Обучение игре детей дошкольного и младшего школьного возраста с тяжелой умственной отсталостью

Методические разработки педагогам, дефектологам, воспитателям домов-интернатов.

Обучение игре является одним из важных разделов программы. Известно, что через овладение ребенком ведущими видами детской деятельности осуществляется развитие психических процессов и формируется личность воспитанника. Но поскольку у детей с тяжелой умственно отсталостью игра в дошкольном возрасте своевременно не развивается, одной из главных коррекционно-воспитательных задач обучения и воспитания становится формирование предпосылок игровой деятельности и целенаправленное обучение игре.

Опыт показывает, что ребенок стремится отразить в игре собственные

впечатления и переживания, получаемые им из окружающего мира. Если впечатлений недостаточно, то это не только обеднит содержание игр, но и

сдержит появление подражательных действий. Подражание взрослому основа игровых возможностей ребенка. Для того чтобы педагог мог начать занятия по обучению игре, необходимо провести подготовительную работу.

1. Прежде всего, нужно вызвать у ребенка интерес к игре и желание играть. Для этого необходимо выделить в режиме дня специальное время для игр. Это время должно быть строго зафиксировано и не должно подменяться чем-либо другим. Дети должны привыкнуть к тому, что всегда в одно и то же время они могут играть.

2.Необходимо выделить место для игр, где они могли бы спокойно играть, не мешая ни взрослым, ни друг другу. В группе должен быть оборудован игровой уголок. На полу желательно постелить ковровое покрытие однотонного неяркого цвета, чтобы не отвлекать

внимание детей. Вдоль стен поставить стеллажи для игрушек. В комнате должен быть шкаф либо какая-то другая мебель, куда можно убрать лишние игрушки. Детские столы и стулья желательно расположить рядом с игровым уголком. Их наличие в группе обязательно, поскольку часть иrp проводится за столом. Необходимо обеспечить детей игрушками, соответствующими их возрасту, возможностям и интересам. Игрушки должны быть достаточно крупными и яркими. Каждая из них должна быть в трех-четырех экземплярах, чтобы несколько детей одновременно могли пользоваться одинаковыми игрушками. Они должны быть аккуратно, красиво расположены так, чтобы привлекать к себе внимание детей и вызывать у них желание пользоваться ими. Неряшливые, разбросанные игрушки не могут вызвать к себе интереса детей. Поскольку детей сразу нужно приучать к аккуратности, то игрушки надо располагать в таком порядке, который детям под силу поддерживать. Обучение их умению поддерживать порядок - первый шаг на пути к привитию желания и умения трудиться. Каждая новая игрушка должна появляться в игровом уголке по мере того, как детям станет знакомо ее функциональное назначение.

Занятия по обучению игре хорошо сочетать с занятиями по ознакомлению с окружающим и развитию речи. Перед началом работы по новой теме целесообразно во время экскурсий организовывать наблюдение детей за разнообразной деятельностью взрослых, уточнять и обобщать полученные представления об увиденном. Организовывать наблюдения детей нужно и во время ежедневных прогулок, для чего отводится специальное время.

Занятия по обучению игре следует начинать с установления эмоционального контакта с детьми, улыбчивый человек больше располагает к себе, чем человек угрюмый. Постепенно дети включаются в совместную с педагогом коммуникативную деятельность.

Стремление к контакту со взрослым, желание подражать ему, обратиться за помощью является характерным для нормально развивающегося ребенка. У детей с тяжелой умственной отсталостью в силу несформированности познавательного интереса такое стремление не развито, что резко затрудняет возможности целенаправленной работы с ними. В связи с этим необходимо организовывать коррекционно-педагогическую работу так, чтобы она была направлена на формирование положительного эмоционального отношения к взрослым, стремления контактировать с ними.

Важно, чтобы общение со взрослым приносило ребенку радость, было приятно ему, вызывало положительные эмоции. Работа по развитию способности к общению со взрослым должна осуществляться в обыденной обстановке, на протяжении всего дня, а также в процессе занятий по обучению игре.

На всех этапах обучения детей учат знать и по возможности называть

знакомые игрушки, сопровождать речью действия, которые они совершают, и оречевлять уже совершенные действия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: