Особенности размещения заказа путем проведения конкурса

Конкурс является одной из форм проведения торгов на право заключить контракт, победителем которых признается лицо, предложившее наилучшие условия исполнения контракта и заявке на участие которого присвоен первый номер (ч. 1 ст. 20 Федерального закона N 94-ФЗ).

Как было сказано выше, в общем случае заказчики вправе, а при цене контракта более 500 000 руб. - обязаны проводить торги (в форме конкурса или аукциона).

Внимание! Проведение конкурса не допускается при размещении заказа на поставку товаров (работ, услуг), включенных в Перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 N 236-р (ч. 4 ст. 10 Федерального закона N 94-ФЗ). Этот запрет не распространяется на поставки пищевых продуктов и (или) оказание услуг общественного питания для образовательных, медицинских, социальных и иных учреждений (организаций), поименованных в ч. 4.3 ст. 10 Федерального закона N 94-ФЗ.

Закрытый конкурс проводится в случаях (ч. 2 ст. 20 Федерального закона N 94-ФЗ, ст. 1 Федерального закона от 21.04.2011 N 79-ФЗ):

- размещения заказа на поставку товаров (работ, услуг), сведения о которых составляют государственную тайну;

- размещения заказов на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации;

- размещения заказов на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых заказчиками во временное владение и пользование либо во временное пользование физическим и юридическим лицам, в том числе в связи с проведением выставок на территории Российской Федерации и (или) территориях иностранных государств.

Открытый конкурс проводится в остальных случаях (ч. 2 ст. 20 Федерального закона N 94-ФЗ). Особый порядок проведения открытого конкурса предусмотрен гл. 2.1 Федерального закона N 94-ФЗ при размещении заказа на право заключить контракт на создание произведения литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма. Особенности размещения таких заказов в данном материале подробно не рассматриваются. Заметим лишь, что указанные особенности не распространяются на случаи размещения заказа на выполнение работ по созданию программ для ЭВМ и баз данных (ч. 5 ст. 31.1 Федерального закона N 94-ФЗ).

Заказчик не может взимать плату за участие в конкурсе, за исключением платы за предоставление конкурсной документации в письменной форме (ч. 3 ст. 20 Федерального закона N 94-ФЗ).

Заказчик вправе установить требование о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе в размере не более 5% начальной (максимальной) цены контракта (ч. 4 ст. 20 Федерального закона N 94-ФЗ). Согласно положениям Федерального закона N 94-ФЗ указанные средства должны быть возвращены в течение пяти рабочих дней со дня наступления одного из следующих событий:

- отказа заказчика от проведения конкурса (ч. 5 ст. 21);

- получения заказчиком уведомления об отзыве участником заявки на участие в конкурсе до момента вскрытия конвертов (ч. 9 ст. 25);

- подписания протокола оценки и сопоставления заявок - участникам, чьи заявки получены после окончания их приема (ч. 10 ст. 26);

- подписания протокола рассмотрения заявок - участникам, не допущенным до участия в конкурсе (ч. 3 ст. 27);

- признания конкурса несостоявшимся (ч. 4 ст. 27);

- подписания протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе - участникам, не ставшим победителями конкурса (ч. 12 ст. 28);

- заключения контракта - участникам, заявкам которых присвоен первый номер (победитель) и второй номер (ч. 5 ст. 29).

Внимание! В случае уклонения участника размещения заказа от заключения контракта денежные средства, внесенные таким участником в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, не возвращаются (ч. 12 ст. 25, ч. 5 ст. 27, ч. 2 ст. 29 Федерального закона N 94-ФЗ).

Порядок отражения в бухгалтерском учете заказчиков операций по поступлению и возврату средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, подробно рассмотрен в Практическом пособии по бюджетному учету для казенных учреждений и органов власти (см. раздел "Учет расчетов по средствам, полученным во временное распоряжение") и в Практическом пособии по бухгалтерскому учету для бюджетных и автономных учреждений (см. раздел "Учет расчетов по средствам, полученным во временное распоряжение").

Кроме того, заказчик может установить требование об обеспечении исполнения контракта в размере, не превышающем 30% начальной (максимальной) цены контракта. Если начальная (максимальная) цена контракта превышает 50 млн руб., обеспечение исполнения контракта необходимо установить в обязательном порядке в размере от 10 до 30% начальной цены контракта. Заметим, что, если контрактом предусмотрена выплата аванса, размер обеспечения не должен быть менее размера аванса. При этом, если размер аванса составляет более 30% цены контракта, размер обеспечения может быть установлен выше суммы аванса, но не более чем на 20%. Об этом сказано в п. 15.2 ч. 4 ст. 22 Федерального закона N 94-ФЗ.

В случае поставок новых машин и оборудования, начальная цена которых составляет 50 млн руб. и более, а также в случае поставок медицинского оборудования заказчик обязан определить, какие обязательства по контракту должны быть обеспечены (в том числе обязательства о предоставлении вместе с товаром гарантий производителя и поставщика на товар). При этом обязательство о предоставлении вместе с товаром обеспечения гарантии поставщика на товар должно быть установлено в размере от 2 до 10% начальной (максимальной) цены контракта (п. 15.2 ч. 4 ст. 22 Федерального закона N 94-ФЗ, ст. 1 Федерального закона от 21.04.2011 N 79-ФЗ).

Внимание! В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 20.07.2012 N 122-ФЗ, договор поручительства исключен из перечня возможных способов обеспечения исполнения контракта. Это означает, что участник размещения заказа, с которым заключается контракт, не вправе представлять обеспечение исполнения контракта в форме договора поручительства по конкурсам, которые объявляются начиная с 23.07.2012 (даты вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ). При этом заказчикам следует учитывать, что конкурсная документация не должна содержать положений о возможности представления обеспечения исполнения контракта в форме договора поручительства. Такие разъяснения приведены в Письме ФАС России от 30.07.2012 N ИА/24213.

Согласно ч. 4 ст. 29 Федерального закона N 94-ФЗ участником, с которым заключается контракт, предоставляется обеспечение исполнения указанного контракта в форме:

- безотзывной банковской гарантии;

- залога денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита).

Внимание! Предоставление обеспечения исполнения контракта не требуется, если контракт по результатам конкурса заключается с бюджетным учреждением (ч. 4 ст. 29 Федерального закона N 94-ФЗ).

Два и более заказчика вправе осуществлять размещение заказа на поставки одноименных товаров (работ, услуг) путем проведения совместных торгов в форме конкурса (ч. 6 ст. 10 Федерального закона N 94-ФЗ).

Дополнительно о товарах, признаваемых одноименными, см. раздел "Размещение заказа у единственного поставщика".

Заказчики при проведении совместных торгов должны руководствоваться порядком, который определен Положением о взаимодействии государственных и муниципальных заказчиков, органов, уполномоченных на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, при проведении совместных торгов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.10.2006 N 631.

Для проведения совместных торгов заказчики заключают между собой соглашение (п. 4 Положения). Перечень сведений, которые необходимо указать в соглашении, установлен в п. 5 Положения. В частности, в соглашении о проведении совместного конкурса необходимо указать:

- сведения о заказчиках, проводящих совместные торги;

- сведения о видах и предполагаемых объемах заказов;

- сведения об организаторе совместных торгов - заказчике, которому передана часть функций по организации и проведению торгов;

- порядок и срок формирования конкурсной комиссии;

- порядок и сроки разработки и утверждения конкурсной документации;

- ориентировочные сроки проведения совместных торгов;

- порядок оплаты расходов, связанных с организацией и проведением совместных торгов;

- срок действия соглашения.

Образец соглашения о проведении совместных торгов приведен в приложении 6.

В состав конкурсной комиссии, утверждаемой организатором совместных торгов, включаются представители сторон соглашения, количество которых определяется пропорционально объему заказа соответствующего заказчика в общем объеме заказов (п. 6 Положения).

Внимание! Не является совместными торгами единая для нескольких заказчиков процедура размещения заказа, если потребность каждого заказчика в одноименных товарах (работах, услугах) выделяется в отдельный лот (Письмо Минэкономразвития России от 01.02.2008 N Д04-241).

Стороны соглашения несут расходы на проведение совместных торгов пропорционально доле начальной цены контракта заказчика в общей сумме начальных цен контрактов на размещение заказов, в отношении которых проводятся совместные торги (п. 7 Положения).

Контракт с победителем совместных торгов заключается каждым заказчиком, проводившим такие торги (ч. 6 ст. 10 Федерального закона N 94-ФЗ).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: