Под международным публичным правом (в объективном смысле) традиционно понимается совокупность правовых принципов и норм, определяющих взаимные права и обязанности государств (также: межправительственных организаций) в их общении.
Исходя из «волевого» доктринального подхода к пониманию сущности международного публичного права, развитого Г.И. Тункиным14, право это в концептуальном смысле определим как систему правовых принципов и норм, регулирующих международные публичные отношения и базирующихся на согласовании государственных воль, либо посредством эксплицитного выражения этих воль прежде всего в международных договорах (опосредованно - в актах межгосударственных организаций), либо в имплицитном их выражении в укоренившемся обычае'5.
Системы национального права и международного права не разделены и не могут быть разделены непроницаемой стеной, напротив они имманентно взаимосвязаны. Если национальная правовая система, как доказывает исторический опыт, вполне может быть самодостаточной, международное право немыслимо вне связей с национальным правом государств - субъектов и творцов международного права.
|
|
Практически международное публичное право, его нормы находят свое реальное применение и выражение в конечном итоге посредством
14См.: Г.И. Тункин. Теория международного права. М., 1970. С. 239-243.
15 См. также, в частности: Л. Оппенгейм. Международное право, т. I, п/т 1, М, 1948. С. 26-64; Я. Броунли. Международное право. Кн. первая, М., 1977. С. 65-72; Курс международного права, т. I, M., 1989. С. 17-29; Международное право, изд. 2-е. Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. М., 1998. С. 10-14; Международное публичное право. Под ред. К.А. Бекяшева. М., 1998. С. 5-11; Международное право. Отв. ред. В.И. Кузнецов. М., 2001. С. 26-35; Международное право. Изд. 3-е. Отв. ред. Игнатенко Г.В., Тиунов О.И. М., 2003. С. 6-25; Международное право. Отв. ред. Е.Т. Усенко, Г.Г. Шинка-рецкая. М., 2003. С. 13-17, 25-30. Мс Dougal M. International Law. Power and Policy // Rec.cours. 1953. Vol. 88, P. 144-153, 169, 180-183, 190; Schachter O. International Law in Theory and Practice//Rec. cours. 1985. Vol. 178.
По большому счету, международные договоры имеют в той или иной \
мере если не унификационный, то гармонизационный эффект.;
Общепризнанные принципы и нормы международного права изме-; няются только коллективной волей всего международного сообщества \ государств. А нормы международных договоров возникают, изменя- | ются и прекращают свое действие по воле государств - участников "\ этих договоров. Сказанное выше логично применимо как к междуна- (родным нормам публичного характера, в том числе в экономической \ сфере, так и к международным нормам частноправового значения. j
Существуют нормы международно-правовые и так называемого \ «прямого» действия. Но это отнюдь не нормы, которые якобы могут действовать в пределах национальной юрисдикции того или иного государства как бы без какой-либо рецепции (трансформации). К примеру, имеют прямое действие административно-процессуальные нормы или нормы так называемого права персонала межгосударственных организаций. Прямое действие таких норм возможно только потому, что действие это предполагается на юридически экстерриториальном, вненациональном юрисдикционном пространстве межгосударственной организации, и в отношении лиц в той степени, в какой они не подпадают под юрисдикцию тех или иных государств (например, трудовые\ административные отношения в рамках международной организации).' А само такое «прямое» действие изначально-«генетически» зиждется на коллективно согласованной воле государств - учредителей организации.
|
|
«Прямое» действие применительно к государствам имеют как будто бы многие виды правовых актов, принимаемых органами Евросоюза. Но и в этом случае юридически имеет место генеральная рецепция соответствующих правовых актов и содержащихся в них норм, предусматриваемая учредительными актами Евросоюза, в которых государства-члены договорились о делегировании органам Евросоюза сво- '
их строго определенных властных функций и правомочий.
* * *
Особое место занимают многосторонние договоры, конвенции и иные акты, прямо посвященные международно-правовому обеспечению трансграничных правовых отношений как в сфере торгового оборота, так и в части защиты прав собственности17. К первой группе
17 Подробнее см.: Г.М. Вельяминов. Международные договоры в «международном частном праве» и его понятие // Государство и право. 2002. № 8. С. 77-82.
таких договоров в сфере торгового оборота (это в принципе в основном частноправовые отношения) прежде всего относятся так называемые иногда в научной литературе «конвенции международного частного права» (точнее, «конвенции о частном праве»), которые обычно имеют целью унификацию для государств-участников их национального частноправового регулирования. Здесь могут быть упомянуты: Венская конвенция ООН 1980 г. о договорах международной купли-продажи товаров; Оттавские конвенции 1988 г. «О международном финансовом лизинге» и «О международном финансовом факторинге»; Конвенция ООН 1974 г. о морской перевозке грузов («Гамбургские правила»).
Ко второй группе в сфере защиты прав собственности (это во многом публично-правовые отношения) могут быть отнесены: Парижская конвенция 1883 г. по охране промышленной собственности; Бернская конвенция 1886 г. по охране литературных и художественных произведений; Всемирная (Женевская) конвенция 1952 г. об авторском праве; Мадридская конвенция 1891 г. об охране товарных знаков; Вашингтонский договор о патентной кооперации 1970 г.; Римская конвенция 1971 г. об охране интересов производителей фонограмм от незаконного производства фонограмм; ТРИПС в рамках ВТО и др. На региональном уровне введен был единый Евразийский патент в ряде стран СНГ (1993 г.) и создается единый патент в Евросоюзе (в развитие конвенции 1975 г.). В области защиты интересов иностранных инвесторов можно отметить, в частности, Вашингтонскую конвенцию 1965 г. о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами; Сеульскую конвенцию 1985 г. об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций; многостороннее Соглашение стран СНГ 1994 г. о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности; Соглашение ТРИМС в рамках ВТО.
Специальную категорию представляют собой многосторонние договоры и конвенции международного процессуального (т.е. публичного) права, направленные на обеспечение урегулирования арбитражным или иным путем международных частноправовых споров. Особое значение здесь имеет Нью-Йоркская конвенция ООН 1958 г. о признании и приведении в исполнение арбитражных решений. Такое же значение, что касается судебных решений, имеют, в частности, условия многосторонних соглашений о правовой помощи.
|
|
Правовое значение унификационных договоров формально-теоретически и по самой сути ничем не отличается от других международ-; ных договоров, кроме особого предмета регулирования, а именно -прямо унификация (или гармонизация) частноправовых или публично-правовых отношений.
Неправильно было бы подведение под крышу частного права любых международных отношений только на том основании, что отношения эти международные и в них могут участвовать частные лица, поскольку многие такие отношения могут быть и публично-правовыми (например, уплата иностранных налогов, таможенных пошлин, получение въездных виз и т.п.), и регулируются они национальными нормами.
Заметим, что хотя материально-правовые нормы унификационных конвенций (по частному праву), рецепированные в качестве норм внутреннего права, как правило, диспозитивны для применения дестина-торами конвенций - контрагентами соответствующих частноправо-; вых сделок18, сами же эти Конвенции безусловно императивны для государств-участников, которые обязаны инкорпорировать эти конвенции в свою внутреннюю систему права и поддерживать унифицированные нормы, не изменяя их в одностороннем порядке.
Неверно рассматривать нормы унификационных конвенций в качестве так называемых норм «прямого» действия, аргументируя это тем, что частные, физические и юридические лица могут прямо ссылаться на нормы конвенций при рассмотрении, к примеру, споров в суде или арбитраже19. Такая ссылка в практически-процессуальном смысле действительно выглядит как «прямая» ссылка непосредственно на норму конвенции. Строго юридически, однако, такого рода конвенционные нормы, хотя и остаются «автономными» и «генетически» международно-правовыми, действуют в национальном правопорядке в качестве норм национальных, не «прямо» конвенционных, но опосредованных, ставших национальными для каждой из стран - участниц конвенции, причем иногда с оговорками.
|
|
То, что материально-правовой нормативный состав, к примеру, Венской конвенции 1980 г., регулирующей в каждой стране-участнице частноправовые отношения по международным сделкам купли-продажи, представляет собой часть национального (торгового) права
,8См.: Н.Г. Вилкова. Указ. соч. С. 171.
"См.: Д. Карро, П.Жюйар. Указ. соч. С. 51.. J
каждой страны-участницы, хорошо иллюстрирует ситуация, когда одна из сторон (а возможно, и обе стороны) сделки международной купли-продажи товара не является предприятием страны - участницы Конвенции, но в силу национальных коллизионных норм (международного частного права) применимым к сделке правом оказывается право страны - участницы Конвенции, - применимы оказываются нормы этой Конвенции. Однако не как таковой, но в качестве составной части национального права (sic!) соответствующей страны.
Гипотетическим, но вполне реальным примером может служить ситуация по сделке между двумя сторонами, одна из которых, скажем, из Великобритании, другая - из Казахстана (оба государства на 2003 г. не участвуют в Венской конвенции 1980 г.). Применимым правом в силу соответствующих использованных судом или арбитражем коллизионных норм признано национальное право, скажем, России (страны - участницы Венской конвенции)20. Она (Конвенция) и будет фактически использована, ибо национальное право России для такого рода правоотношений - Венская конвенция. Совершенно очевидно, что при этом Конвенция используется не как таковая, с «прямым» действием, но как часть национального права России.
Принципиально важно различать унификацию национальных материально-правовых норм частного права, а тем более публичного права, и унификацию национальных норм международного частного (коллизионного) права.
Строго теоретически конвенциями международного частного права следовало бы считать только конвенции о разнообразных ситуациях определения применимого права. Четыре такого рода конвенции заключены были в рамках Гаагской конференции по международному частному праву, из них вступили в силу лишь две конвенции с числом участников 8 и 4. Есть также соответствующая межамериканская конвенция с двумя странами-участницами. Больше повезло Конвенции 1980 г. о праве, применимом к договорным обязательствам, действующей и доступной только для стран Евросоюза21.
(Продолжение следует)
20 См.: Венская конвенция о договорах купли-продажи товаров. Комментарий. М., 1994.
С. 9 (статья 1.1b Конвенции).
21 См.: Н.Г. Вилкова. Указ. соч. С. 424-474.
имеющим гармонизацнонное значение. В данном случае имеет место гармонизация публично-правового торгового национального регулирования16. Другой пример: унификационные нормы в сфере международного права интеллектуальной собственности.
В любом случае международные конвенции, о чем бы они ни были, невозможно исключить из corpus juridicum международного публичного права. И очевидно, наиболее теоретически системно оправдано унификационные и подобные конвенции, регулирующие международные экономические отношения, «помещать» в международном экономическом праве, в его подотраслях: в международном торговом праве (унификация преимущественно частноправовых отношений) и в международном имущественном праве (унификация во многом публично-правовых отношений), а также в международном экономическом процессуальном праве17.
При этом вряд ли были бы основания выделять в международном публичном (экономическом) праве особую подотрасль «международного частного права». Во-первых, потому что в унификационных конвенциях часто соседствуют нормы частноправового и публично-правового характера. Даже в самой, к примеру, «частноправовой» Венской конвенции о договорах международной купли-продажи товаров можно обнаружить и публично-правовые элементы (например, о ее применимости, о форме сделок и т.п.). Тем более это относится к конвенциям в области международной инвестиционной деятельности и интеллектуальной собственности.
Во-вторых, подотрасль в системе международного права с названием «международное частное право» означала бы путаницу в связи с такими же названиями (причем законодательно закрепленными и предметно иными) в национальных правовых системах.
В третьих, унификационные конвенции - по сути, не о международном частном праве, а просто о частном праве, а «настоящих» конвенций международного частного права (об определении применимого права) ничтожно мало (см. выше рубрику 3).
"' Показательно, что Европейский Союз и США в процессе принятия Марракешского «пакета» Соглашений ВТО ясно заявили: Соглашения не будут иметь «прямого» действия.
17 См. подробнее: Г.М. Вельяминов. Международное экономическое право и процесс (Академический курс). С. 47-50, 276 и далее. С. 319 и далее. С. 401 и далее.
* -к *
Выше уже упоминалась теория полисистемного понимания международного частного права, объединяющего как соответствующие международно-правовые нормы, так и национальные (логически следовало бы считать - национальные нормы всех государств). Отметим лишь, что в принципе «полисистемность» присуща и изложенной выше «цивилистической теории».
Теория полисистемного международного частного права18 отражает стремление подвести под общую крышу некоего синтетического, полисистемного, но все же единого (?) международного частного права «генетически» и по содержанию совершенно разнородные нормативные комплексы - международные и национальные.
Во-первых, речь идет о международных (межгосударственных) договорах (и иных международных актах), отличающихся от всех прочих международных договоров (и актов) лишь особым, специфическим предметом регулирования - частноправовыми отношениями, но такая специфичность свойственна вообще любому международному договору (акту).
Во-вторых, имеется в виду национальное законодательство (или прецедентное право) разных (!) стран, причем, как практически установилось, лишь в области коллизионного регулирования. При этом, что наиболее несообразно, два указанных одноименных нормативных комплекса разнородны по предмету регулирования, т.е. по основному критерию, дающему основание для выделения той или иной отрасли права. Так называемые «конвенции международного частного права» и подобные договоры и акты имеют своим обычным предметом унификацию или установление конкретных материальных норм частного права, а коллизионное право служит не более чем функционально довольно узким средством определения того или иного применимого
национального права и, очевидно, не более того.
* * *
Corpus juridicum «международного частного права» в его «расширенном» понимании (за исключением национальных комплексов в основном коллизионных норм) четко определить невозможно. Слишком, с одной стороны, фрагментарны национальные нормы, регулирующие правоотношения с «иностранным элементом», а с другой стороны, не
См.: Международное частное право. Современные проблемы. Кн. 1.М., 1993. С. 214.
менее фрагментарны и принципиально избирательны для каждого конкретного государства нормы, регулирующие частноправовые отношения на основе разнообразных двусторонних или многосторонних договоров, конвенций.