании научного знания, углубление общественного разделения труда, формирование рыночной экономики;

· в политической области – образование наций и централизованного государства, включение широких масс населения в политический процесс, становление и развитие гражданского общества и правового государства;

· в духовной сфере – развитие сферы современного образования, идеологический плюрализм, приобщение крупных групп населения к достижениям мировой культуры, развитие современных средств информации, секуляризация сознания, отделение светских ценностей от священных, религиозных.

Модернизация – это глобальный феномен мировой истории, это многообразные общественно-политические и социально-экономические трансформации, происходящие в истории человечества на протяжении нескольких столетий, начиная с ХVI века. Сущность этого процесса – в переходе от традиционного аграрного общества к обществу индустриальному, а затем и постиндустриальному. Для большинства стран мира этот процесс стал догоняющим развитием, попыткой преодолеть отсталость и приблизиться к уровню развитых стран, которые прошли этот процесс как органический еще в Новое время.

В сборнике приводятся фрагменты книги Растоу Д. "Переходы к демократии".

.Растоу Д.А. ПЕРЕХОДЫ К ДЕМОКРАТИИ: ПОПЫТКА ДИНАМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ

[…]"приход" демократии не следует понимать как нечто, свершившееся в течение года. Поскольку процесс становления демократии предполагает появление новых социальных групп и формирование новых, но ставших привычными моделей поведения, минимальный срок перехода — вероятно, поколение. В странах, не имевших более ранних образцов для подражания, переход к демократии, как правило, идет еще медленнее. Можно, к примеру, утверждать, что в Англии этот процесс начался еще до 1640 г. и не был завершен вплоть до 1918 г. Тем не менее при выработке изначального набора гипотез целесообразно обратиться к опыту стран, где процесс протекал относительно быстро […]

Следующее ограничение — исключение на ранних стадиях исследования ситуаций, когда основной толчок к демократизации был дан извне […]

Модель, которую я хотел бы обрисовать на следующих нескольких страницах, в значительной мере основана на исследовании опыта Швеции — западной страны, осуществившей переход к демократии в период между 1890 и 1920 гг., и Турции — вестернизирующегося государства, где процесс демократизации начался около 1945 г. и продолжается по сей день. Выбор именно этих двух примеров был случайным — если абстрагироваться от особенностей моей личной научной биографии, которые в данной ситуации не могут служить сколь-нибудь веским основанием. В настоящее время я приступил к исследованию, направленному на уточнение предлагаемого набора гипотез на основе материала несколько расширенной и менее произвольной выборки стран.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: