Использование взрывных работ для предупреждения и ликвидации ледовых заторов

Взрывные работы по разрушению льда при ледоходах приме) няются с целью защиты мостов и гидротехнических сооружений (ГТС) от повреждения льдом, предупреждения образования ледя) ных заторов и их разрушения, освобождения судов, вмерзших в лед, и проводки их через льды. При этом для защиты опор мостов и ГТС от повреждений перед началом ледохода они освобожда) ются от ледяного покрова, а с верховой и низовой стороны объек) та устраиваются майны. Майны делают и на участках реки, где возможны заторы (рис. 6.1).

С началом ледохода взрывом разрушаются заторы и крупные льдины, способные нанести повреждения охраняемым объектам.

Взрывные работы по разрушению льда при ледоходах произ) водятся в соответствии с решением председателя чрезвычайной комиссии. Решение принимается на основе изучения материалов о реке и данных инженерной разведки ее участков в местах рас) положения защищаемых объектов.

Разведкой устанавливается:

• состояние льда и его толщина у объектов и на затороопасных
участках;

• особенности объектов и их состояние;

• районы, удобные для размещения личного состава, техники
и склада взрывчатых материалов;

• наличие и состояние дорог, а также возможности передвиже)
ния транспортных средств по бездорожью.

Данные разведки наносятся на план местности или карту масштаба 1:25 000(1:50 000).

Решение на производство взрывных работ оформляется на плане местности или на карте масштаба 1:50 000. На план (карту) наносятся:

• район размещения подразделений (формирований) МЧС
России и склада ВМ;

• места и размеры майн, устраиваемых у объектов и на заторо)
опасных участках реки;

• места разрушения льда для освобождения объектов от ледо)
вого покрова;

• места размещения постов наблюдения за ледоходом и
дежурного подразделения по ликвидации заторов;


Spravochnik_Spas_10.qxp 16.08.2006 13:22 Page 143

состав и расположение спасательных команд;

границы безопасных зон при производстве взрывов и места

постов оцепления;

сроки выставления постов наблюдения и порядок поддержа)

ния с ними связи.




Рис. 6.1. Защита опор и предотвращение заторов на реках (вариант):

1 - опоры моста; 2 - низовая майна; 3 - борозды (канавы) вокруг опор;

4 - верховая майна; 5 - майна на затороопасном участке; 6 - лунки для

опускания зарядов под лед; В - ширина реки




Рис. 6.2. Схема установки заряда при освобождении ото льда (вариант): 1 - опоры; 2 - ледовой покров; 3 - борозда; 4 - удлине

вки заряда пр осободе опор моста ото льда (вариант):

опоры; 2 - ледовой покров; 3 - борозда; 4 - удлиненный заряд



Spravochnik_Spas_10. qxp 16.08.2006 13:22Page 144

На обороте плана (карты) или в текстовой части решения помещаются схемы разрушения льда на каждом участке с указа) нием массы зарядов, способов их размещения и расстояний между зарядами, конструкции зарядов и способы их взрывания, место минной станции.

В соответствии с решением перед началом ледохода форми) руются команды взрывников, наблюдателей, спасателей, дежур) ное подразделение и оцепление и определяются их задачи. При постановке задач взрывникам вручается паспорт (схема) взры) вов.

Для освобождения опор мостов, причалов, плотин у водосли) вов, на расстоянии 1-1,5 м от стенки делают борозды (канавы) шириной не менее 0,5 м. При толщине льда более 0,5 м борозды (канавы) устраиваются взрывом удлиненных зарядов с погонной массой не более 0,25 кг/м. Общая масса одновременно взрывае) мых зарядов не должна превышать 3,5 кг. Заряды для устройства борозд закладываются в щели (рис. 6.2), устраиваемые вручную или с помощью цепных баров и мотопил на глубину, равную 1/2-2/3 толщины льда.

Для облегчения излома льдин при подъеме воды борозды вокруг опор (у причалов, плотин и др.) соединяются канавами с майнами.

Майны у мостов, ГТС и на затороопасных участках реки устраиваются взрывом подледных сосредоточенных зарядов. На реках ширина майн должна быть не менее половины их ширины, длина низовой майны принимается равной 1-1,5, а верховой -2 - 2,5 ширинам реки. На водохранилищах майны перед водосли) вами необходимо оборудовать шириной не менее 30 м.

Устройство майн на реках начинается с низовой стороны. Заряды располагаются параллельными рядами (рис. 6.3) поперек фарвартера. Расстояние между зарядами в рядах и между ряда) ми принимаются равным 1,5 - 2,0 радиусам воронки. Подледные заряды размещаются на оптимальной глубине (Wопт):

Wопт = -—rв—, (6.1)

где: rв - расчетный радиус воронки;

nопт - показатель действия взрыва (n = ——), оптимальное значе)
ние попт = 1,76. W

При необходимости не только дробления, но и выброса льда показатель действия взрыва принимается в пределах n = 2,0-2,5.


Spravochnik_Spas_10. qxp 16.08.2006 13:


Page 145


Для установки сосредоточенных зарядов в толще льда или подо льдом в нем вручную, механическими средствами или взры) вом делают лунки такого размера, чтобы заряд проходил в них свободно. При толщине льда менее 0,6 м лунки устраиваются взрывом контактных, а при большей толщине - взрывом внутрен) них зарядов, которые закладываются на глубину, равную 2/3 тол) щины льда.


л


.___. Ч____ и v





Рис. 6.3. Схема размещения зарядов при устройстве майн (вариант):

а - расстояние между зарядами; rв - радиус воронки; а = (1,5...2,0)rв






Рис. 6.4. Способы установки зарядов подо льдом:

а - на стропе; б - на шесте (1 - ледовый покров; 2 - заряды ВВ; 3 - стропа; 4 - груз; 5 - шест; 6 - перекладина)



Spravochnik_Spas_10. qxp 16.08.2006 13:22Page 146

При устройстве лунок масса контактных и внутренних зарядов в килограммах принимается в соответствии с правилом:

• при толщине льда до 1,0 м - равной его толщине (Wл), выра)
женной в метрах;

• при толщине льда более 1,0 м - равной удвоенной толщине
льда, выраженной в метрах.

Например, при Wл = 0,5 м, масса заряда Q = 0,5 кг; при Wл = 1,1 мQ = 2·1,1 =2,2 кг.

Лунки можно образовывать и взрывом зарядов из буровых шашек, размещаемых в шпурах диаметром 35—45 мм. Шпур бурится на глубину 3/4 толщины льда и заполняется шашками на 2/3 его глубины.

Для пробивания лунок во льду можно использовать кумулятив) ные заряды. Кумулятивный заряд КЗ)2 пробивает лед толщиной до 2 м, образуя лунку диаметром до 25 см.

Сосредоточенные заряды опускаются под лед на стропах или шестах (рис. 6.4), верхние концы которых крепятся к поперечным перекладинам. Для предотвращения всплытия или сноса течени) ем к зарядам, опускаемым на стропах, крепится груз.

Крупные льдины во время ледохода дробятся на фрагменты взрывом контактных сосредоточенных зарядов массой 2-5 кг. Наибольший размер фрагмента не должен быть более 2/3 про) света между опорами моста, водослива. Заряды на льдины забрасываются при интенсивном ледоходе - с вертолетов, а при незначительном количества льда на реке - с лодок.

Неподвижные (малоподвижные) льдины могут расчленяться на фрагменты взрывом контактных удлиненных зарядов массой 2—4 кг/м, привозимых взрывниками на лодке. Лодка, на которой доставляются взрывники с зарядами, должна быть оборудована откидными сходнями с шипами на концах. Личный состав коман) ды, доставляющий заряды на льдины, должен быть обеспечен спасательными средствами.

Успех работы по ликвидации ледовых заторов, расход ВМ, зат) раты труда и времени во многом зависят от правильного опреде) ления места заложения зарядов - "замка" затора. Площадь последнего по сравнению с площадью всего ледового затора мала. Например, если площадь заторов на средних реках исчис) ляется в десятках тысяч квадратных метров, то площадь "замка" составляет всего лишь несколько сотен квадратных метров, т.е. приблизительно в 100 раз меньше. "Замок", как правило, распо) лагается в голове затора (с нижней по течению стороне реки) и проявляется тем отчетливее, чем меньше длина затора и толщи) на набитого в нем льда.


Spravochnik_Spas_10. qxp 16.08.2006 13:22Page 147

На узких реках (шириной до 50 м) заряды закладывают посе) редине затора, начиная с нижней его части. Взрывание заторов большой ширины (более 100 м) следует производить лишь после выявления места расположения "замка", которое определяют по торосам, образовавшимся в результате надвижения льдин на преграды - берег, остров и др.

Прочные заторы, образовавшиеся на некотором удалении от защищаемых объектов, разрушаются взрывами контактных или вну) тренних зарядов массой 10-25 кг. Заряды располагаются с низовой стороны затора так, чтобы их взрывом разрушались льдины, удер) живающие затор и образовывался канал шириной 20-30 м. Расстоя) ние между зарядами принимается равным 6-8 м. Взрыв всех заря) дов должен производиться одновременно. При установке зарядов на заторе не должно находиться одновременно более двух человек.

Непрочные заторы разрушаются с низовой стороны взрывами сосредоточенных зарядов массой 6-12 кг, они опускаются на затор с вертолета. За один заход на затор опускается не более 2-3 зарядов. При выкладке зарядов с вертолета целесообразно применять ЗТП)150 (ЗТП)300) с механическим воспламенителем или зажигательные трубки длиной 1,0-1,5 м.

Заторы, образующиеся непосредственно у моста или водосли) ва, разрушаются взрывом сосредоточенных контактных зарядов массой не более 3,0 кг, сбрасываемых с объектов на затор взрыв) никами, несущими постоянное дежурство на объекте.

Работы по уничтожению ледяных заторов должны произво) диться в начале их формирования. При производстве взрывных работ по разрушению затора должно устанавливаться непрерыв) ное наблюдение за его состоянием, а спасательные средства находиться в постоянной готовности к снятию людей, работаю) щих на заторе. В качестве спасательных средств целесообразно иметь вертолет с площадкой на подвеске или легкий катер.

Освобождение судов, вмерзших в лед, производится устрой) ством вокруг них зон сплошного разрушения льда шириной 4-6 м. Зоны разрушения (рис. 6.5) льда, как правило, устраиваются взрывом внутренних зарядов постепенно от кормы к носу судна, сначала со стороны одного, а затем (если это необходимо) и со стороны другого борта. Заряды размещаются в шпурах или колодцах, выделанных во льду на глубину 1/2 его толщины. Расстояние от зарядов до борта судна должно быть не менее 1,5 радиусов воронки выброса, а между зарядами и рядами заря) дов - не более двух радиусов.

В случае применения подледных зарядов для разрушения льда последние должны располагаться на безопасных для судна расстояниях, указанных в табл. 6.1.


Spravochnik_Spas_10.qxp 16.08.2006 13:


Page 148


Таблица 6.1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: